Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 апреля 2014 г. N 06-215/14т
изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Матвеевой Т.В. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Евсеевой А.С. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Здравмедтех-Н" (далее - ЗАО "Здравмедтех-Н",заявитель):не явились, получено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя;
от уполномоченного органа и Единой комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ РС(Я), уполномоченный орган, Единая комиссия): Веревкина С.А. (представителя по доверенности);
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница" (далее- ГБУ РС(Я) "Якутская городская клиническая больница", заказчик): Свинобоевой Н.Н., Ощепковой Ю.Н.(представителей по доверенностям),
рассмотрев жалобу ЗАО "Здравмедтех-Н" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для нужд ГБУ РС(Я) "Якутская городская клиническая больница" (извещение N 0116200007914001190),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, Закон о КС) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
11 апреля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ЗАО "Здравмедтех-Н" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для нужд ГБУ РС(Я) "Якутская городская клиническая больница" (извещение N 0116200007914001190).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе на общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 апреля 2014 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ЗАО "Здравмедтех-Н" оглашена в полном объеме, из содержания указанной жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации в части установления срока выполнения работ, ограничивающего количество участников закупки.
Согласно аукционной документации поставщик обязан осуществить поставку товара партиями по заявкам заказчика в течение пяти календарных дней с момента поступления заявки.
Считает, что установление такого короткого срока поставки создает препятствие для участия в аукционе участников из других регионов Российской Федерации, так как физически невозможно за пять календарных дней поставить товар из других регионов, это создает условия для преимущественного участия в аукционе участников из Республики Саха (Якутия).
Указывает на нарушение положений Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Также обжалует нарушение сроков публикации ответа на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации. Заявителем запрос на разъяснение положений аукционной документации был направлен 04 апреля 2014 года. Ответ поступил 8 апреля 2014 года, то есть на четвертый день после поступления запроса.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать уполномоченному органу предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Установление в аукционной документации пятидневного срока поставки товара является важным условием заказчика. Такой срок является оптимальным для организации, осуществляющей медицинскую деятельность и исполнимым для участников закупки, находящихся на значительном удалении от места поставки.
Кроме того, проведение торгов не преследует цели обеспечения возможности участия в них максимального количества лиц. Местом нахождения ЗАО "Здравмедтех-Н" является город Новосибирск, причем время в пути даже на автомобильном транспорте из Новосибирска до Якутска составляет не более пяти дней.
Требование заявителя об установлении срока поставки товара не менее 20 дней представляется противоречащим целям деятельности заказчика, а именно оперативному оказанию медицинской помощи.
Просит признать жалобу необоснованной.
Представители заказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
Согласно письму Минэкономразвития Российской Федерации от 30.12.2008 г. N Д05-6059 заказчик самостоятельно принимает решение об установлении конкретных сроков поставки товара.
Каких-либо требований к срокам поставки товара при проведении электронных аукционов Закон о контрактной системе не содержит.
На основании вышеизложенного, учитывая что объем товара предусмотрен на год, заказчик установил в документации об электронном аукционе срок поставки в течение 5 (пяти) календарных дней с момента поступления заявки.
Практика работы учреждения заказчика показала, что такой срок является оптимальным для поставки и пополнения оперативного запаса данного товара. Данный срок поставки был установлен с учетом того, что ГБУ РС(Я) "Якутская городская клиническая больница" оказывает круглосуточную, бесперебойную работу всех отделений и объем закупаемого товара рассчитан на один год, а также учитывая имеющиеся площади складских помещений, которые не позволяют осуществлять хранение большого объема товара.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
02апреля2014 года в единой информационной системе www.zakupki.gov.ruуполномоченным органом размещеноизвещение N 0116200007914001190 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для нужд ГБУ РС (Я) "Якутская городская клиническая больница", а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 2998522,60 рублей.
15 апреля 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен соответствующий протокол N0116200007914001190-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (14.04.2014 09:00 по местному времени) поступилидве заявки от участников закупки с порядковыми номерами заявок 1 и 2.
Единая комиссия приняла решение допустить всех участников закупки к участию в электронном аукционе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ЗАО "Здравмедтех-Н" необоснованнойпо следующим основаниям.
Заявитель обжалует положения аукционной документации в части установления срока поставки товара, ограничивающего количество участников закупки.
Согласно извещению об осуществлении закупки, пункту 9 части 1 "Информационная карта" аукционной документации, а также части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации поставщик осуществляет поставку товара партиями по заявкам заказчика в течение 5 (пяти) календарных дней с момента поступления заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, свобода заказчика в установлении требований об условиях исполнения контракта ограничена нормой пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, запрещающей устанавливать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
При соблюдении данного условия, закупка считается осуществленной с соблюдением конкурентных требований Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, любой заказчик вправе установить требования об условиях исполнения контракта таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям, не нарушая при этом положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
По смыслу законодательства о контрактной системе любой заказчик вправе установить требования об условиях исполнения контракта, так чтобы они соответствовали его потребностям. Более того, Закон о контрактной системе не содержит положений, которые бы обязывали заказчика устанавливать требования о максимально расширенных условиях исполнения контракта, в том числе по срокам поставки товара.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений законодательства о контрактной системе, нуждается в доказывании.
Поскольку ограничение количества участников закупки предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы конкретного участника торгов, заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в электронном аукционе. На это, в частности, указывает положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, подателем жалобы не приведены доказательства, свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
Включение в извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих всем требованиям заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116200007914001190-1 от 15 апреля 2014 года в адрес уполномоченного органа поступили две заявки на участие в электронном аукционе, обе допущены к участию в электронном аукционе.
Следовательно, установленные в аукционной документации требования об условиях исполнения контракта не привели к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным, поскольку факт ограничения количества участников закупки в ходе рассмотрения дела не подтвердился.
Также заявитель обжалует нарушение сроков публикации ответа на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 указанной статьи в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Материалами дела установлено, что запрос о даче разъяснений положений аукционной документации поступил через оператора электронной площадки уполномоченному органу 04 апреля 2014 года.
В соответствии с положением статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, крайний срок ответа на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации - 07 апреля 2014 года.
Уполномоченный орган разместил разъяснение положений аукционной документации в единой информационной системе 08 апреля 2014 года.
Таким образом, уполномоченным органом нарушено положение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в части нарушения сроков публикации разъяснения положений аукционной документации.
Между тем, как указано в части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов ЗАО "Здравмедтех-Н" просрочкой публикации разъяснения положений аукционной документации на один день. Тогда как в соответствии с положением части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в размещении заказа.
Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, согласно извещению об осуществлении закупки - 14.04.2014 09:00 по местному времени. Таким образом, с момента публикации разъяснения положений аукционной документации и до окончания срока подачи заявок у участника закупки было шесть дней для ознакомления с текстом разъяснения.
Поскольку уполномоченный орган разместил разъяснение положений аукционной документации до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, нарушение прав и законных интересов ЗАО "Здравмедтех-Н" в действиях Госкомзаказа РС(Я) не усматривается.
Касательно указания заявителя на нарушение норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Якутского УФАС России поясняет, что сроки, порядок и другие процессуальные действия по рассмотрению жалобы на нарушения антимонопольного законодательства регламентируются положениями данного закона и другими нормативными документами, таким образом, данный довод не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуЗАО "Здравмедтех-Н" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для нужд ГБУ РС (Я) "Якутская городская клиническая больница" (извещение N 0116200007914001190)частично обоснованной в части нарушения сроков публикации разъяснения положений документации об электронном аукционе.
2. Признать уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа и не повлекло нарушения прав и законных интересов участников размещения заказа предписание об устранении нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.В. Матвеева
А.С. Евсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 апреля 2014 г. N 06-215/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2014