Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 апреля 2014 г. N 06-217/14т
изготовлено в полном объеме 24 апреля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Матвеевой Т.В. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Евсеевой А.С. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Ростелеком" (филиал "Сахателеком") (далее -ОАО "Ростелеком",заявитель):Иванова Г.В. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа и Единой комиссии Окружной администрации города Якутска (далее - Окружная администрация, уполномоченный орган, Единая комиссия): Босиков Р.В., Антонова С.Д. (представители по доверенности);
от заказчикаДепартамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска(далее- Департамент, заказчик): В.Н. Степанов(начальник),
рассмотрев жалобу ОАО "Ростелеком" на действия уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска, заказчикаДепартамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию системы видеонаблюдения и системы экстренной связи "Гражданин-Полиция" на территории города Якутска (восьмая очередь) (Закупка N0116300000114000393),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, Закон о КС) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
14 апреля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ОАО "Ростелеком" на действия уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска заказчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутскапри проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию системы видеонаблюдения и системы экстренной связи "Гражданин-Полиция" на территории города Якутска (восьмая очередь) (Закупка N0116300000114000393).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе на общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 21 апреля 2014 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал жалобу в полном объеме и пояснил следующее.
Заявитель обжалует наличие в аукционной документации требования о предоставлении в составе вторых частей заявок лицензий, не предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Поясняет, что перечень лицензий в разных частях аукционной документации не одинаков, наименование требуемых лицензий не соответствует Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности).
Указывает, что уполномоченным органом необоснованно включена в перечень необходимых лицензий лицензия ФСТЭК на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
Также обжалует отсутствие ответа на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
Просит признать жалобу обоснованной и выдать уполномоченному органу предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
Представители уполномоченного органа с жалобой не согласились и пояснили следующее.
Лицензии, требуемые в пункте 18 Информационной карты и пункте 4 Технической части аукционной документации аналогичны, за исключением того, что в пункте 4 Технической части дополнительно указано требование о предоставлении лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации, проектирование в защищенном исполнении, установка, монтаж, испытание, ремонт средств защиты информации). Данная лицензия требуется для выполнения работ, связанных с защитой конфиденциальной информации, циркулирующей в системе в настоящее время - о персональных данных заявителей, о персональных данных доставленных, о местоположении нарядов полиции и плане их размещения, о процессе расследования, об уликах, о регистрационных знаках транспортных средств.
Наименования лицензий ФСТЭК "на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации (разработка, производство, реализация, установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт, сервисное обслуживание)" и "на проектирование объектов в защищенном исполнении" указаны верно, в соответствии с номенклатурой ФСТЭК. Данные лицензии относятся к видам работ со сведениями, составляющими государственную тайну.
Требование о наличии данных лицензий обусловлено возможностью использования сведений, составляющих государственную тайну при выполнении предусмотренных аукционной документацией работ, так как исполнителю требуется доступ к указанной информации, доступ в помещения МВД по РС(Я) и ММУ МВД РФ "Якутское" где хранится, обрабатывается такая информация, для реализации требуемого функционала программного обеспечения АС ДЧ, а также при проведении пуско-наладочных работ.
Требование о наличии лицензии ФСТЭК на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации обусловлено необходимостью обеспечения требуемого уровня защиты информации без снижения общей функциональности существующих объектов, в том числе при выполнении работ необходимо установить серверные компоненты АС ДЧ.
Требование о наличии лицензии ФСТЭК на проектирование объектов в защищенном исполнении обусловлено тем, что при выполнении работ предусмотрена возможность разработки и внесения изменений в документацию на существующие объекты в защищенном исполнении, которые задействованы или могут быть задействованы в составе системы видеонаблюдения и системы экстренной связи.
Разъяснение положений аукционной документации не было опубликовано в единой информационной системе в связи с техническими сбоями и регламентными работами.
Просят признать жалобу необоснованной.
Представитель заказчика с жалобой не согласился, поддержал позицию уполномоченного органа.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29марта2014 года в единой информационной системе www.zakupki.gov.ruи на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" уполномоченным органом размещеноизвещение N 0116300000114000393 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию системы видеонаблюдения и системы экстренной связи "Гражданин-Полиция" на территории города Якутска (восьмая очередь), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 34000000,00 рублей.
17 апреля 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен соответствующий протокол N182-ЭА-14.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (15.04.2014 09:00 по местному времени) поступилидве заявки от участников закупки с порядковыми номерами заявок 1 и 2.
Единая комиссия приняла решение допустить к электронному аукциону участника закупки с порядковым номером 1, отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номеров 2.Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания муниципального контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ОАО "Ростелеком" обоснованнойпо следующим основаниям.
Заявитель обжалует наличие в аукционной документации требования о предоставлении в составе вторых частей заявок лицензий, не предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что пунктом 18 Информационной карты аукционной документации установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, который содержит в себе, помимо прочих, следующие документы:
Лицензия ФСТЭК на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации (разработка, производство, реализация, установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт, сервисное обслуживание) (требование установлено пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Российская газета N 97, 06.05.2011));
Лицензия ФСТЭК на проектирование объектов в защищенном исполнении (требование установлено пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Российская газета N 97, 06.05.2011)).
Помимо указанных в пункте 18 Информационной карты документов, пунктом 4 Технической части документации об электронном аукционе установлено требование о наличии лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации; проектирование в защищенном исполнении; установка, монтаж, испытание ремонт средств защиты информации) (требование о наличии указанной лицензии установлено также пунктом 6 Информационной карты).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Требование о представлении в составе вторых частей заявок лицензии ФСТЭК на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации аукционной документацией не установлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности (далее-Перечень), согласно которому деятельность по лицензированию разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации и деятельности по технической защите конфиденциальной информации осуществляет ФСТЭК России.
Таким образом, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю выдаются лицензиина:
- разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации;
- деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Таких наименований лицензий, как 1) Лицензия ФСТЭК на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации и 2) Лицензия ФСТЭК на проектирование объектов в защищенном исполнении - не существует.
Следовательно, уполномоченным органом в аукционной документации установлены требования о предоставлении лицензий, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе истребование от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ документов и информации, не допускается.
Таким образом, включив в аукционную документацию требование о предоставлении лицензий, не предусмотренных российским законодательством, уполномоченный орган, заказчик нарушили положения части 6 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Также заявитель обжалует отсутствие ответа на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Материалами дела установлено, что в адрес заказчика поступило 4 (четыре) запроса о даче разъяснений положений аукционной документации, в том числе запрос заявителя от 07 апреля 2014 года.
На момент рассмотрения жалобы по существу (21 апреля 2014 года) разъяснения положений аукционной документации не опубликованы в единой информационной системе.
Таким образом, уполномоченный орган признан нарушившим часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Жалоба ОАО "Ростелеком" признана обоснованной.
В ходе внеплановой проверки выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, в соответствии с частью 6 указанной статьи условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Исходя из пункта 46 Информационной карты аукционной документации, а также извещения об осуществлении закупки уполномоченным органом предусмотрено требование к исполнителю, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Материалами дела установлено, что проект контракта не содержит условий, оговоренных частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, уполномоченным органом, заказчиком нарушено положение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуОАО "Ростелеком"на действия уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при проведении открытого конкурса на выполнение работ по созданию системы видеонаблюдения и системы экстренной связи "Гражданин-Полиция" на территории города Якутска (восьмая очередь) (Закупка N0116300000114000393)обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска,заказчика Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска нарушившимичасть 5 статьи 30, часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска нарушившим часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу Окружной администрации города Якутска, заказчику Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска предписание об устранении нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.В. Матвеева
А.С. Евсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 апреля 2014 г. N 06-217/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2014