Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 марта 2014 г. N 06-159/14т
изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, член Комиссии;
при участии:
от заявителя ООО "СпецТехКомплект" (далее - ООО "СпецТехКомплект", заявитель, Общество): не явились; о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Тюгясирский наслег" муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" Республики Саха (Якутия) (далее - заказчик, единая комиссия, Администрация): поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заказчика,
рассмотрев жалобу ООО "СпецТехКомплект" на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Тюгясирский наслег" муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку Автомашины ГАЗ-3309 с КМУ или эквивалент для нужд Администрации МО "Тюгясирский наслег" (извещение N 0116300022314000003), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
14 марта 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СпецТехКомплект" на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Тюгясирский наслег" муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку Автомашины ГАЗ-3309 с КМУ или эквивалент для нужд Администрации МО "Тюгясирский наслег".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 21 марта 2014 года в 14 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 3.06.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы ООО "СпецТехКомплект" оглашены в полном объеме.
Заявитель считает аукционную документацию несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, в части отсутствия в ней метода определения начальной максимальной цены контракта, при чем считает таковую завышенной на 300 000,00 рублей. Также заявитель усматривает в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе в части установления в извещении даты и времени проведения электронного аукциона (27.02.2014 в 09:00), поскольку данное время является ночным временем для центральной России и по этой причине ограничивается возможность участия в торгах.
Как следует из письменных пояснений заказчика, 14 февраля 2014 года Администрацией размещено извещение N 0116300022314000003 о проведении электронного аукциона на поставку автомашины ГАЗ-3309 с КМУ, впоследствии 26 февраля 2014 года было публиковано извещение о внесении изменений в аукционную документацию, при этом фактических изменений в извещение, а также аукционную документацию внесено не было. Указывают на то, что время и дата проведения электронного аукциона не устанавливаются заказчиком. Данный электронный аукцион был признан несостоявшимся, но по причине незнания требований законодательства о контрактной системе единой комиссией ошибочно проведено подведение итогов аукциона в электронной форме на поставку автомашины ГАЗ-3309 с КМУ.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
14 февраля 2014 года в единой информационной системе Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение N 0116300022314000003 о проведении электронного аукциона на поставку автомашины ГАЗ-3309 с КМУ, а также документация электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 1900000,00 руб.
24 февраля 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116300022314000003-1. Согласно данному протоколу в адрес заказчика поступило две заявки, единая комиссия приняла решение о допуске заявок к участию в аукционе.
26 февраля 2014 года муниципальным заказчиком на едином информационном сайте опубликовано извещение о внесении изменений в аукционную документацию.
27 февраля 2014 года проведена процедура электронного аукциона, составлен протокол N 0116300022314000003-2, согласно которому на аукцион не было подано ни одного предложения о цене контракта. В соответствии с частью 20 статьи 68 Закона о контрактной системе открытый аукцион признан несостоявшимся.
04 марта 2014 года состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300022314000003-3.
Согласно данному протоколу единая комиссия приняла решение признать все заявки участников закупки соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части возможности подписания муниципального контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "СпецТехКомплект" признала необоснованной по следующим основаниям.
Довод заявителя, что в извещении закупки указано время проведения электронного, приводящее к ограничению возможности участия в торгах, признан необоснованным на основании следующего.
Материалами дела установлено, что в извещении N 0116300022314000003 о проведении электронного аукциона на поставку автомашины ГАЗ-3309 с КМУ указана дата проведения электронного аукциона - 27.02.2014.
В силу части 2 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Следовательно, время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки. При этом, отмечена необходимость установления времени начала проведения аукциона в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Таким образом, данный довод жалобы признан необоснованным.
Относительно довода заявителя о несоответствии документации об аукционе в электронной форме требованиям Закона о контрактной системе, Комиссия считает невозможным рассмотрение данного довода жалобы в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из буквального толкования вышеприведенного положения Закона N 44-ФЗ следует, что в случае несогласия участника закупки с положениями документации об аукционе в электронной форме, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего документацию об аукционе, в уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме.
Части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе корреспондирует норма статьи 66 указанного закона, согласно которой участник закупки, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия аукциона в электронной форме, в том числе, обоснование начальной максимальной цены контракта, для него понятны и приемлемы.
Положение части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе направлено на обеспечение стабильности и определенности публичного порядка проведения торгов в форме аукциона в электронной форме путем ограничения срока, в течение которого лицо вправе обжаловать положения документации об аукционе в электронной форме, в том числе, с целью недопущения возможных злоупотреблений со стороны участников закупки.
Кроме того, статья 65 Закона N 44-ФЗ предусматривает право участников закупки направлять в адрес заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации запросы о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме, в случае неясности ее положений, или при наличии, с точки зрения лица, направляющего запрос, определенных ограничений количества участников размещения заказа.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов дела, 14 февраля 2014 года в единой информационной системе Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение N 0116300022314000003 о проведении электронного аукциона на поставку автомашины ГАЗ-3309 с КМУ, а 26 февраля 2014 года муниципальным заказчиком опубликовано извещение о внесении изменений в аукционную документацию.
В силу части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
Вместе с тем, данной нормой регламентирована возможность внесения заказчиком изменений в извещение о проведении электронного аукциона, а именно: решение о внесении изменений в извещение может быть принято не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе; в течение одного дня с даты принятия данного решения указанные изменения должны быть размещены в ЕИС; срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней; при внесении изменений не допускается изменение объекта закупки при проведении такого аукциона.
Материалами дела установлено, что регламентированных частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе действий со стороны заказчика не было произведено. Так, срок окончания срока подачи заявок на участие в аукционе был установлен 21.02.2014, а размещено повторное извещение позже регламентированного срока, а именно - 26.02.2014, при этом срок подачи заявок на участие в аукционе не был продлен.
Таким образом, муниципальным заказчиком нарушены требования части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СпецТехКомплект" на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Тюгясирский наслег" муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку Автомашины ГАЗ-3309 с КМУ или эквивалент для нужд Администрации МО "Тюгясирский наслег" (извещение N 0116300022314000003) необоснованной.
2. Признать муниципального заказчика Администрацию муниципального образования "Тюгясирский наслег" муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 6 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать муниципальному заказчику Администрации муниципального образования "Тюгясирский наслег" муниципального района "Эвено-Бытантайский национальный улус" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 марта 2014 г. N 06-159/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2014