Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 мая 2014 г. N 06-248/14т
изготовлено в полном объеме 08 мая 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Инфосистемы" (далее по тексту - ООО "Инфосистемы", Общество, заявитель): Черемисин В.Н. (представитель по доверенности);
от государственного заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" (далее по тексту - ФКУ Упрдор "Лена", заказчик, единая комиссия): о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу ООО "Инфосистемы" на действия единой комиссии Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса "Лот 4. Выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства" (изв. N 0316100007214000006), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
25 апреля 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Инфосистемы" на действия единой комиссии Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса "Лот 4. Выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения (05 мая 2014 года в 16 часов 30 минут в помещении Якутского УФАС России).
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Инфосистемы" жалобу поддержал в полном объеме и пояснил следующее.
Во-первых, заявитель обжалует результаты оценки заявок единой комиссией по критерию "Квалификация участников закупки".
Во-вторых, указывает на установление в конкурсной документации неправомерных требований к исполнителю по наличию опыта работы, деловой репутации, а также трудовых ресурсов в нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В-третьих, в нарушение статьи 52 Закона о контрактной системе процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе проводилась 17.04.2014, 21.04.2014 и 22.04.2014, так, дважды были внесены изменения в указанный протокол от 17.04.2014 года.
Как следует из письменных пояснений заказчика, по окончании срока подачи заявок (до 10.00 часов местного времени 17 апреля 2014 года) было зарегистрировано 6 заявок, из них 4 заявки на бумажном носителе, 2 заявки в форме электронного документа.
При вскрытии конвертов, открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам было зафиксировано, что в заявках NN 3, 6, поданных в электронном виде отсутствовала электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП) участников закупки. Протокол вскрытия конвертов, открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам был подписан членами единой комиссии и размещен на сайте www.zakupki.gov.ru 18 апреля 2014 г.
В тот же день последовало устное обращение ООО "Дальцентравиа" о разъяснении причин отклонения поданных в форме электронных документов заявок. По указанному обращению было проведено повторное обследование присланных файлов с привлечением инженера-программиста, по результатам которого было установлено, что заявки участников NN 3,6 подписаны ЭЦП в программе Microsoft Office 2007, в то время как на персональном компьютере, который обеспечивал открытие доступа к поданным в электронной форме заявкам, установлен Microsoft Office 2010. Согласно прилагаемому описанию Крипто Про Office Signature (http://www.cryptopro.ru/products/office/signature) видно, что в случае, если документ создан и подписан с использованием Microsoft Office 2007, то в Microsoft Office 2010 подпись ЭЦП не будет показана. После установки на наш ПК Microsoft Office 2007 подпись была прочитана.
В связи с вновь открывшимися обстоятельствами было принято решение рассмотреть заявки NN 3,6 и внести исправления в протокол вскрытия конвертов ПВК-1 от 17.04.2014 г. (размещен на сайте www.zakupki.gov.ru 21.04.2014 г)
После публикации исправлений к первоначальной версии протокола последовало устное обращение ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" о разъяснении причин, по которым не были учтены предоставленные ими сведения, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в виде актов выполненных работ.
Причиной, по которой не были учтены акты выполненных работ в качестве подтверждения квалификации участника открытого конкурса является несоблюдение требований конкурсной документации, а именно п. 32.5 конкурсной документации, которым установлено требование о подтверждении деловой репутации путем предоставления положительных заключений компетентного органа об утверждении результатов проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Участник закупки пояснил, что предоставленные им акты сдачи-приемки выполненных работ подписываются только при наличии положительного заключений компетентного органа.
Специалистом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в ФКУ Упрдор "Лена" даны разъяснения, что согласно п. 8.2 Приказа Минтранса России от 12.04.2010 г. N 87, первый экземпляр утвержденного компетентным органом результата проведенной оценки уязвимости (отчет) направляется - исполнителю, который в соответствии с условиями контракта передается заказчику, а второй и третий экземпляры остаются в компетентном органе. Действующий порядок проведения оценки уязвимости не предусматривает наличие у исполнителя отчета, поскольку он является документом для служебного пользования.
В целях восстановления нарушенных прав участников открытого конкурса, все заявки, поступившие на открытый конкурс в установленный срок были рассмотрены с учетом вышеуказанных пояснений, т.е. в подтверждение опыта выполненных и принятых заказчиком работ по оценке уязвимости, а также деловой репутации участников открытого конкурса приняты во внимание акты сдачи-приемки выполненных работ, копии контрактов, копии отчетов, также были внесены соответствующие исправления в протокол вскрытия конвертов ПВК-1 от 17.04.2014 г. (размещен на сайте www.zakupki.gov.ru 22.04.2014 г).
Относительно довода жалобы ООО "Инфосистемы", в части обжалования положений конкурсной документации, поясняют следующее: требования по деловой репутации и опыту выполнения работ в равной мере предъявлены ко всем участникам открытого конкурса, к тому же способы обжалования и сроки, в течение которых может быть подана жалоба, определены в статье 105 Закона о контрактной системе. Так, частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
На основании вышеизложенного просят жалобу ООО "Инфосистемы" признать необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
25 марта 2014 года государственным заказчиком ФКУ Упрдор "Лена" в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru были размещены извещение N 0316100007214000006 "Лот 4. Выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства", а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 1 473 033 рубля 00 копеек.
17 апреля 2014 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК-1.
Согласно данному протоколу на участие в открытом конкурсе подано 6 (шесть) заявок:
- участник закупки N 1 ООО "Инфосистемы";
- участник закупки N 2 ФГУП "ЗащитаИнфотранс";
- участник закупки N 3 ООО "Дальцентравиа";
- участник закупки N 4 ООО "ИНФОРМ-АЛЬЯНС";
- участник закупки N 5 ООО "Центр взрывобезопасности";
- участник закупки N 6 ФГУП "Управление ведомственной охраны Минтранса РФ" Приморский филиал.
21 апреля 2014 года, 22 апреля 2014 года единой комиссией размещены в единой информационной системе измененные редакции протокола N ПВК-1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
21 апреля 2014 года состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, о чет составлен протокол N 0316100007214000006-2.
Согласно указанному протоколу победителем открытого конкурса признан участник закупки с порядковым номером 3 - ООО "Дальцентравиа".
На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Инфосистемы" признала необоснованной на основании следующего.
Как следует из сути жалобы, процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе проводилась с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Из материалов дела следует, 17 апреля 2014 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК-1. При этом, в протокол N ПВК-1 от 17.04.2014 г. вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе единой комиссией внесены изменения, протокол N ПВК-1 от 17.04.2014 г. в редакции N 2 опубликован 21 апреля 2014 года, протокол N ПВК-1 от 17.04.2014 г. в редакции N 3 опубликован 22 апреля 2014 года.
Из вышеуказанных пояснений ФКУ Упрдор "Лена" следует, что протокол N ПВК-1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе редактировался дважды по объективным причинам. Так, редакции протокола были произведены после поступивших жалоб участников закупки. Протокол в третьей редакции, размещенный в единой информационной системе 22.04.2014 года, является окончательным вариантом.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Закона о контрактной системе протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе.
Следовательно, действующая редакция (окончательный вариант) протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе N ПВК-1 от 17.04.2014 года размещен в единой информационной системе 22.04.2014 года.
Таким образом, в нарушение требований части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе единой комиссией ФКУ Упрдор "Лена" протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе N ПВК-1 от 17.04.2014 года размещен в единой информационной системе позже установленного срока.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в закупке.
Жалоба заявителя не содержит сведений, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Инфосистемы".
Следовательно, вышеуказанный довод заявителя подлежит признанию необоснованным.
Из содержания жалобы ООО "Инфосистемы" следует, что заявитель обжалует результаты оценки заявок единой комиссией по критерию "Квалификация участников закупки".
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Следовательно, на основании вышеизложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) сообщает, что жалоба ООО "Инфосистемы" на действия конкурсной комиссии Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса "Лот 4. Выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства" не подлежит рассмотрению Комиссией Якутского УФАС России по контролю в сфере закупок в части обжалования результатов оценки заявки на участие в конкурсе по критерию оценки заявки, указанному в п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия Якутского УФАС России сообщила представителю заявителя ООО "Инфосистемы", что в части обжалования результатов оценки заявки на участие в конкурсе по критерию "Квалификация участника закупки" заявитель вправе обратиться в суд.
Относительно довода жалобы ООО "Инфосистемы" в части обжалования положений документации об открытом конкурсе Комиссия Якутского УФАС России поясняет следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В извещении о проведении открытого конкурса указан срок окончания подачи заявок - 17 апреля 2014 года.
Жалоба ООО "Инфосистемы" в Якутское УФАС России поступила 25 апреля 2014 года, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Следовательно, в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе вышеуказанный довод жалобы не подлежит рассмотрению Комиссией Якутского УФАС России.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Инфосистемы" на действия единой комиссии Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса "Лот 4. Выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства" (изв. N 0316100007214000006) необоснованной; в части обжалования результатов оценки заявки на участие в конкурсе по критерию "Квалификация участника закупки", в части обжалования положений документации об открытом конкурсе не подлежащей рассмотрению.
2. Признать единую комиссию Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" нарушившей часть 7 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки и не повлекли нарушения прав и законных интересов участников закупки предписание об устранении нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.А. Нанова
Я.Д. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 мая 2014 г. N 06-248/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2014