Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 апреля 2014 г. N ЭА-122/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия_, рассмотрев жалобу ООО "Феррум-Юг" (далее Заявитель) на действия заказчика - департамента потребительской сферы Краснодарского края при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края открытого аукциона в электронной форме N 0318200063914002346 "Оказание услуг по проведению анализа качества пищевой продукции и оценки осуществления торговой деятельности на территории Краснодарского края в рамках подпрограммы "Качество" на 2014-2018 годы (с развитием подсистемы защиты прав потребителей в Краснодарском крае) государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель считает, что размещенная аукционная документация содержит нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) (ч.3 ст.33), ст.708 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Требование, указанное в п.3.2 ст.3 контракта, является нарушением действующего законодательства, влечет за собой ограничение количества участников закупки. Также в аукционной документации установлены неправомерные требования о предоставлении сведений, подтверждающих компетентность привлеченных экспертов в разделе 2 "Описание закупки на 2014 г" (п.2).
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Необходимость составления ежегодного графика оказания услуг по контракту не ограничивает количество участников закупки. В соответствии со ст.34 Закона о контрактной системе график исполнения контракта включается только при условии заключения контракта более чем на три года. Документация о закупке не устанавливает требований к участнику закупки о наличии у него соответствующего сертификата аккредитации. В описании объекта закупки указано, что проведение анализа торговой деятельности должно осуществляться с привлечением аттестованных экспертов. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 14.07.2000 N 46 "О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р" дало определение эксперта как физического лица, прошедшего процедуру сертификации на право проведении одного или нескольких видов работ с целью сертификации (аккредитации, испытаний) в Системе сертификации ГОСТ Р и имеющие сертификат компетентности эксперта. Указание на наличие таких документов не является установлением требований к участнику закупки, а является описанием требований, содержащихся в законодательстве Российской Федерации к конкретной услуге.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия установила следующее.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация открытого аукциона в электронной форме: N 0318200063914002346 "Оказание услуг по проведению анализа качества пищевой продукции и оценки осуществления торговой деятельности на территории Краснодарского края в рамках подпрограммы "Качество" на 2014-2018 годы (с развитием подсистемы защиты прав потребителей в Краснодарском крае) государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика". Начальная (максимальная) цена контракта 38 295 711,00 рублей. Заказчик - департамент потребительской сферы Краснодарского края.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. В размещенной документации содержится контракт. Заявитель считает, что п.3.2 контракта противоречит Гражданскому Кодексу и ограничивает количество участников. В соответствии с п.3.2 контракта Исполнитель производит оказание услуг на условиях, определенных в Спецификации и в соответствии с ежегодным графиком, согласованным с Заказчиком. Исполнитель вправе вносить изменения в график оказания услуг только после их согласования с Заказчиком. Данное условие контракта не противоречит ст.34 Закона о контрактной системе, ст. 708 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Согласно ч. 3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В документации Заказчиком установлены требования к закупаемым услугам. В частности п.2 Анализ осуществления торговой деятельности на территории Краснодарского края должен осуществляться с привлечением аттестованных экспертов (не менее 3-х экспертов) для посещения 1500 предприятий розничной торговли на территории Краснодарского края, с целью оценки торговой деятельности. Предоставление сведений об экспертах (с указанием реквизитов сертификата, подтверждающего компетентность), разработка формы экспертного заключения и предоставление на согласование Заказчику в течение 5 дней с момента согласования Заказчиком графика по контракту. Таким образом, документация не устанавливает требований к участнику закупки о наличии у него соответствующего сертификата аккредитации, либо наличия в штате экспертов.
Из положений документации не следует, что конкретному участнику созданы преимущественные условия, требования к деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, не содержит.
Наличие условий, предусмотренных в документации об аукционе, ограничивающих количество участников размещения заказа, Комиссией не установлено. Соответствующие доказательства Заявителем в материалы жалобы не предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Феррум-Юг" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта (извещение N 0318200063914002346).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии Л.А. Литовченко
Члены Комиссии Р.В. Сироткин
Е.А. Богославский
Е.В. Дикуша
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 апреля 2014 г. N ЭА-122/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2014