Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 апреля 2014 г. N ЗК-20/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в присутствии представителей МБУЗ "Тимешевская ЦРБ", представителя ООО "Фабрика утилизации отходов", рассмотрев жалобу ООО "Фабрика утилизации отходов" (далее - Заявитель) на действия МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" при проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по транспортированию медицинских отходов класса Б, В (извещение N 0318300034414000051) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует извещение о проведении запроса котировок. В своей жалобе ООО "Фабрика утилизации отходов" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе: 1) В описании объекта закупки указано, что объектом закупки является "транспортирование медицинских отходов класса Б" и "транспортирование медицинских отходов класса В". Однако, пунктом 6 описания объекта закупки, Заказчик установил требование предоставления копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению опасных отходов 1-4 класса. Таким образом, Заказчик установил требование о наличии лицензии, которая не требуется при осуществлении транспортирования медицинских отходов класса Б и В; 2) Пунктом 2 описания объекта закупки, Заказчик требует предоставить ему одноразовые емкости, пакеты желтого цвета и холодильник. Так как предметом запроса котировок является "транспортирование медицинских отходов класса Б и В", что является нарушением ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе; 3) В соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 от 9 декабря 2010 г. к медицинским отходам класса Б относятся: инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы, инструменты, предметы, загрязненные кровью, патологоанатомические отходы, пищевые отходы инфекционных отделений и т.д. Однако, исходя из описания объекта закупки, невозможно понять какие именно отходы класса Б будет сдавать учреждение. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что Заказчик должен был разместить извещение о проведении запроса котировок, с указанием всех образующихся отходов в Учреждении и соответственно требовать лицензию на все те же виды отходов. Так же в соответствии с п. 4.10 и п. 4.21 СанПиН 2.1.7.2790-10 от 9 декабря 2010, медицинские отходы класса Б и В подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции), однако ни в описании объекта закупки, ни в проекте контракта не указано, что отходы заказчик будет передавать обеззараженные. Если же отходы не обеззараженные, то это приведет к нарушению действующего законодательства как со стороны Заказчика, так и со стороны исполнителя; 4) Заказчик в описании объекта закупки указывает, что Исполнитель должен предоставить: одноразовые контейнеры 10-12 литров в количестве до 2000 штук; одноразовые контейнеры 5-7 литров в количестве до 2000 штук; самоклеящуюся маркировку в количестве до 5000 штук; пакеты желтого цвета в количестве до 1000 штук; одноразовые контейнеры от 0.5 до 1.5 литра в количестве до 1000 штук. Из данного требования невозможно понять точное количество поставляемой продукции, а соответственно невозможно точно посчитать затраты Исполнителя на приобретение указанного товара; 5) В соответствии с пунктом 6.4 СанПиН 2.1.7.2790-10 от 9 декабря 2010 г., накопление и временное хранение необеззараженных отходов класса Б и В осуществляется в подсобных помещениях, а при хранении более 24 часов используется холодильное оборудование, однако пунктом 5 описания объекта закупки предусмотрен ежедневный вывоз отходов с 8:00 до 9:00. Если вывоз отходов осуществляется ежедневно, то в таком случае холодильное оборудование не требуется для хранения медицинских отходов. Также невозможно, исходя из описания объекта закупки, определить точный размер холодильника, так как указан объем до 1000 литров. Из данного пункта невозможно понять, будет ли являться нарушением, если Исполнитель предоставит холодильник объемом 30 литров, ведь по показателям нарушения не будет.
Представителями МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" представлено извещение о проведении запроса котировок, заявки участников, письменные пояснения по существу жалобы. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. В проекте контракта, размещенного на официальном сайте пункт 2.1.8., а также в описании объекта закупки пункт 6 указано: "Предоставить Заказчику копию лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению опасных отходов 1-4 класса (Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Заказчик считаем данное требование обязательным. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности, а также на основании требований СаН ПиН 2.1.7.2790-10 от 9 декабря 2010 г вывозить и обезвреживать медицинские отходы должна только специализированная организация". Предоставление лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению опасных отходов 1-4 классов опасности является единственным документальным фактом, подтверждающим эту специализацию.
Для экономии бюджетных средств на закупку тары, оборудования и упаковки для медицинских отходов руководством "Тимашевкой ЦРБ" было принято решение воспользоваться коммерческими предложениями от организаций, готовых предоставить за свой счет безвозмездно тару, оборудование и упаковку для медицинских отходов: ООО "Пиретта", ООО "Экология", ООО "Полигон-сервис", ООО "Вита сервис". Схема сбора медицинских отходов в местах накопления (отделения больницы), а также способ хранения на участке временного хранения (накопления) медицинских отходов целиком и полностью регулируются СаНПиН 2.1.7.2790-10 от 9 декабря 2010 г, из которого следует: пункт 6.2. Хранение (накопление) более 24 часов пищевых отходов, необеззараженных отходов класса Б осуществляется в холодильных или морозильных камерах. При этом, организация, осуществляющая медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, должна быть обеспечена всеми необходимыми расходными средствами, в том числе одноразовой упаковочной тарой. Таким образом, одноразовая непрокалываемая тара, холодильники являются, технологически и функционально связанными с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений и никак не являются предметом ограничения конкуренции. Также, условие предоставления холодильника в количестве двух штук во временное пользование на срок действия договора на оказание услуг по транспортированию медицинских отходов класса Б, В, не является нарушением ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе в которой указано, что не допускается включение в документацию о закупке требование, о наличии у участника производственных мощностей, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом контракта, так как тара, упаковка, холодильное оборудование не имеют никакого отношения к производственным мощностям, а являются технологически и функционально связанными вышеуказанными положениями СаНПиН 2.1.7.2790-10 упаковкой и оборудованием для сбора и хранения медицинских отходов в ожидании приезда специализированной компании занимающейся вывозом, обезвреживанием и размещением медицинских отходов.
В соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 от 9 декабря 2010 г. к медицинским отходам класса Б относятся: инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы, инструменты, предметы, загрязненные кровью, патологоанатомические отходы, пищевые отходы инфекционных отделений и т.д. В связи с отменой Росприроднадзором РФ паспортизации на основании лабораторных исследований сданных образцов отходов ни одно медицинское учреждение Краснодарского края не может точно указать состав отходов класса Б. Исходя из этого все потенциальные участники данного запроса котировок могут руководствоваться только положениями СанПиН 2.1.7.2790- 10 от 9 декабря 2010 г. в которых указанно что к медицинским отходам класса Б относятся: инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы, инструменты, предметы, загрязненные кровью, патологоанатомические отходы, пищевые отходы инфекционных отделений.
Согласно положений проекта контракта исполнитель обязан: п.2.1.2 предоставить Заказчику по акту приема-передачи ТМЦ на ответственное хранение (Приложение 4 к настоящему контракту) в безвозмездное пользование: одноразовые непрокалываемые контейнеры, желтые контейнеры с иглосъемниками, самоклеющуюся маркировку, пакеты для складирования медицинских отходов. Тип, количество контейнеров с крышкой, пакетов, самоклеющейся маскировки, соответствующего цвета в количестве, равном количеству предоставленных одноразовых контейнеров, передаваемых Заказчику безвозмездно, определяется Заказчиком; морозильный ларь 2шт.; 2.1.3. Принять у Заказчика Отходы в пакетах, одноразовых непрокалываемых закрытых контейнерах с соответствующей маркировкой. А заказчик обязан: 1.2.7. По окончании действия контракта возвратить по акту возврата товарно-материальных ценностей (приложение 5 к настоящему контракту) принадлежащее Исполнителю имущество. Таким образом, холодильники и неиспользованная тара будут возвращены Исполнителю.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" проводился запрос котировок на право заключения контракта на оказание услуг по транспортированию медицинских отходов класса Б, В (извещение N 0318300034414000051).
Начальная (максимальная) цена контракта - 295 612,50 рублей.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. В извещении объектом закупки является транспортирование медицинских отходов класса Б, В. В извещении перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе не установлен.
Вместе с тем, в п. 6 Приложения N 3 "Описание объекта закупки" указано: Предоставить Заказчику копию лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению опасных отходов 1-4 класса. Приложение N 3 "Описание объекта закупки" содержит графу "Наименование услуг" - транспортирование медицинских отходов класса Б, В с указанием характеристик услуг - погрузка, вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Б, В. Таким образом, документация о проведении запроса котировок содержит разночтения.
Согласно постановлению Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" транспортирование медицинских отходов не входит в перечень работ, составляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 2 Приложения N 3 "Описание объекта закупки" указано: для сбора медицинских отходов класса Б, В Исполнитель должен иметь оборудование и емкости в объеме, указанном ниже в таблице, и по требованию Заказчика передать ему в безвозмездное пользование на срок действия договора: Холодильник, герметично закрывающиеся, непрокалываемые одноразовые контейнеры с соответствующей маркировкой и т.д. При этом количество не определено. Из коммерческих предложений, используемых Заказчиком в качестве обоснования цены, невозможно определить получены ли они с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки. (ч. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе).
По результатам внеплановой проверки Комиссией также установлено, что в проекте контракта извещения о проведении запроса котировок отсутствует информация о Штрафах начисляемых за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (ч. 8 ст. 34 Закона о контактной системе).
В форме котировочной заявки идентификационный номер налогоплательщика учредителей не предусмотрен, что противоречит требованиям п. 4) ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе.
Ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи. В соответствии со ст. 23.66 КоАП РФ действующей в настоящий момент, рассмотрение дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ контрольным органом в сфере закупок не предусмотрено.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, п. 2) ч. 22 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фабрика утилизации отходов" обоснованной.
2. Признать в действиях МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" нарушение ч. 3 ст. 22, ч. 3 ст. 33, п. 2) ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУЗ "Тимашевская ЦРБ" выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 апреля 2014 г. N ЗК-20/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2014