Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 апреля 2014 г. N ЭА-157/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту "Защита территорий Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка" Канализация русла Адагум (1-й этап, 2 пусковой комплекс" (извещение N0318200063914002439) в части нарушения законодательства в сфере закупок,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком - ГБУ Краснодарского края "Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края" Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона "Выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту "Защита территорий Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка" Канализация русла Адагум (1-й этап, 2 пусковой комплекс" (извещение N0318200063914002439).
ООО "Ростовводстрой" обжалует положения документации об открытом аукционе в электронной форме, которые, по его мнению, не соответствуют нормам действующего законодательства о закупках по следующим основаниям:
-аукционная документация содержит требование о представлении участником закупки документов (копий документов), подтверждающих правомочность участника аукциона заключения контракта;
- ч.6.14 раздела 10 проекта контракта установлены требования о предоставлении Заказчику заключенных с субподрядчиками договоров (в том числе из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированными некоммерческими организациями) в течение 10 рабочих дней с момента их заключения;
-ч.6.16 раздела 10 проекта контракта установлены требования о предоставлении Подрядчиком в течение 10 дней Заказчику копии свидетельств саморегулируемой организации привлекаемых субподрядчиков (в том числе из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированными некоммерческими организациями) на виды работ по монтажу сборных бетонных и железобетонных конструкций, устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций, работы по устройству каменных конструкций, монтаж металлических конструкций, монтаж деревянных конструкций;
- ч.9.8 раздела 10 проекта контракта установлено требование о предоставлении за 10 календарных дней до начала приемки результатов работ по контракту 2-х экземпляров исполнительной документации на бумажном носителе и один экземпляр на электронном носителе с несколькими расширениями;
- ч.11.7 раздела 10 проекта контракта установлено, что Подрядчику предоставляется аванс в размере до 5% от суммы государственного контракта, но не более 30% лимитов бюджетных обязательств (не установлен конкретный размер авансовых платежей Подрядчику);
-ч.11.8 проекта контракта установлено: "Ежемесячное погашение аванса определяется таким образом, чтобы до конца текущего финансового года аванс был погашен полностью, либо в полном объеме по соглашению сторон до окончания финансового года". По мнению Заявителя, данное требование исключает возможность соглашения сторон об изменении контракта;
-ч.17.6 проекта контракта установлены случаи расторжения контракта по инициативе Заказчика, не соответствующие ст.10 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что установление указанных требований ущемляет его права и законные интересы и ограничивает конкуренцию.
Заказчик, Уполномоченный орган, не согласившись с доводами Заявителя, представили пояснения, согласно которым при разработке аукционной документации они руководствовались ч.5, ч.6 ст.30, ч.15 ст.95 Закона о контрактной системе, ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N624 "Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", Постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 апреля 2008 г. N343 "Об авансировании поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для краевых государственных нужд".
Установленные в аукционной документации требования не противоречат действующему законодательству, являются объективно обоснованными и необходимыми для качественного выполнения работ по предмету контракта.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлено:
-извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме;
-аукционная документация;
-пояснения по жалобе.
Изучив представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
На официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме "Выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту "Защита территорий Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка" Канализация русла Адагум (1-й этап, 1 пусковой комплекс" (извещение N0318200063914002422).
Начальная (максимальная) цена контракта: 810 562 663,00 руб.
Заказчик - ГБУ Краснодарского края "Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края".
В соответствии с п.2) ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования о правомочности участника закупки заключать контракт;
В извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе).
Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки правомочности заключения контракта в соответствии с п.2) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
При этом в аукционной документации указано, что документы и копии документов (копия выписки из единого реестра юридических лиц, копии учредительных документов, копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (или доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в электронном аукционе), будут использованы из числа документов, направленных оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона о контрактной системе.
Документы либо копии документов (решение об одобрении крупной сделки в случае, если требование о необходимости такого решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечении исполнения контракта является крупной сделкой) предоставляются во второй части заявки.
Указанные требования не противоречат законодательству о контрактной системе.
Согласно ч.5 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе).
Следуя указанным нормам Закона о контрактной системе, Заказчик в проекте контракта установил требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций.
"Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N624, содержит виды работ, указанные в проекте контракта.
Таким образом, требование Заказчика о наличии свидетельства о допуске привлеченных субподрядчиков, соисполнителей к видам работ, указанным в п.6.16 проекта контракта не противоречит действующему законодательству.
Требование о предоставлении за 10 календарных дней до начала приемки результатов работ по контракту 2-х экземпляров исполнительной документации на бумажном носителе и один экземпляр на электронном носителе с несколькими расширениями является правом Заказчика и не регламентируется законодательством о контрактной системе.
Доказательств невозможности исполнения указанного требования Заявителем не представлено.
В п.17.6 проекта контракта случаи расторжения контракта установлены в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения завершения работ по предмету контракта Заказчиком в проекте контракта предусмотрено авансирование выполнения работ.
Согласно ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
Установив в проекте контракта не конкретный размер аванса (до 5% от суммы государственного контракта, но не более 30% лимитов бюджетных обязательств), Заказчик нарушил требования ч.1, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, поставив участников закупки в неравное положение в зависимости от субъективного к ним отношения.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предусмотрена административная ответственность по ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
В соответствии со ст. 23.66 КоАП, действующей в настоящий момент, рассмотрение дела по ч.4.2 ст.7.30 КоАП контролирующим органом в сфере размещения заказа не предусмотрено.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о невозможности дальнейшей процедуры проведения торгов, в связи с допущенными нарушениями законодательства в сфере закупок.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Ростовводстрой" частично обоснованной.
Доводы жалобы в части не установления в проекте контракта конкретного размера авансовых платежей обоснованны.
2.Признать в действиях Заказчика - ГБУ Краснодарского края "Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края" нарушение ч.1, ч.2 ст.8 Закона оконтрактной системе.
3.Заказчику - ГБУ Краснодарского края "Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края", Уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 апреля 2014 г. N ЭА-157/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2014