Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 апреля 2014 г. N К-22/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия
, рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее Заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" при проведении открытого конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на выполнение "Ремонтно-восстановительные работы главного корпуса ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия", пострадавшего от пожара по ул. Р. Люксембург, 159 в г. Армавире Краснодарского края" (2 этап) (извещение N 0318100010014000001) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель считает, что Заказчиком допущены нарушения требований ч.2 ст.56, ч.1 ст.48, п.1) ч.1 ст.50, п.1) ч.1, ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившиеся в неправомерном выборе формы размещения заказа; отсутствует проектная документация.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. В силу ч.2 ст.56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации_ Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не относятся к перечню, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089. Здание, в котором размещен главный корпус ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия", является объектом культурного наследия.
В конкурсной документации представлены: локально-сметный расчет на проведение реставрационных работ, локально-сметный расчет на проведение строительных работ, сводный сметный расчет. Данные локальные сметные расчеты дают полное представление о видах и объемах выполняемых работ, стоимости и количестве материалов.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия установила следующее.
Заказчиком - ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация открытого конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на выполнение "Ремонтно-восстановительные работы главного корпуса ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия", пострадавшего от пожара по ул. Р. Люксембург, 159 в г. Армавире Краснодарского края" (2 этап) (извещение N 0318100010014000001). Начальная (максимальная) цена контракта 21 000 000,00 рублей.
Согласно ч. 2 ст.56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Здание, в котором размещен главный корпус ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия", является объектом культурного наследия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в данный перечень не включены.
В соответствии с ч.1 ст.56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.2. ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе). В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в данный перечень не включены. Постановление Правительства Российской Федерации с указанием дополнительных требований к участникам закупки и документов, подтверждающих соответствие участника закупки при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда отсутствует.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации и ФАС России от 21.02.2014, изложенной в письме N 3422-ЕЕ/д28 N АЦ/6139/14), в связи с отсутствием установленных Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупки товаров, работ, услуг, непосредственно поименованных в статье 56 Закона о контрактной системе, а также перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки предъявленным требованиям, осуществление в данном случае закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием неправомерно. Заказчик вправе осуществить такую закупку любым иным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без предъявления дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных положениями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса с ограниченным участием установлены единые требования и дополнительные требования в соответствии с п.3) ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе (наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) договора, связанного с предметом настоящего договора на выполнение работ в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного договора составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием). Данное дополнительное требование предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации и не имеет отношения к работам по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, выбор способа - открытый конкурс с ограниченным участием в виду отсутствия дополнительных требований, установленных Правительством Российской Федерации к участникам закупки по предмету рассматриваемого конкурса, необоснован, за что ч.2 ст.7.29 КоАП предусмотрена административная ответственность.
В конкурсной документации представлены: локально-сметный расчет на проведение реставрационных работ, локально-сметный расчет на проведение строительных работ, сводный сметный расчет. Данные локальные сметные расчеты дают полное представление о видах и объемах выполняемых работ, стоимости и количестве материалов, что не противоречит ч.1 ст.48, п.1) ч.1 ст.50, п.1) ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" частично обоснованной. Доводы жалобы в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс с ограниченным участием - обоснованы.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" нарушение ч.6 ст.31, ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 апреля 2014 г. N К-22/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2014