Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 апреля 2014 г. N 221
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены комиссии по рассмотрению жалобы - начальника отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудиновой, государственного инспектора А.Н. Ганус, (далее - комиссия), рассмотрев жалобу ООО НПФ "Дерате" на действия заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей "Центр экологии, краеведения и туризма" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона: "Оказание услуги по дератизации, дезинсекции, противомушиной и противоклещевой обработки объектов Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей "Центр экологии, краеведения и туризма" г. Зеленогорска Красноярского края" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки) установила.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО НПФ "Дерате" на действия заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуги по дератизации, дезинсекции, противомушиной и противоклещевой обработки объектов Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей "Центр экологии, краеведения и туризма" г.Зеленогорска Красноярского края" (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закон о контрактной системе, соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель ООО НПФ "Дерате" Бакумовская А.А. (доверенность б/н от 08.04.2014);
- заказчик, будучи извещенный надлежащим образом явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении в свое отсутствие, ввиду болезни не смог явиться на рассмотрение указанной жалобы (лист нетрудоспособности от 03.04.2014), в адрес Красноярского УФАС России представил письменные пояснения.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком при осуществлении закупки не установлено единое требование к лицам, осуществляющим данный вид работ, а именно - наличие у участника электронного аукциона лицензии на вид работ (услуг) - медицинская деятельность по дезинфектологии.
Представитель ООО НПФ "Дерате" полностью поддержала доводы, изложенные в жалобе, дополнительных пояснений не представила.
Из письменных пояснений заказчика следует, что требование о наличии лицензии у исполнителя не исключительное право заказчика, а установленное законодательством статьей 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации требование к исполнителю работ (услуг) о наличии лицензии в соответствии установленным перечнем лицензируемых видов деятельности согласно статье 12 Федерального закона от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона о лицензировании отдельных видов деятельности). В случае отсутствия лицензии у исполнителя, наступает в соответствии с пунктом 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - административная ответственность, вплоть до уголовной ответственности по части 1 статьи 171 Уголовного Кодекса Российской Федерации - незаконное предпринимательство. Таким образом, жалоба ООО НПФ "Дерате" является необоснованной и безосновательной так как, наличие лицензии не может быть дополнительным требованием заказчика, потому что является обязательным и бесспорным по действующему законодательству, в противном случае наступает административная или уголовная, ответственность исполнителя, что находится за рамками компетенции заказчика.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуги по дератизации, дезинсекции, противомушиной и противоклещевой обработки объектов Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей "Центр экологии, краеведения и туризма" г. Зеленогорска Красноярского края".
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе электронный аукцион - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: "заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при его наличии), а также правомочности участника закупки заключать контракт".
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) приведены следующие понятия:
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Согласно статье 3 Закона об основах охраны здоровья граждан - нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются - организационные, административные, инженерно- технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в медицинскую деятельность включены работы (услуги) по "дезинфектологии".
Податель жалобы, из содержания своей жалобы в понятие дезинфектологии включает дезинфекционную деятельность, которая в соответствии с санитарными правилами "Санитарно-эпидемилогические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03" представляет собой разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.
Объектом закупки электронного аукциона является оказание заказчику услуги по дератизации, дезинсекции, противомушиной и противоклещевой обработки объектов вышеуказанного образовательного учреждения.
Согласно СП 3.5.1378-03. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" раскрываются следующие понятия: дератизация - умерщвление (или отпугивание) грызунов, имеющих эпидемиологическое и санитрано-гигиеническое значение, с целью снижения их численности; дезинсекция - умерщвление (или отпугивание) членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других) имеющих эпидемиологическое и санитрано-гигиеническое значение, с целью снижения их численности; акарицид - средство (препарат), обеспечивающее гибель клещей; акрицидная обработка - система организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на уничтожение клещей.
Анализ аукционной документации Комиссии Красноярского УФАС показал, что заказчиком в техническом задании установлены следующие требования, а именно: оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в соответствии с требованиями:
- СП 3.5.1378-03. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
- СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".
- СП 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих". Акарицидная обработка - система организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на уничтожение клещей. В целях усиления мероприятий по профилактике клещевого вирусного энцефалита и клещевого боррелиоза, на основании постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2008 N19 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита", постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.05.2011 года.
По мнению подателя жалобы, указанные в объекте закупки заказчика услуги по дератизации, дезинсекции включены в понятие "дезинфекционная деятельность" на основании вышеуказанного нормативно-правового акта "Санитарно-эпидемилогических требований к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03", а "дезинфекционная деятельность", в свою очередь, входит и включена в проведение санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Данные санитарно - противоэпидемические (профилактических) мероприятия включены в медицинскую деятельность, в рамках оказания медицинской помощи и соответственно согласно писем Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 18.06.2013 и Министерства Здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 N02-12-393 подлежит лицензированию деятельность по дезинфектологии, связанная с уничтожением организмов принимающих, участие в распространении инфекционных заболеваний человека или являющихся возбудителями этих заболеваний.
Однако, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется только к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи. Следовательно, в полномочиях ООО НПФ "Дерате", согласно устава утвержденного решением учредителей (протокол N18 от 22.01.2009) не предусмотрено проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Вместе с этим, приведенные и раскрытые выше понятия медицинская помощь, медицинские услуги, медицинское вмешательство, неслучайно указанные выше, поскольку они включены в понятие медицинской деятельности, а также анализ аукционной документации заказчика (извещение о проведении электронного аукциона, информационная карта, техническое задание, проект контракта) дают основания полагать Комиссии Красноярского УФАС России, что оказываемые услуги по дератизации, дезинсекции, противомушиной и противоклещевой обработки объектов образовательного учреждения будут проводиться не в рамках медицинской помощи и без медицинского вмешательства, следовательно без непосредственного контакта медицинского работника (например, врач) по отношению к пациенту (например, дети). Так, в проекте муниципального контракта заказчика, в разделе Обязанности "Сторон" указана следующая формулировка: "приостановить работы, если продолжение их выполнения несет угрозу жизни и здоровья детям, отдыхающим на оздоровительно-образовательной базе отдыха". Согласно "Санитарно-эпидемилогических требований к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03" дезинсекцию, дератизацию в детских образовательных учреждениях проводят в отсутствие детей и персонала, после окончания работы детского образовательного учреждения, в санитарные и выходные дни. Соответственно, при осуществлении организацией деятельности по оказанию услуг населению и юридическим лицам по дератизации, дезинсекции, а в данном случае будет считаться дезинфекционная деятельность вне рамок оказания медицинской помощи, следовательно, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность по дизенфиктологии не требуется.
Кроме того, противоклещевая обработка, указанная в объекте закупки заказчика для целей усиления мероприятий по профилактике клещевого вирусного энцефалита и клещевого боррелиоза является неспецифической профилактикой, регламентируется Методическими указаниями 3.5.3011-12.3.5. Дезинфектология. "Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов", утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия прав человека от 04.04.2012. Согласно данных методических указаний, раскрываются следующие понятия:
Клещевой вирусный энцефалит - природно-очаговая трансмиссивная инфекция, возбудителя которой передают человеку главным образом иксодовые клещи. Характеризуется преимущественным поражением центральной нервной системы, отличается полиморфизмом клинических проявлений и тяжестью течения. Последствия заболевания разнообразны - от полного выздоровления до нарушений здоровья, приводящих к инвалидности и смерти (далее-КВЭ)
Иксодовые клещевые боррелиозы - острые и (или) хронические бактериальные природно-очаговые трансмиссивные инфекции, возбудителей которых передают человеку иксодовые клещи. Характеризуются поражением кожи, нервной и сердечно-сосудистой систем, печени, опорно-двигательного аппарата (далее - ИКБ).
Основными переносчиками возбудителей КВЭ и ИКБ являются иксодовые клещи.
К неспецифической профилактике КВЭ и ИКБ относятся: противоклещевые мероприятия, направленные на уничтожение клещей и мероприятия по индивидуальной защите людей от нападения клещей.
Противоклещевые мероприятия включают себя:
- санитарно-экологическое преобразование окружающей среды;
- дератизационные мероприятия (направлены на уменьшение численности прокормителей клещей (диких грызунов) с целью профилактики заноса зараженных клещей на обработанную зону;
- обработки акарицидными средствами природных очагов (проводят для подавления или резкого снижения численности популяций клещей на эндемичных территориях с целью защиты населения от нападения этих членистоногих).
Неспецифическая профилактика КВЭ и ИКБ направлена на предотвращение присасывания клещей-переносчиков к людям.
Мероприятия по борьбе с клещами проводятся организациями (юридическими лицами и индивидуальными предприниматели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), занимающимися дезинфекционной деятельностью в соответствии с требованиями, предъявляемым к таким организациям
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что мероприятия по борьбе с клещами (акарицидная обработка) направлены на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, переносчиками которых являются клещи. Указанные мероприятия не относятся к мероприятиям направленным на оказание медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональной деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, следовательно, мероприятиями, относящимися к медицинской деятельности, не являются.
Учитывая приведенные обстоятельства, Комиссия делает вывод об отсутствии нарушений в действиях заказчика.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО НПФ "Дерате" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.Н. Ганус |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 апреля 2014 г. N 221
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2014