Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 апреля 2014 г. N 245
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО НПФ "Дерате" на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера" Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения запроса котировок "Оказание услуг по проведению дезинфекционных мероприятий (дезинсекция, дератизация) на объектах заказчика" (далее - запрос котировок), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 08.04.2014 поступила жалоба ООО НПФ "Дерате" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении запроса котировок, извещение N 0319100001414000033.
Существо жалобы: извещение о проведении запроса котировок составлено с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей на рассмотрение жалобы Комиссией по существу податель жалобы и заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком при осуществлении закупки не было установлено требования к участникам закупки в предоставлении в подаваемой им заявке на участие в запросе котировок лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии, как то необходимо в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Согласно письменным пояснениям, полученным от заказчика, при формировании извещения о проведении запроса котировок заказчик исходил из положений Закона о контрактной системе, как при формировании общих требований к участникам закупки, так и при формулировании требований к составу и содержанию заявки, подаваемой ими на участие в запросе котировок. Требовать иные документы, не предусмотренные статьей 31 и 73, заказчику запрещено частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе. На основании вышеизложенного заказчик полагает довод жалобы необоснованным.
Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующие обстоятельства.
Заказчиком были совершены действия по определению поставщика путем проведения запроса котировок "Оказание услуг по проведению дезинфекционных мероприятий (дезинсекция, дератизация) на объектах заказчика".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- правомочность участника закупки заключать контракт.
Из части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе следует, что требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) приведены следующие понятия:
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Согласно статье 3 Закона об основах охраны здоровья граждан нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с пунктом 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в медицинскую деятельность включены работы (услуги) по "дезинфектологии".
Податель жалобы в понятие дезинфектологии включает дезинфекционную деятельность, которая в соответствии с санитарными правилами "Санитарно-эпидемилогические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03" представляет собой разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.
Объектом закупки является оказание заказчику услуг по проведению дезинфекционных мероприятий (дезинсекция, дератизация) на объектах заказчика, перечень местонахождения которых содержится в спецификации N 1 к проекту государственного контракта.
Согласно СП 3.5.1378-03. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" дератизация - умерщвление (или отпугивание) грызунов, имеющих эпидемиологическое и санитрано-гигиеническое значение, с целью снижения их численности; дезинсекция - умерщвление (или отпугивание) членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое и санитрано-гигиеническое значение, с целью снижения их численности.
Проанализировав извещение о проведении запроса котировок, Комиссия установила, что в техническом задании, являющимся приложением N 2 к проекту государственного контракта, указано, что исполнитель и заказчик обязуются соблюдать требования:
1.1. Федерального закона от 30.03.1999 N52 - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
1.2.Санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно - эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП 3.5.1378-03", утвержденных 07.06.2003 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации;
1.3. Санитарно-эпидемиологических правил "санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синатропных членистоногих. Сан.Пин.3.3.2. 1376-03", утвержденных 04.06.2003 г. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации;
1.4. Санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации. СП. 3.5.3. 1129-02", утвержденных 12.07.2002 г. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации;
1.5 иных нормативных и правовых актов законодательства РФ, иных документов.
По мнению подателя жалобы, указанные в объекте закупки услуги по дератизации, дезинсекции включены в понятие "дезинфекционная деятельность" на основании вышеуказанного нормативно-правового акта "Санитарно-эпидемилогических требований к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03", а "дезинфекционная деятельность", в свою очередь, включена в проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Указанные санитарно-противоэпидемические (профилактических) мероприятия включены в медицинскую деятельность, в рамках оказания медицинской помощи и, соответственно, согласно писем Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 18.06.2013 и Министерства Здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 N02-12-393 подлежит лицензированию медицинской деятельность по дезинфектологии, связанной с уничтожением организмов принимающих, участие в распространении инфекционных заболеваний человека или являющихся возбудителями этих заболеваний.
Однако Комиссия отмечает, что согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется только к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Вместе с тем, на основании приведенных и раскрытых выше понятий медицинская помощь, медицинские услуги, медицинское вмешательство, которые включены в понятие медицинской деятельности, а также на основании изучения совокупности сведений извещения о проведении запроса котировок, Комиссия приходит к выводу о том, что оказываемые услуги по дератизации, дезинсекции объектов заказчика будут проводиться не в рамках медицинской помощи и без медицинского вмешательства, следовательно, без непосредственного контакта медицинского работника по отношению к пациенту. Из положений извещения о проведении запроса котировок не следует, что услуги, являющиеся объектом закупки проводятся заказчиком с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Соответственно, при осуществлении организацией деятельности по оказанию услуг населению и юридическим лицам по дератизации, дезинсекции, а в данном случае дезинфекционная деятельность будет осуществляться вне рамок оказания медицинской помощи, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность по дезинфектологии, не требуется.
Таким образом, учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО НПФ "Дерате" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 апреля 2014 г. N 245
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2014