Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 апреля 2014 г. N 249
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля закупок, П.М. Зинкеева, государственного инспектора отдела контроля закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО НПФ "Дерате" на действия Заказчика - администрации Минусинского района Красноярского края (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения в электронного аукциона: "Оказание услуг по акарицидным обработкам мест массового отдыха населения на территории Минусинского района Красноярского края" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО НПФ "Дерате" на действия Заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "(далее - жалоба).
Существо жалобы: документация электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес Заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы представители подателя жалобы, Заказчика отсутствовали:
Из содержания жалобы следует, что заказчиком при осуществлении закупки не установлено единое требование к лицам, осуществляющим данный вид работ, а именно - наличие у участника электронного аукциона лицензии на вид работ (услуг) - медицинская деятельность по дезинфектологии.
Заказчиком представлены пояснения, исходя из которых, документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе электронный аукцион - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: "заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при его наличии), а также правомочности участника закупки заключать контракт".
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) приведены следующие понятия:
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Согласно статье 3 Закона об основах охраны здоровья граждан - нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются - организационные, административные, инженерно- технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в медицинскую деятельность включены работы (услуги) по "дезинфектологии".
Исходя из содержания жалобы в понятие дезинфектологии включается дезинфекционная деятельность, которая в соответствии с санитарными правилами "Санитарно-эпидемилогические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03" представляет собой разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.
Предметом электронного аукциона является оказание заказчику услуг по акарицидным обработкам мест массового отдыха населения на территории Минусинского района Красноярского края объектов вышеуказанного образовательного учреждения.
Согласно СП 3.5.1378-03. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" раскрываются следующие понятия: дератизация - умерщвление (или отпугивание) грызунов, имеющих эпидемиологическое и санитрано-гигиеническое значение, с целью снижения их численности; дезинсекция - умерщвление (или отпугивание) членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других) имеющих эпидемиологическое и санитрано-гигиеническое значение, с целью снижения их численности; акарицид - средство (препарат), обеспечивающее гибель клещей; акрицидная обработка - система организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на уничтожение клещей.
Анализ аукционной документации Комиссии Красноярского УФАС показал, что заказчиком в техническом задании установлены следующие требования, а именно: оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в соответствии с требованиями:
- СанПиН 3.5.2.1376-03 "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 126,
- СП 3.5.1378-03 "Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131;
- СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.03.2008 N 19.
По мнению подателя жалобы, указанные в объекте закупки заказчика услуги по дератизации, дезинсекции включены в понятие "дезинфекционная деятельность" на основании вышеуказанного нормативно-правового акта "Санитарно-эпидемилогические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03", а "дезинфекционная деятельность", в свою очередь, входит и включена в проведение санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Данные санитарно-противоэпидемические (профилактических) мероприятия включены в медицинскую деятельность, в рамках оказания медицинской помощи и соответственно согласно писем Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 18.06.2013 и Министерства Здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 N02-12-393 подлежит лицензированию деятельность по дезинфектологии, связанная с уничтожением организмов принимающих, участие в распространении инфекционных заболеваний человека или являющихся возбудителями этих заболеваний.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется только к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Вместе с этим, приведенные и раскрытые выше понятия медицинская помощь, медицинские услуги, медицинское вмешательство включены в понятие медицинской деятельности, а также анализ аукционной документации заказчика (извещение о проведении электронного аукциона, информационная карта, техническое задание, проект контракта) дают основания полагать Комиссии Красноярского УФАС России, что оказываемые услуги по акарицидной обработке, будут проводиться не в рамках медицинской помощи и без медицинского вмешательства, следовательно без непосредственного контакта медицинского работника по отношению к пациенту.
В соответствии с Методическими указаниями 3.5.3011-12.3.5. Дезинфектология. "Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов", утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия прав человека от 04.04.2012 мероприятия по борьбе с клещами проводятся организациями (юридическими лицами и индивидуальными предприниматели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), занимающимися дезинфекционной деятельностью в соответствии с требованиями, предъявляемым к таким организациям
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что мероприятия по борьбе с клещами (акарицидная обработка) направлены на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, переносчиками которых являются клещи. Указанные мероприятия не относятся к мероприятиям направленным на оказание медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональной деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, следовательно, мероприятиями, относящимися к медицинской деятельности, не являются.
Учитывая приведенные обстоятельства, Комиссия делает вывод об отсутствии нарушений требований Закона о контрактной системе в действиях заказчика.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО НПФ "Дерате" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
П.М. Зинкеев |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 апреля 2014 г. N 249
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2014