Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 апреля 2014 г. N 252
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Стройлига" на действия заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (далее - заказчик) и уполномоченного органа агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при размещении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием "N 010/14 "На право заключения контракта на выполнение всего комплекса работ по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения (охранно-спасательные работы) "Стоянка Афонтова гора-II" (1 этап) при строительстве 4-го автодорожного мостового перехода через р. Енисей на участке от ул. Дубровинского до ул. Свердловская (1 этап)" (далее - конкурс), извещение N 0119200000114000617, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Стройлига" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при размещении закупки, извещение N 0119200000114000617.
Существо жалобы: выбор способа определения поставщика с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика - Лапырев Э.В. (доверенность N 77 от 20.12.2013);
- представитель уполномоченного органа - Новичихин А.И. (доверенность от 27.01.2014);
До начала рассмотрения жалобы ООО "Стройлига" направило ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком и уполномоченным органом был неверно определен способ определения поставщика, а именно: закупка проводится в форме конкурса с ограниченным участием, что ущемляет права участников закупки.
С доводы изложенными в жалобе представитель заказчика не согласился и пояснил, что выбор способа определения поставщика путём проведения открытого конкурса с ограниченным участием осуществлён в полном соответствии с нормами Закон о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст. 56 Закон о контрактной системе, проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия).
Объект культурного наследия "Стоянка Афонтова гора II" принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 и является объектом культурного наследия федерального значения.
На основании Акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по сохранению объекта археологического наследия федерального значения "Стоянка Афонтова гора II" от 02.10.2013 г. научно-проектная документация Обеспечение сохранности объекта федерального значения "Стоянка Афонтова гора-II". 2315П-ОКН- 10.8/1 Том 10.8.1 2013 г., разработанная в 2013 году признана соответствующей требованиям, предусмотренным Закона N 73-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы вышеуказанные возражения на доводы подателя жалобы были в полном объеме поддержаны представителем уполномоченного органа.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные Комиссии лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
Уполномоченным органом, в связи с возникшей потребностью заказчика, были совершены действия по размещению закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием "На право заключения контракта на выполнение всего комплекса работ по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения (охранно-спасательные работы) "Стоянка Афонтова гора-II" (1 этап) при строительстве 4-го автодорожного мостового перехода через р. Енисей на участке от ул. Дубровинского до ул. Свердловская (1 этап)".
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются постановлением N 1089 (далее - перечень, установленный постановлением N 1089).
Комиссия отмечает, что ООО "Стройлига" в своей жалобе ссылается на первое основание проведения конкурса с ограниченным участием, указанное в статьи 56 Закона о контрактной системе "если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации" из которой следует, что для осуществления заказчиком закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием с использованием случая, предусмотренного законодателем в пункте 6 перечня, установленного постановлением N 1089, необходимо одновременное сочетание двух условий: первое условие - объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, второе условие - начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышать 50 млн. рублей.
В части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе говорится, что конкурс с ограниченным участием может проводится в различных случаях одним из которых является выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Как видно из извещения о проведении конкурса с ограниченным участием от 21.03.2014 объектом донного конкурса является "Выполнение всего комплекса работ по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения (охранно-спасательные работы) "Стоянка Афонтова гора-II" (1 этап) при строительстве 4-го автодорожного мостового перехода через р. Енисей на участке от ул. Дубровинского до ул. Свердловская (1 этап)", что также отражено в информационной карте открытого конкурса с ограниченным участием.
Согласно статье 3 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Из пояснений заказчика видно, что объект культурного наследия "Стоянка Афонтова гора II" принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 и является объектом культурного наследия федерального значения.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что выполнение комплекса работ по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения (охранно-спасательные работы) "Стоянка Афонтова гора-II" (1 этап) является объектом культурного наследия народов Российской федерации и попадает под действия части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, соответственно действия заказчика выразившиеся в выборе способе осуществления закупки путем открытого конкурса с ограниченным участием не нарушает требования Закона о контрактной системе и не ограничивает права и законные интересы участников закупки.
На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь 3, 15, 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Красноярского УФАС России решила признать ООО "Стройлига" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.В. Меньшикова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 апреля 2014 г. N 252
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2014