Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 мая 2014 г. N 341
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены комиссии по рассмотрению жалобы - начальника отдела контроля закупок Я.Ю.Бычковой, государственного инспектора А.Н. Ганус, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО НПФ "Дерате" на действия заказчика - МКУ "Служба муниципального заказа" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по комплексной противоклещевой обработке по борьбе с таежным клещом (набережная р. Енисей)" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0819300031914000026.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО НПФ "Дерате" на действия заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по комплексной противоклещевой обработке по борьбе с таежным клещом (набережная р. Енисей)" (далее - жалоба).
Существо жалобы: несоответствие документации электронного аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закон о контрактной системе, соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа - МКУ "Управление муниципальными закупками" (далее - уполномоченный орган) подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представить ООО НПФ "Дерате" - Гатилова А.А. (доверенность б/н от 11.02.2014);
- представитель уполномоченного органа - Миллер Н.К. (доверенность N1 от 14.05.2014);
- заказчик, будучи извещенный надлежащим образом явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении в свое отсутствие.
Из содержания жалобы ООО НПФ "Дерате" следует: при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Деятельность по дезинсекции клещей подлежит лицензированию на основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291.
Министерством здравоохранения РФ, письмом от 18.06.2013 г. разъяснено, что деятельность по уничтожению организмов, принимающих участие в распространении инфекционных заболеваний человека или являющихся возбудителями данных заболеваний, связанная с оказанием медицинской помощи либо проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию.
В соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 г. лицензированию подлежат работы по дезинфекции, дезинсекции, дератизации с целью предупреждения и предотвращения возникновения заболеваний, связанная с уничтожением организмов, принимающих участие в распространении инфекционных заболеваний, или являющихся возбудителями этих заболеваний.
Таким образом, мероприятия по уничтожению организмов - переносчиков инфекций и возбудителей инфекционных заболеваний, проведение санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий является медицинской деятельностью по дезинфектологии и, следовательно, подлежат лицензированию.
Представитель ООО НПФ "Дерате" полностью поддержала доводы, изложенные в жалобе, дополнительных пояснений не представила.
Представитель уполномоченного органа представила письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просила признать жалобу необоснованной, а действия заказчика не нарушающими требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения путем проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по комплексной противоклещевой обработке по борьбе с таежным клещом (набережная р. Енисей)".
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе электронный аукцион - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: "заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при его наличии), а также правомочности участника закупки заключать контракт".
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 N99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) приведены следующие понятия:
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Согласно статье 3 Закона об основах охраны здоровья граждан - нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются - организационные, административные, инженерно- технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в медицинскую деятельность включены работы (услуги) по дезинфектологии.
Объектом закупки электронного аукциона является оказание заказчику услуги по комплексной противоклещевой обработке по борьбе с таежным клещом (акарицидная обработка) - дезинсекция клещей.
Согласно СП 3.5.1378-03. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" раскрываются следующие понятия: акарицид - средство (препарат), обеспечивающее гибель клещей; акрицидная обработка - система организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на уничтожение клещей.
По мнению подателя жалобы, указанные в объекте закупки услуги по комплексной противоклещевой обработке по борьбе с таежным клещом (акарицидная обработка) - дезинсекция клещей являются санитарно-противоэпидемическими мероприятиями. Данные санитарно - противоэпидемические (профилактических) мероприятия включены в медицинскую деятельность, в рамках оказания медицинской помощи и соответственно согласно писем Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 18.06.2013 и Министерства Здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 N02-12-393 подлежит лицензированию деятельность по дезинфектологии (дезинсекция, дератизация, акрицидная обработка) связанная с уничтожением организмов принимающих, участие в распространении инфекционных заболеваний человека или являющихся возбудителями этих заболеваний.
Однако, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется только к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Вместе с этим, приведенные и раскрытые выше понятия медицинская помощь, медицинские услуги, медицинское вмешательство, неслучайно указанные выше, поскольку они включены в понятие медицинской деятельности, а также анализ аукционной документации заказчика (извещение о проведении электронного аукциона, информационная карта, техническое задание, проект муниципальный контракта) дают основания полагать Комиссии Красноярского УФАС России, что оказываемые услуги по акарицидной обработке объектов муниципального образования будут проводиться не в рамках медицинской помощи и без медицинского вмешательства, следовательно, без непосредственного контакта медицинского работника (например, врач) по отношению к пациенту (например, человек). Соответственно, при осуществлении организацией деятельности по оказанию услуг акарицидная обработка, а в данном случае будет считаться дезинфекционная деятельность вне рамок оказания медицинской помощи, следовательно, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность по дизенфиктологии не требуется.
Кроме того, противоклещевая (акарицидная) обработка, указанная в объекте закупки заказчика для целей профилактики борьбы с переносчиками инфекционных заболеваний, передаваемых клещами (клещевой вирусный энцефалит, иксодовый клещевой бореллиоз, клещевой риккетсиоз, эрлихиозы, анаплазмозы), является неспецифической профилактикой, регламентируется Методическими указаниями 3.5.3011-12.3.5. Дезинфектология. "Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов", утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия прав человека от 04.04.2012. Согласно данных методических указаний, раскрываются следующие понятия:
Клещевой вирусный энцефалит - природно-очаговая трансмиссивная инфекция, возбудителя которой передают человеку главным образом иксодовые клещи. Характеризуется преимущественным поражением центральной нервной системы, отличается полиморфизмом клинических проявлений и тяжестью течения. Последствия заболевания разнообразны - от полного выздоровления до нарушений здоровья, приводящих к инвалидности и смерти (далее-КВЭ)
Иксодовые клещевые боррелиозы - острые и (или) хронические бактериальные природно-очаговые трансмиссивные инфекции, возбудителей которых передают человеку иксодовые клещи. Характеризуются поражением кожи, нервной и сердечно-сосудистой систем, печени, опорно-двигательного аппарата (далее - ИКБ).
Основными переносчиками возбудителей КВЭ и ИКБ являются иксодовые клещи.
К неспецифической профилактике КВЭ и ИКБ относятся: противоклещевые мероприятия, направленные на уничтожение клещей и мероприятия по индивидуальной защите людей от нападения клещей.
Противоклещевые мероприятия включают себя:
- санитарно-экологическое преобразование окружающей среды;
- дератизационные мероприятия (направлены на уменьшение численности прокормителей клещей (диких грызунов) с целью профилактики заноса зараженных клещей на обработанную зону;
- обработки акарицидными средствами природных очагов (проводят для подавления или резкого снижения численности популяций клещей на эндемичных территориях с целью защиты населения от нападения этих членистоногих).
Неспецифическая профилактика КВЭ и ИКБ направлена на предотвращение присасывания клещей-переносчиков к людям, применима при невозможности вакцинации (специфическая профилактика).
Акарицидными средствами обрабатывают наиболее часто посещаемые населением участки территории:
- места массового отдыха, кладбища, садовые участки, летние оздоровительные учреждения, детские образовательные организации, базы отдыха и т.д.;
- места хозяйственной деятельности (места прокладки средств коммуникации, газо- и нефтепроводов, электрических сетей и т.д.).
Обработку природных биотопов (объектов) акарицидами проводят за 3 - 5 дней до наступления эпидемического сезона или заезда людей на опасную территорию.
На расстоянии не менее чем 300 м от границы участков, подлежащих обработке, на всех дорогах и просеках устанавливают щиты ("Осторожно клещи") с предупредительными надписями и датами ограничений ("сроками ожидания"). Щиты должны располагают в поле зрения людей, для которых они предназначены, на расстоянии в пределах видимости от одного знака до другого и контрастно выделяться на окружающем фоне. Щиты убирают только после окончания установленных "сроков ожидания".
Мероприятия по борьбе с клещами проводятся организациями (юридическими лицами и индивидуальными предприниматели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), занимающимися дезинфекционной деятельностью в соответствии с требованиями, предъявляемым к таким организациям
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что мероприятия по борьбе с клещами (акарицидная обработка) не относятся к мероприятиям направленным на оказание медицинской помощи (т.е нет действий по медицинскому вмешательству (медицинский работник по отношению к пациенту) проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональной деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, следовательно, мероприятиями, относящимися к медицинской деятельности, не являются.
Учитывая приведенные обстоятельства, Комиссия делает вывод об отсутствии нарушений в действиях заказчика.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО НПФ "Дерате" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.Н. Ганус |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 мая 2014 г. N 341
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2014