Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 апреля 2014 г. N 255
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ЗАО "Здравмедтех-Н" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича" (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой расходных материалов для операционного блока на 2014 год для нужд КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С.Карповича" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 11.04.2014 поступила жалоба ЗАО "Здравмедтех-Н" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200064614000014.
Существо жалобы: нарушение заказчиком сроков размещения в единой информационной системе разъяснений положений аукционной документации по запросу подателя жалобы; документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы Комиссией по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Попов Григорий Николаевич (доверенность N 7 от 15.04.2014, удостоверение личности);
- представитель заказчика Кособукова Оксана Константиновна (доверенность б/н от 17.01.2014, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком при формировании аукционной документации, а именно: объекта закупки, было допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку установлено требование, влекущее ограничение конкуренции участников закупки. Характеристики одного из товаров, входящих в объект закупки, а именно: перчатки хирургические стерильные, с повышенной степенью защиты, соответствуют перчаткам одного единственного производителя - французской компании "Hutchinson Sante" и поставляются уже стерильными в фирменной упаковке, которая не допускает повторной стерилизации, что указано на сайте производителя перчаток: http://www.g-vir.ru/p_60.html. На указанном сайте имеется ответ на вопрос "Можно ли стерилизовать перчатки G-VIR? Перчатки не подлежат стерилизации".
По мнению подателя жалобы, в аукционной документации заказчиком не указано каким образом эти перчатки должны поставляться: запечатанными в один пакет или по раздельности, что создаёт неустранимые противоречия. В связи с этим, податель жалобы был вынужден обратиться к заказчику с запросом на разъяснение положений аукционной документации, а именно: с предложением дать разъяснения, каким образом данные перчатки должны поставляться. Запрос был отправлен оператором площадки 01.04.2014, ответ на него был размещён заказчиком 04.04.2014, т.е с нарушением сроков ответа на запросы, предусмотренные частью 4 статьей 65 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям, полученным от заказчика, он не может утверждать то, что перчатки с характеристиками, указанными в аукционной документации, выпускаются исключительно единственным производителем. Вместе с тем заказчику нет принципиальной разницы каким производителем будут произведены таковые перчатки. Для заказчика важно чтобы перчатки, входящие в комплект одежды для ВИЧ-инфицированных, соответствовали заявленным требованиям. Заказчик обращает внимание, что при использовании перчаток, упакованных в стерильную упаковку, для заказчика принципиального значения нет каким образом к комплекту белья будут приложены перчатки (прикреплены ли или упаковка перчаток и упаковка белья будут вложены в иной нестерильный пакет). Указанные параметры перчаток являются для заказчика принципиально важными и необходимыми для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности. Однако заказчику важно наличие указанных перчаток в составе комплекта одежды для ВИЧ-инфицированных и чтобы их упаковка не была нарушена до применения перчаток по назначению, не принципиально каким производителем они будут изготовлены и каким образом будут входить в этот комплект одежды.
Заказчик отмечает, что на указанной подателем жалобы странице сайта производителя на вопрос "Можно ли стерилизовать перчатки G-VIR?" дан ответ: "После использования перчатки не подлежат повторной стерилизации".
По мнению заказчика, дополнительное размещения лота на закупку отдельной партии перчаток не является для него целесообразным, поскольку перчатки являются безусловным необходимым приспособлением, входящим в безопасный комплект одежды для ВИЧ-инфицированных. Включение в один лот перчаток и белья, имеющих иностранное и российское происхождение, не приводит к ограничению участия в закупке хозяйствующих субъектов, имеющих возможность поставить товары по иным позициям закупки. Исключение перчаток из комплекта одежды для ВИЧ-инфицированных нарушает права заказчика на получение именно безопасного и функционально пригодного комплекта белья, которое позволит разрешить исключительную функцию оказания медицинской помощи.
Также заказчик поясняет, что в период с 02.04.2014 по 03.04.2014 у него возникли технические проблемы, выражавшиеся в сбоях связи по сети Интернет, в связи с чем размещение ответа на поступивший от подателя жалобы запрос произошло с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующие обстоятельства.
Заказчиком были совершены действия по определению поставщика путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой расходных материалов для операционного блока на 2014 год для нужд КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С.Карповича".
Согласно части 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В силу части 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о контрактной системе следует, что объект закупки определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах. В связи с чем Законом о контрактной системе заказчику предоставлено право, исходя из своих потребностей, определять способ исполнения контракта исполнителем, что предусмотрено также положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правила описания объекта закупки изложены в статье 33 Закона о контрактной системе, в пункте 1 части 1 которой, в том числе указано о том, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В результате изучения аукционной документации, Комиссией было установлено, что позиции N 1-5 раздела 6.1 содержат следующие технические характеристики перчаток хирургических стерильных, с повышенной степенью защиты, входящих в комплект одежды для ВИЧ-инфицированных: трёхслойные стерильные хирургические неопудренные перчатки. Наружный и внутренний слои состоят из термопластичного эластомера. Не содержат латекса. Промежуточный слой - закапсулированный дезинфектант (смесь четвертичного аммония и двух производных биггуанида). Объём жидкого дезинфектанта в одной перчатке не менее 7 мл. Длина перчатки не менее 260 мм, толщина перчатки не менее 480мкм (далее - Перчатки).
Вместе с тем, изучив аукционную документацию, Комиссией установлено отсутствие в ней требования заказчика к форме поставки ему поставщиком комплектов одежды для ВИЧ-инфицированных, составные части которых перечислены заказчиком в позициях N 1-5 раздела 6.1 аукционной документации, а именно: заказчиком не установлено требование к форме поставки Перчаток, входящих в указанные комплекты одежды для ВИЧ-инфицированных. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для заказчика не имеет значения каким образом поставщик при исполнении государственного контракта будет поставлять Перчатки, требующиеся заказчику в составе комплектов одежды для ВИЧ-инфицированных, перечисленных в позициях N 1-5 раздела 6.1 аукционной документации. Однако поставка указанных Перчаток в составе комплектов одежды для ВИЧ-инфицированных необходима заказчику в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупки товаров, направленной на обеспечение и удовлетворение государственной нужды заказчика.
В результате изучения содержания страницы сайта в сети Интернет по адресу www.g-vir.ru французской компании "Hutchinson Sante", с которой были сделаны скриншоты подателем жалобы и заказчиком, Комиссией было установлено, что на вопрос "Можно ли стерилизовать перчатки G-VIR?" указанным производителем дан однозначный ответ: "После использования перчатки не подлежат повторной стерилизации".
Установление заказчиком в аукционной документации определенных характеристик к Перчаткам не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Указание в аукционной документации вышеприведенных требований к Перчаткам, которые по своим техническим характеристикам соответствует продукция единственного иностранного производителя - французской компании "Hutchinson Sante", что подтверждается представленными заказчиком и подателем жалобы скриншотами со страницы официального сайта в сети Интернет также не свидетельствует об ограничении количества участников закупки, поскольку результатом закупки является заключение государственного контракта на поставку, в том числе Перчаток в составе комплектов одежды для ВИЧ-инфицированных, перечисленных в позициях N 1-5 раздела 6.1 аукционной документации, а не на их изготовление, в соответствии с заявленными заказчиком характеристиками.
Подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в аукционной документации требования к Перчаткам создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено.
Таким образом, учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией было установлено, что подателем жалобы в адрес заказчика 01.04.2014 был направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, однако заказчиком было допущено нарушение срока размещения в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания участника закупки, от которого поступил указанный запрос, установленного частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Указанное разъяснение положений документации об электронном аукционе было размещено заказчиком в единой информационной системе 04.04.2014, согласно сведениям журнала событий электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Здравмедтех-Н" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе;
3. Заказчику предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки не выдавать, в связи с теми обстоятельствами, что выявленное нарушение не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов участников закупки и не может повлиять на результат закупки.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 апреля 2014 г. N 255
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2014