Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 апреля 2014 г. N 263
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО НПФ "Дерате" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича" (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по дезинсекции комаров для КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С. Карповича"" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 15.04.2014 поступила жалоба ООО НПФ "Дерате" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200064614000029.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрение жалобы Комиссией по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы - Гатилова Александра Анатольевна (доверенность б/н от 11.02.2014, удостоверение личности);
- представитель заказчика - Кособукова Оксана Константиновна (доверенность б/н от 17.01.2014, удостоверение личности);
- представитель заинтересованного лица - директор ООО "Гарант-ТО" Макоенко Татьяна Олеговна (решение N 1 от 15.10.2010, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком при осуществлении закупки не было установлено требования к участникам закупки в предоставлении в подаваемой им заявке на участие в электронном аукционе лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии, как то необходимо в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. Вывод о необходимости лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии, по мнению подателя жалобы, подтверждаются СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", письмом Управления Роспотребнадзора от 19.06.2013 исх. N АЕ-14154 на имя директора ООО НПФ "Дерате" Горетова С.А., письмом Минздрава России от 18.06.2013 исх. N 17-2/10/1-2781 на имя директора НЧНОУ "Институт пест-менеджмента" Рыльникова В.А., методическими указаниями "Проведение экстренных мероприятий по дезинсекции и дератизации в природных очагах чумы на территории Российской Федерации" МУ 3.1.2565-09, письмом Роспотребнадзора от 03.09.2013 N 01/10033-13-27, Приказом Министерства здравоохранения СССР от 03.09.1991 N 254, письмом Министерства здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 исх. N 02-10-/391 на имя депутата Законодательного собрания Красноярского края Швыткина Ю.Н., санитарно-эпидемическими требованиями к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03, письмом Министерства здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 исх. N 02-12/393 на имя директора ООО НПФ "Дерате" Горетова С.А., письмом Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю от 13.12.2013 исх. N 02-13/3233 в адрес ООО "Дезцентр", руководством по медицинской дезинсекции Р 3.5.2.2487-09, решениями Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам N А56-66667/2013 от 27.01.2014 и N А56-10882/2014 от 07.04.2014.
Согласно письменным пояснениям, полученным от заказчика, при формировании аукционной документации заказчик исходил из положений Закона о контрактной системе, как при формировании общих требований к участникам закупки, так и при формулировании требований к составу и содержанию заявки, подаваемой ими на участие в электронном аукционе. В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель заказчика подтвердил, что, по его мнению, лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии при выполнении услуг, являющихся объектом закупки, и в рамках условий аукционной документации не требуется. На основании вышеизложенного заказчик полагает довод жалобы необоснованным.
В ходе рассмотрения Комиссией жалобы по существу представитель заинтересованного лица поддержал доводы заказчика о том, что при выполнении услуг, являющихся объектом закупки, и в рамках условий аукционной документации лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии не требуется, поскольку заказчику не требуется уничтожения очагов инфекции с применением медицинского вмешательства, только уничтожение насекомых. Указанные выводы, по мнению представителя заинтересованного лица, подтверждаются смыслом СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 126, письмом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 18.03.2013 исх. N 9В-5957 на имя директора ООО "Прогресс-МТО" Макоенко Т.О., письмом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 14.03.2014 исх. N МА-11471 на имя директора ООО "Гарант-ТО" Макоенко Т.О.
Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующие обстоятельства.
Заказчиком были совершены действия по определению поставщика путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по проведению дезинфекционных мероприятий (дезинсекция, дератизация) на объектах заказчика".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при его наличии), а также правомочности участника закупки заключать контракт.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
В силу пункта 2 и 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) приведены следующие понятия:
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Согласно статье 3 Закона об основах охраны здоровья граждан нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с пунктом 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в медицинскую деятельность включены работы (услуги) по "дезинфектологии".
Податель жалобы в понятие дезинфектологии включает дезинфекционную деятельность, которая в соответствии с санитарными правилами "Санитарно-эпидемилогические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03" представляет собой разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.
Объектом закупки является оказание заказчику услуг по дезинсекции комаров на объекте заказчика.
Изучив положения проекта государственного контракта, являющегося приложением N 1 аукционной документации, Комиссия установила, что заказчик в пункте 1.4 устанавливает требование о том, что качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, СанПиНа 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих". Иных нормативно-правовых актов, которым должны соответствовать качество, порядок, результат оказания услуг, являющихся объектом закупки, заказчиком не установлено.
Согласно СП 3.5.1378-03. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" дезинсекция - умерщвление (или отпугивание) членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое и санитрано-гигиеническое значение, с целью снижения их численности.
Вместе с тем, пунктом 2.1 СанПиН 3.5.2.1376-03 "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" определено, что дезинсекция осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека и включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение синантропных членистоногих, включая переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний человека, а также на создание условий, неблагоприятных для их жизни.
Проанализировав сведения аукционной документации, Комиссией не было установлено положений указанной документации, из которых следует, что заказчику необходимо провести истребительные мероприятия, направленные на уничтожение синантропных членистоногих, которые являются переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний человека. Также Комиссией установлено отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что объектом закупки является проведение плановой профилактической дезинфекции объекта заказчика путем дезинсекции, как то предусмотрено пунктами 1.4 и 1.4.1 раздела II СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Также Комиссией приняты во внимание сведения раздела 2 аукционной документации, исходя из которых однозначно следует определение заказчиком принадлежности объекта закупки, в соответствии с кодами по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКДП), к коду N 74.70.11.310, а именно: к услугам по дезинсекции (уничтожению насекомых), в том числе методом окуривания (фумигации), без отнесения объекта закупки к деятельности в области здравоохранения и оказания социальных услуг.
По мнению подателя жалобы, указанные в объекте закупки услуги по дезинсекции включены в понятие "дезинфекционная деятельность" на основании вышеуказанного нормативно-правового акта "Санитарно-эпидемилогических требований к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03", а "дезинфекционная деятельность", в свою очередь, включена в проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Указанные санитарно-противоэпидемические (профилактических) мероприятия включены в медицинскую деятельность, в рамках оказания медицинской помощи и, соответственно, согласно писем Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 18.06.2013 и Министерства Здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 N02-12-393 подлежит лицензированию медицинской деятельность по дезинфектологии, связанной с уничтожением организмов принимающих, участие в распространении инфекционных заболеваний человека или являющихся возбудителями этих заболеваний.
Однако Комиссия отмечает, что согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется только к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи. Указанный вывод подтверждается письмом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 14.03.2014 исх. N МА-11471 на имя директора ООО "Гарант-ТО" Макоенко Т.О., а именно: вид медицинской деятельности по дезинфектологии требует лицензии в том случае, если работы проводятся в рамках оказания медицинской помощи и входят в комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение.
Вместе с тем, на основании приведенных и раскрытых выше понятий медицинская помощь, медицинские услуги, медицинское вмешательство, которые включены в понятие медицинской деятельности, а также на основании изучения совокупности сведений аукционной документации, Комиссия приходит к выводу о том, что оказываемые услуги по дезинсекции объекта заказчика будут проводиться не в рамках медицинской помощи и без медицинского вмешательства, следовательно, без непосредственного контакта медицинского работника по отношению к пациенту. Из положений аукционной документации не следует, что услуги, являющиеся объектом закупки, проводятся заказчиком с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидации. Соответственно, при осуществлении организацией деятельности по оказанию услуг населению и юридическим лицам по дезинсекции, а в данном случае дезинфекционная деятельность будет осуществляться вне рамок оказания медицинской помощи, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность по дезинфектологии, не требуется.
Таким образом, учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО НПФ "Дерате" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 апреля 2014 г. N 263
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2014