Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 мая 2014 г. N 295
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ЗАО "Интерактивные системы" на действия муниципального заказчика - Управление социальной защиты населения администрации Туруханского района (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по обеспечению доступа к ресурсам и информационным сервисам сети Интернет через спутниковый канал связи на 2014 г." (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 25.04.2014 поступила жалоба ЗАО "Интерактивные системы" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300048414000018.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа - Администрации Туруханского района (далее - уполномоченный орган) были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик, уполномоченный орган и податель жалобы не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что согласно пункту 3.7 Технического задания аукционной документации услуга должна предоставляться исполнителем с момента подписания муниципального контракта по 31 января 2015 года. По мнению подателя жалобы, участник закупки, который победит в электронном аукционе, в рамках исполнения своих обязательств по контракту должен будет организовать каналы связи - закупить, доставить, отгрузить, установить, подключить необходимое оборудование по адресам, расположенным в разных территориальных делениях и административной организации Красноярского края (в том числе и труднодоступные районы), и начать оказывать услуги по предоставлению доступа к сети Интернет с момента заключения контракта, следовательно, на организацию каналов связи, подключение оборудования, времени заказчиком не предусмотрено.
Таким образом, податель жалобы пришел к выводу о необходимости включения в аукционную документацию конкретных сроков на организацию каналов связи для оказания услуг (включая доставку, настройку и установку необходимого оборудования) для победителя аукциона.
Также податель жалобы обращает внимание на факт того, что заказчик в пункте 4.5.2 Технического задания аукционной документации прямо указывает на то, что у него уже установлено конкретное оборудование, и исполнитель должен будет обеспечить интеграцию с оборудованием существующей системы телекоммуникаций заказчика, что, в свою очередь, ограничивает применение технологий и способов подключения, а также явно противоречит нормам законодательства о контрактной системе и ведет к ограничению участников.
Кроме того, заказчик в размещенном в единой информационной системе разъяснении аукционной документации N 504 от 21.04.2014 подтверждает, что у него уже установлено и настроено конкретное оборудование Hughes серии HN. Исходя из вышесказанного, требования заказчика об оказании услуг с использованием конкретного оборудования противоречат нормам Закона о контрактной системе и должны быть исключены из аукционной документации, по мнению подателя жалобы.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
Уполномоченным органом в связи с возникшей потребностью заказчика были совершены действия по определению поставщика путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по обеспечению доступа к ресурсам и информационным сервисам сети Интернет через спутниковый канал связи на 2014 г.".
Согласно части 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В силу части 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о контрактной системе следует, что объект закупки определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах. В связи с чем Законом о контрактной системе заказчику предоставлено право, исходя из своих потребностей, определять способ исполнения контракта исполнителем, что предусмотрено также положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает запрет на включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Исследовав аукционную документацию, Комиссией установлено, что описание объекта закупки содержится в разделе III аукционной документации (далее - Техническое задание). Пунктом 4.5.2 Технического задания предусмотрено, что технические решения исполнителя должны обеспечить подключение и взаимодействие структурных подразделений заказчика по организуемым каналам связи с требуемыми скоростями на всех объектах заказчика, указанных в Приложении N1 Технического задания, а также обеспечить интеграцию с оборудованием существующей системы телекоммуникаций заказчика.
Вместе с тем Комиссией установлено, что заказчик в размещенном в единой информационной системе разъяснении положений аукционной документации (исх. N 504 от 21.04.2014) подтверждает наличие у него системы телекоммуникаций производителя Hughes серии HN.
Проанализировав совокупность положений аукционной документации, Комиссией не было установлено наличия в рассматриваемой аукционной документации указания либо требования заказчика к участнику закупки об обеспечении последним при оказании услуг, являющихся объектом закупки, интеграции с оборудованием существующей системы телекоммуникаций заказчика производителя Hughes серии HN. Также Комиссией не было обнаружено в положениях аукционной документации требований заказчика к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требований к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся объектом закупки.
Согласно сведениям подраздела 3 Технического задания исполнитель должен предоставить заказчику услугу доступа в сеть Internet для приема \ передачи данных в соответствие с принятыми стандартами и протоколами приема \ передачи данных сети Internet.
Пунктом 3.2 Технического задания предусмотрено, что исполнитель оказывает заказчику услугу, являющуюся объектом закупки, на 3 (трех) земных станциях спутниковой связи, расположенных в разных географических точках. В пункте 4.2 Технического задания заказчиком указано, что для подключения объектов заказчика исполнитель должен иметь техническую возможность географического охвата спутниковыми каналами связи всех объектов заказчика, указанных в Приложении N1 Технического задания, а также обеспечить передачу данных по спутниковым каналам связи до объектов заказчика.
Приложение N 1 Технического задания содержит перечень объектов, подлежащих оборудованию спутниковыми каналами связи, и на которых исполнитель должен оказывать заказчику услуги, являющиеся объектом закупки, а именно:
- Управление социальной защиты населения Администрации Туруханского района, расположенное по адресу: 663230, с. Туруханск, Красноярского края, Туруханского района, ул. Пионерская, 15;
- Управление социальной защиты населения Администрации Туруханского района, расположенное по адресу: 663246, п. Бор, Красноярского края, Туруханского района, ул. Кирова, 94;
- Управление социальной защиты населения Администрации Туруханского района, расположенное по адресу: 663200, г. Игарка, Красноярского края, Туруханского района, ул. 2-ой Микрорайон 4.
В соответствии с пунктами 4.5.1 и 4.5.2 Технического задания заказчик предъявляет следующие требования к исполнителю, а именно: исполнитель должен обеспечивать реализацию требований по предоставлению услуг связи согласно РД 45.041-99 "Нормы на электрические параметры цифровых каналов и трактов спутниковых систем передачи", обеспечивать построение отказоустойчивой системы, обеспечить подключение инфраструктуры заказчика к спутниковым каналам связи по стыкам, интерфейсам и протоколам, базирующимся на открытых международных стандартах связи, обеспечить подключение и взаимодействие структурных подразделений заказчика по организуемым каналам связи с требуемыми скоростями на всех объектах заказчика, указанных в Приложении N1 Технического задания, обеспечить круглосуточный доступ заказчика к информации о пропускной способности, загрузки канала, детализации входящего - исходящего трафика, предоставлять для взаимодействия стандартизованные стыки, интерфейсы и поддерживать стандартизованные протоколы для обмена данными, обеспечивать возможности по масштабированию и развитию системы, обеспечить с момента заключения муниципального контракта, по каналам исполнителя круглосуточный доступ заказчика к информационному серверу сбора статистических данных исполнителя с объектов заказчика с информацией о детализации входящего - исходящего трафика, предоставляемой в режиме реального времени.
Вместе с тем согласно пункту 3.7 Технического задания услуги, являющиеся объектом закупки, должны предоставляться исполнителем с момента подписания муниципального контракта по 31 января 2015 года.
Пунктом 1.1 проекта муниципального контракта, заключение которого предполагается заказчиком по результатам электронного аукциона с его победителем, предусматривает, что исполнитель обязуется по заданию заказчика, оказать услуги по обеспечению доступа к ресурсам и информационным сервисам сети Интернет через спутниковый канал связи на 2014 г. в объеме, установленном в Техническом задании, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Таким образом, учитывая совокупность сведений аукционной документации, Комиссия приходит к выводу о том, что в рамках исполнения обязательств по муниципальному контракту победитель электронного аукциона должен организовать оказание услуг, являющихся объектом закупки, а именно: закупить, доставить, отгрузить, установить, подключить необходимое для оказания рассматриваемых услуг оборудование (пункты 3.2 - 3.4, 4.2, 4.5 - 4.7 Технического задания) по объектам, перечисленным в Приложении N 1 Технического задания, и начать оказывать услуги по предоставлению доступа к сети Интернет с момента заключения муниципального контракта.
Однако услуги по обеспечению доступа к ресурсам и информационным сервисам сети Интернет через спутниковый канал связи на 2014 г., исходя из пункта 3.7 Технического задания, проекта муниципального контракта, пункта 15 информационной карты аукционной документации, подлежат оказанию исполнителем с момента подписания муниципального контракта. Следовательно, на осуществление действий исполнителем по организации каналов связи, а именно: на осуществление закупки, доставки, отгрузки, установки, подключения необходимого для оказания рассматриваемых услуг оборудования (пункты 3.2 - 3.4, 4.2, 4.5 - 4.7 Технического задания) по объектам, перечисленным в Приложении N 1 Технического задания, разумного срока заказчиком не предусмотрено, что влечет за собой ограничение количества участников закупки, создает преимущества тем участникам закупки, у которых уже имеется оборудование на территории Туруханского района Красноярского края.
Таким образом, учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что в аукционной документации и действиях заказчика присутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ЗАО "Интерактивные системы" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33 и 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 мая 2014 г. N 295
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2014