Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 мая 2014 г. N 306
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, главный специалист-эксперт контрольного отдела Н.А. Яхонтова, (далее - комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Дез-Сервис" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И.Крыжановского" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона: "Оказание услуги по дезинфектологии для КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) установила.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО"Дез-Сервис" на действия заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуги по дезинфектологии для КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского" (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закон о контрактной системе, соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель ООО "Дез-Сервис" Герасимова Е.В. (доверенность N2 от 25.04.2014);
- представители заказчика - Безуглов Д.В. (доверенность б/н от 06.05.2014), Рогожникова Н.В. (доверенность б/н от 14.04.2014).
Из содержания жалобы следует, что заказчиком при осуществлении закупки неверно указано наименование оказываемых услуг по коду ОКПД, а именно:
1. В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком закупки указано наименование товара, работы, услуги "Оказание услуги по дезинфектологии", код по ОКПД 74.70.11. Ввиду этого, податель жалобы, проанализировав документацию об электронном аукционе, отмечает, что предметом закупки является оказание услуг по проведению дезинфекционных мероприятий, под которыми понимаются работы по профилактической дезинфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация), очаговой дезинфекции (текущая и заключительная дезинфекция, дезинсекция, дератизация), а также по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения согласно приложению к постановлению Главного государственного санитарного врача РФ "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03" от 09.06.2003 N 131;
2. В документации о проведении открытого аукциона в электронной форме предусмотрено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежит лицензированию. Так пункте 46 части 1 статьи 12 указанного закона предусмотрено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по "дезинфектологии".
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения "О лицензировании дезинфектологии" от 24.05.2013 г. N 16и-521/13 понятие дезинфектологии, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Понятие "дератизация", "дезинсекция" и "дезинфекция" включены в понятие "дезинфекционная деятельность" на основании "Санитарно-эпидемиологических требований к организациям и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03.
Таким образом, на данный момент действующим законодательством не установлены требования о лицензировании услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, так как данные услуги не входят в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия.
Исходя из изложенного, ООО "Дез-Сервис" считает, что неверное указание заказчиком наименования оказываемых услуг (услуги по дезинфектологии), которые подлежат лицензированию в рамках оказания медицинской помощи, а также включение требования о наличии лицензии на оказание медицинских услуг следует рассматривать, как нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе, а также как недобросовестную конкуренцию, как нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции).
Представитель ООО "Дез-Сервис" полностью поддержала доводы, изложенные в жалобе, дополнительных пояснений не представила.
Из письменных пояснений заказчика следует, что в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе заказчик опубликовал извещение 21.04.2014.
В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком указано наименование объекта закупки N А 101/14 "Оказание услуги по дезинфектологии для КГБУЗ КККОД им А.И. Крыжановского".
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико - санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включает в себя, в том числе, и дезинфектологию.
Следовательно, дезинфектология - это вид медицинской деятельности, которая требует лицензирования.
Таким образом, заказчик неверно указал код по Общероссийскому классификатору виду экономической деятельности, указав код 74.70.11 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции" вместо 85.14.18.130 "Услуги учреждений санитарно-эпидемиологической службы", который в свою очередь, требует лицензирования. Ввиду этого, у заказчика отсутствовал мотив нарушения принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, а также части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Представители заказчика полностью поддержали доводы, изложенные в жалобе, дополнительных пояснений не представили.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуги по дезинфектологии для КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского".
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе электронный аукцион - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: "заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при его наличии), а также правомочности участника закупки заключать контракт".
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, которая гласит, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Следовательно, указание в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком ошибочно кода по Общероссийскому классификатору виду экономической деятельности - 74.70.11 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции" вместо 85.14.18.130 "Услуги учреждений санитарно-эпидемиологической службы", не влечет нарушение действующего законодательство о контрактной системе.
Вместе с этим, Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав представленные на обозрения документы: извещение о проведении электронного аукциона, информационная карта, техническое задание, проект контракта пришла к следующему выводу. Заказчик в информационной карте, в разделе под наименованием "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" установил требование о наличии копии лицензии на осуществление медицинской деятельности, при этом в техническом задании аукционной документации заказчик указал на необходимость требования к услугам по дезинсекции тараканов, в различных лечебных корпусах с периодичностью обработки 9 раз в год, по дезинсекции клопов по заявке заказчика с периодичностью обработки 1 раз в год, дератизация с периодичностью обработки 9 раз в год.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность.
В статье 2 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приведено понятие медицинской деятельности - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно статье 1 Закона о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно- технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Лицензирование медицинской деятельности осуществляется на основании Положения "О лицензировании медицинской деятельности" от 16.04.2012 г. N 291, в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность присутствует дезинфектология.
В статье 5 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации приведено понятие медицинской деятельности, к которой относится профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Пунктом 1.2. СП 3.5.1378-03 "Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила" установлено, что к дезинфекционная деятельность относится организация и осуществление работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.
Объектом закупки является оказание услуги по дезинфектологии для КГБУЗ ККОД им. А.И. Крыжановского, в рамках медицинского учреждения КГБУЗ ККОД им. А.И. Крыжановского осуществляющего медицинскую деятельность.
В соответствии с письмом N 02-12/393 от 17.01.2014 установлено, что проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые представляют совокупность разнообразных предупредительных мер (организационных, административных, медико-санитарных и др.), принимаемых различными субъектами с целью предупреждения и предотвращения возникновения и распространения заболеваний. Деятельность по дезинфектологии (дезинфекция, дезинсекция, дератизация), связанная с уничтожением организмов, принимающих участие в распространении инфекционных заболеваний человека или являющихся возбудителями этих заболеваний и связанная с оказанием медицинской помощи, либо проведение санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию в установленном законом порядке.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 18.06.2013 N 17-2/10/1-2781 устанавливает, что не подлежит лицензированию деятельность по уничтожению организмов, не принимающих участие в распространении инфекционных заболеваний человека или не являющихся возбудителями данных заболеваний, не связанная с оказанием медицинской помощи либо проведением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Таким образом, учитывая характер и направленность указанных видов деятельности на профилактику заболеваний, мероприятия по дезинсекции и дератизации являются санитарно- противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, следовательно являются медицинской деятельностью. Соответственно, оказание услуг по дезинсекции, дератизации требует получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Учитывая приведенные обстоятельства, Комиссия делает вывод об отсутствии нарушений в действиях заказчика.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "Дез-Серис" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Н.А. Яхонтова |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 мая 2014 г. N 306
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2014