Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 мая 2014 г. N 310
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Избайт" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Абанская районная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Поставка моющих и чистящих средств" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 29.04.2014 поступила жалоба ООО "Избайт" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300427114000026.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы и заказчика были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик и податель жалобы не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены указания на конкретные технические условия конкретных производителей, которым должны соответствовать товары, являющиеся объектом закупки. Согласно положениям ГОСТ 2.114-95 "Единая система конструкторской документации. Технические условия" технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя. Таким образом, указание в качестве требования заказчика о соответствии товара конкретному ТУ в функциональных, технических и качественных характеристиках приводит к указанию на конкретного производителя, что заведомо приводит к ограничению круга участников электронного аукциона. Исходя из вышеизложенного, подателя жалобы пришел к выводу о наличии в аукционной документации нарушений требований Закона о контрактной системе.
Из письменных пояснений заказчика следует, что на основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит объективный характер, заказчиком не прописано в аукционной документации товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, наименований мест происхождения товаров, наименований производителей. Заказчиком было использовано право применения стандартных показателей, требований и терминологии, касающейся технических и качественных характеристик объекта закупки. Таким образом, по мнению заказчика, его действиями не было ограничено количество участников закупки.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика путем проведения электронного аукциона "Поставка моющих и чистящих средств".
Согласно части 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В силу части 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о контрактной системе следует, что объект закупки определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах. В связи с чем Законом о контрактной системе заказчику предоставлено право, исходя из своих потребностей, определять способ исполнения контракта исполнителем, что предусмотрено также положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что функциональные, технические и качественные характеристики товаров, являющихся объектом закупки, изложены заказчиком в разделе 11 аукционной документации следующим образом:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
ед. изм |
кол-во |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Порошок чистящий |
Соответствие требованиям нормативных документов ГОСТ Р 51696-20000, ТУ 2383-022-89589540-2009. Чистящий порошок с эффектом соды, предназначен для чистки различных фаянсовых, керамических и эмалированных поверхностей на кухне, в ванной комнате и туалете, не царапая их; для удаления всех видов жировых загрязнений, пригоревших пятен, обеспечения гигиенической чистоты. Устраняет неприятные запахи. Консистенция: порошок-абразив. Упаковка-полимерный флакон, объёмом 0,400 гр. |
штук |
720 |
2
|
Средство по уходу за стеклами и зеркалами |
Соответствие требованиям нормативных документов ГОСТ Р 51696-20000, ТУ 2383-014-18461799-01. Средство не должно содержать хлор, Консистенция - жидкость. Упаковка-полимерный флакон с распылителем, объёмом 0,500 литр. |
штук |
68 |
11 |
Средство моющее синтетическое (универсальное) |
Соответствие требованиям нормативных документов ГОСТ 25644-96, ТУ 2381-034-04643752-2004. Синтетическое моющее средство предназначено для машинной стирки. Подходит для белого и цветного белья из хлопчатобумажных и льняных тканей, а также для изделий из смешанных волокон. Порошок в упакованном виде должен сохранять свои свойства при температуре не выше 35 Град. и относительной влажности воздуха не более 95%. Упаковка обеспечивает защиту от воздействия прямых солнечных лучей. Упаковка-картонная коробка объёмом не менее 0,35 гр. и не более 0,400 гр. |
штук |
2430 |
12 |
Средство моющее синтетическое (ручная стирка) |
Соответствие требованиям нормативных документов ТУ 2381-066-00204300-97. Синтетическое моющее средство (ручная стирка) предназначено для машинной стирки. Подходит для белого и цветного белья из хлопчатобумажных и льняных тканей, а также для изделий из смешанных волокон. Удаляет пятна и сильные загрязнения. Порошок в упакованном виде должен сохранять свои свойства при температуре не выше 35 Град. и относительной влажности воздуха не более 95%. Упаковка обеспечивает защиту от воздействия прямых солнечных лучей. Упаковка- картонная коробка объёмом не менее 0,35 гр. и не более 0,400 гр. |
штук |
1200 |
13 |
Средство моющее синтетическое (автомат) |
Соответствие требованиям нормативных документов ТУ 2381-066-00204300-97. Синтетическое моющее средство (автомат) предназначено для машинной стирки. Подходит для белого и цветного белья из хлопчатобумажных и льняных тканей, а также для изделий из смешанных волокон. Удаляет пятна и сильные загрязнения. Порошок в упакованном виде должен сохранять свои свойства при температуре не выше 35 Град. и относительной влажности воздуха не более 95%. Упаковка обеспечивает защиту от воздействия прямых солнечных лучей. Упаковка- картонная коробка объёмом не менее 0,35 гр. и не более 0,400 гр. |
штук |
550 |
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения
Согласно пункту 3.1 межгосударственного стандарта ГОСТ 2.114-95 "Единая система конструкторской документации. Технические условия" (далее - ГОСТ 2.114-95) технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ 2.114-95 технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке.
Пунктом 3.3 ГОСТ 2.114-95 определено, что технические условия разрабатывают на:
- одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п.;
- несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. (групповые технические условия).
На основании пункта 3.4 ГОСТ 2.114-95 требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям государственных (межгосударственных) стандартов, распространяющихся на данную продукцию
Из смысла пунктов 5.9 - 5.11 ГОСТ 2.114-95 следует, что технические условия утверждает их разработчик или орган, предусмотренный действующим законодательством. Изменения к техническим условиям утверждает держатель подлинника технических условий, если иное не установлено в договоре о передаче комплекта технической документации. Утверждение технических условий (изменений к ним) оформляют подписью руководителя (заместителя руководителя) разработчика под грифом "УТВЕРЖДАЮ" на титульном листе документа.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, разработанные технические условия приобретают статус интеллектуальной собственности их разработчика, соответственно подлежат защите от их незаконного использования. Регистрация технических условий позволяет закрепить за их разработчиком-собственником право их использования. Собственник - это лицо, утвердившее их и имеющее на руках подлинник документа, содержащий технические условия. Только собственник имеет право вносить изменения в технические условия, а также передать это право по договору.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу подателем жалобы были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что товары, являющиеся объектом закупки, характеристики которых по требованию заказчика должны соответствовать ТУ 2381-066-00204300-97, ТУ 2381-034-04643752-2004, ТУ 2383-014-18461799-01 и ТУ 2383-022-89589540-2009, изготавливаются конкретными производителями, а именно: ООО "Альфатехформ" (свидетельство о государственной регистрации N RU.77.99.21.015.E.038806.09.11 от 21.09.2011), ООО "Хенкель Рус" (санитарно-эпидемиологическое заключение N 59.55.20.238.П.003620.12.09 от 02.12.2009 и декларация о соответствии от 11.01.2011), ООО "Проктер энд Гэмбл-Новомосковск" (декларации о соответствии от 28.09.2011 и 10.05.2011).
Вместе с тем, со стороны заказчика к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не было представлено доказательств, подтверждающих факт того, что вышеперечисленные производители передали право изготовления товаров, являющихся объектом закупки, с использованием ТУ 2381-066-00204300-97, ТУ 2381-034-04643752-2004, ТУ 2383-014-18461799-01 и ТУ 2383-022-89589540-2009 иным хозяйствующим субъектам. Комиссией также не было установлено указанных доказательств.
Принимая во внимание статус интеллектуальной собственности разработанных определенными производителями технических условий изготовления чистящего порошка (ТУ 2383-022-89589540-2009), средства по уходу за стеклами и зеркалами (ТУ 2383-014-18461799-01), универсального моющего синтетического средства (ТУ 2381-034-04643752-2004), моющего синтетического средства для ручной и автоматической стирки (ТУ 2381-066-00204300-97), Комиссия пришла к выводу о том, что требование заказчика о соответствии характеристик поставляемых товаров, являющихся объектом закупки, определенным техническим условиям, принадлежащим определенным производителям, является требованием, влекущим за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что в аукционной документации и действиях заказчика присутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Избайт" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33 и 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 мая 2014 г. N 310
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2014