Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 8 мая 2014 г. N 652
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыков И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
в присутствии представителей:
от государственного заказчика - Министерство Дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края - Яковлев Ю.Н., Коваленко И.В., Астапова М.А.
от уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края - Махмудова М. М.,
от ООО "Маккон" - Волчуковой Н.В. , Маковеевой Л.Е.
Рассмотрев жалобу ООО "Маккон" на действия государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200000314000133 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ по реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них для обеспечения государственных нужд Ставропольского края,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Маккон" на действия государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200000314000133 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ по реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Заявитель считает, что действия заказчика при формировании аукционной документации не соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ, а также нарушают его законные права и интересы.
Представители государственного заказчика пояснили следующее:
Извещение о проведении Конкурса и конкурсная документация (далее -документация) разработаны министерством в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), утверждены и представлены в орган, уполномоченный на размещение заказа - министерство экономического развития Ставропольского края (далее - уполномоченный орган).
Представитель уполномоченного органа - Министерство экономического развития Ставропольского края пояснил: действия Министерства экономического развития СК при размещении на официальном сайте информации о размещаемом заказе (номер извещения на официальном сайте N0121200000314000133), на основании информации (сведений) предоставленной заказчиком не противоречат нормам Закона N 44-ФЗ, Считает жалобу ООО "Маккон" необоснованной, требования, изложенные в жалобе не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя на основании статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с пунктом 4 части 11 статьи 105 Закона N 44-ФЗ жалоба не подлежит рассмотрению по существу в случае, если по данной жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Комиссией Ставропольского УФАС, в связи с рассмотрением жалобы Алексеева А. А. на действия государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200000314000133 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ по реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них для обеспечения государственных нужд Ставропольского края было принято решение от 14 апреля 2014 года - на те же действия государственного заказчика и уполномоченного органа.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Ставропольского УФАС решила: жалобу ООО "Маккон" на действия государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200000314000133 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ по реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них для обеспечения государственных нужд Ставропольского края - по существу не рассматривать.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки закупки N 0121200000314000133 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ по реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них для обеспечения государственных нужд Ставропольского края установлены нарушения норм и требований Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в формировании аукционной документации с нарушением Закона, а именно:
В пункте 12.6. документации об открытом конкурсе "Документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса" заказчик требует:
"Копии документа, свидетельствующего о соответствии компетентной лаборатории требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, либо юридическим или физическим лицом, обладающим системой сертификации, зарегистрированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Копии документов, подтверждающих привлечение компетентной лаборатории (копии договора лизинга или аренды или оказания услуг). Копии документов, подтверждающих нахождение стационарной компетентной лаборатории в субъекте Российской Федерации по месту оказания услуг (свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, на котором находится компетентная лаборатория и (или) свидетельство о государственной регистрации права на здание и (или) помещение, в котором располагается компетентная лаборатория)".
За выполнение условий этого критерия государственный заказчик "присваивает" 20 баллов, п. 25. "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе".
То есть, если у участника размещения заказа имеется лаборатория, соответствующая требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, имеется возможность выполнения ВСЕХ лабораторных исследований, которые необходимы для выполнения обязательств по выполнению строительного контроля и оценке качества содержания при выполнении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них, но она находится НЕ на территории "субъекта Российской Федерации по месту оказания услуг", государственный заказчик - министерство дорожного хозяйства Ставропольского края сочтет это как "отсутствие компетентной лаборатории" и присвоит по критерию "Обеспеченность материально-техническими ресурсами в части наличия стационарной или передвижной компетентной лаборатории в субъекте Российской Федерации по месту оказания услуг" 0 (ноль) баллов.
Фактически указанная система оценки "20 баллов" автоматически дает хозяйствующим субъектам на территории Ставропольского края преимущества, что ставит участников открытого конкурса в неравные условия.
Комиссия считает, что данное положение противоречит принципам 44-ФЗ, а именно, в ст.8 44-ФЗ "...Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок...".
Закон N 44-ФЗ является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнении и соблюдение норм которого носит неукоснительный характер.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 74 Конституции РФ:
На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Гражданского кодекса РФ:
Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Как установлено комиссией, государственный заказчик министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, в документации открытого конкурса в п. 25 Критерии оценки указал, что в соответствии с критерием 2.3, за "обеспеченность материально-техническими ресурсами в части наличия стационарной или передвижной компетентной лаборатории в субъекте РФ по месту оказания услуги" участнику присуждается 20 баллов, а за ее отсутствие 0 балов.
Таким образом государственным заказчиком министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, при формировании документации открытого конкурса, нарушены требования Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Маккон" на действия государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200000314000133 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ по реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них для обеспечения государственных нужд Ставропольского края - по существу не рассматривать;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия государственного заказчика -Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края при формировании аукционной документации не соответствующими требованиям ст. 8 Закона N 44 - ФЗ, Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ.
3. В связи с ранее выданным предписанием - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Е. А. Соколов
И.Г. Лыков
И. Ю. Неботова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 8 мая 2014 г. N 652
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2014