Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 апреля 2014 г. N РЗ-503-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.
ведущего специалиста- эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
В присутствии представителей:
от государственного заказчика- Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики - Боташева А.В. (доверенность N 6 от 17 апреля 2014 г.);
от Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество"- представитель на рассмотрение жалобы не прибыл;
Рассмотрев жалобу, Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество" на действия государственного заказчика - Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0179100004114000033 на право заключения государственного контракта на поставку нового автомобиля Toyota Camry 3,5 (или эквивалент) для нужд Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество" на действия государственного заказчика - Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0179100004114000033 на право заключения государственного контракта на поставку нового автомобиля Toyota Camry 3,5 (или эквивалент) для нужд Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики.
Заявитель считает, что действия государственного заказчика при формировании аукционной документации не соответствуют и нарушают требования Закона N 44-ФЗ, а также законные права и интересы заявителя жалобы.
Представитель государственного заказчика- Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики представил письменные объяснения, в которых пояснил, что действия государственного заказчика при формировании аукционной документации на поставку нового автомобиля Toyota Camry 3,5 (или эквивалент) для нужд Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики полностью соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки, установила следующее:
Государственным заказчиком- Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики 08 апреля 2014 г. было размещено Извещение на официальном сайте в сети интернет о проведении аукциона в электронной форме на поставку нового автомобиля Toyota Camry 3,5 (или эквивалент) для нужд Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики.
Комиссией Ставропольского УФАС России, на основании изученных материалов, представленных заказчиком, установлено, что документация об аукционе в электронной форме N 0179100004114000033 на право заключения государственного контракта на поставку нового автомобиля Toyota Camry 3,5 (или эквивалент) для нужд Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно
В силу ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Государственным заказчиком - Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики была разработана документация об аукционе в электронной форме, исходя из имеющейся потребности в поставке нового автомобиля Toyota Camry 3,5 (или эквивалент) для нужд Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики. При этом, в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ государственным заказчиком был разработан Раздел 14 "Техническое задание" документации об открытом аукционе в электронной форме, где указан перечень продукции предлагаемой к поставке с описанием функциональных характеристик (потребительских свойств) и качественных характеристик.
Как указывает заявитель жалобы, заказчик в техническом задании документации об аукционе не установил значения (параметры) эквивалентности, используемые для определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Так, в Техническом задании аукционной документации установлено "Аудиосистема СD/МРЗ/WMAпремиум классаJBL, 10 динамиков", "Навигационная система Тоуота АVN на русском языке, с жестким диском". Этому требованию удовлетворяет одна марка автомобилей- Toyota Camry, что ограничивает количество участников размещения заказа.
Таким образом, заказчиком было ограничено число участников закупки путем установления требований к поставке конкретного товара определенной торговой марки (без возможности поставки его эквивалента).
Кроме того, заказчиком в материалы дела не представлены какие-либо доказательства о наличии автомобиля, который является эквивалентом и все параметры которого в точности будут соответствовать требуемым в аукционной документации. При этом, заявителем в своей жалобе указано, что в соответствии с потребностями заказчика могут быть поставлены как минимум два автомобиля различных марок. Но в связи с тем, что незначительные параметры не совпадают с требуемыми в аукционной документации, потенциальные участники, предлагающие эквивалентную продукцию, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 67 Закона N44-ФЗ, должны быть не допущены к участию в аукционе в электронной форме как не соответствующие требованиям документации, следовательно, не могут принять участие в данном аукционе.
2. При проведении проверки в соответствии частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона N 44-ФЗ в действиях государственного заказчика- Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики установлены нарушения норм и требований Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в следующем:
- В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Частями 3, 5 статьи 66 Закона о закупках установлены требования к содержанию первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В нарушение части 1 статьи 64 Закона о закупках требования к содержанию и составу заявки, установленные заказчиком в Документации (Раздел 3 "Требования к содержанию и составу заявки" и Раздел 4 "Инструкция по заполнению заявки"), не соответствуют частям 3, 5 статьи 66 Закона о закупках.
Таким образом, Документация не соответствует и нарушает требования частей 1, 3 статьи 64, Закона о закупках.
- Частью 1 статьи 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе:
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11).
В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках Документация, не содержит информации установленной пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках.
- Частью 27 статьи 34 Закона о закупках установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В проекте контракта Документации данное условие отсутствует, что не соответствует части 27 статьи 34 Закона о закупках.
- Частью 4 статьи 34 Закона о закупках установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5 - 8 статьи 34 Закона о закупках установлены условия ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).
В нарушение частей 5 - 7 статьи 34 Закона о закупках ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), установленная заказчиком в проекте контракта Документации (раздел 6), не соответствуют частям 5 - 7 статьи 34 Закона о закупках.
- Частью 3 статьи 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о закупках определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
В нарушение части 3 статьи 64 Закона о закупках требования к участникам закупки, установленные заказчиком в Документации (раздел 2 "Требования к участникам закупки"), не содержат требования установленного пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о закупках.
Таким образом, Документация не соответствует и нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33, части 27 статьи 34 , частей 1, 3 статьи 64, части 3,5 статьи 66, Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях государственного заказчика - Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики установлены нарушения Законодательства о закупках.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество" на действия государственного заказчика - Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0179100004114000033 на право заключения государственного контракта на поставку нового автомобиля Toyota Camry 3,5 (или эквивалент) для нужд Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики- обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия государственного заказчика - Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики, не соответствующими требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, части 27 статьи 34 , частей 1, 3 статьи 64, части 3,5 статьи 66 Закона о закупках.
3. Выдать государственному заказчику - Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики- обязательное для исполнения предписание.
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Г.В. Золина
Е.А. Соколов
И.Ю. Неботова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 апреля 2014 г. N РЗ-503-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2014