Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 апреля 2014 г. N РЗ-499-124
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г..
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыков И.Г.,
государственного инспектора отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.
в присутствии представителей:
от государственного заказчика - Литвинова С.Р.
от уполномоченного органа - Шаповалов Н.Ю., Махмудов М.М.
от ООО "Диамир" и ЗАО "Компания Фармстор" - должным образом, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы - на рассмотрение не прибыли.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "Диамир" и ЗАО "Компания Фармстор" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер" и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000314000162 на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов.
Заявители считают, что заказчик при рассмотрении заявок неправомерно отказал заявителям в допуске в аукционе, что нарушают законные права и интересы заявителей жалобы, а так же нарушают нормы Закона N 44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона.
Представитель уполномоченного органа пояснил:
Все процедуры по размещению вышеуказанного заказа были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия уполномоченного органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку в сфере закупок отмечает:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
В соответствии с вышеизложенным заказчик разработал документацию поставку лекарственных препаратов.
Данная документация была размещена в единой информационной системе.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с Приложением 1 к Техническому заданию документации об аукционе заказчику требовалось: "Лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 4 мг - флаконы N 1 / в комплекте с двумя растворителями: вода для инъекций 5 мл - ампулы (1), натрия хлорид, раствор для инфузий 0,9%. 100 мл - контейнеры полимерные (1) /.".
ООО "Диамир" и ЗАО "Компания Фармстор" в своих заявках представилои "концентрат для приготовления раствора для инфузий 4 мг/5 мл (0,8 мг/мл 5 мл) флаконы N 1", что не соответствует требованиям части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и п. 3.5.1 раздела 3 документации об аукционе.
2. Заказчиком, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам были установлены с лекарственной формой выпуска "лиофилизат".
В своей аукционной документации заказчик к поставке требует Золедроновую кислоту с лекарственной формой выпуска "лиофилизат".
Согласно письма ФАС России от 08.11.2010 г. NПС/38311 из которого следует, что согласно данным Росздравнадзора лекарственные формы выпуска "концентрат для приготовления раствора для инфузий" и "лиофилизат для приготовления раствора для инфузий" для препарата с МНН Золедроновая кислота являются взаимозаменяемыми, так как содержат одинаковое количество активного вещества (4 мг), биологическая доступность которого эквивалентна, с одинаковым путем введения. Лекарственные формы выпуска "микросферы для приготовления суспензии для внутримышечного введения" и "лиофилизат для приготовления суспензии для внутримышечного введения" для препарата с МНН Октреотид также являются взаимозаменяемыми и представляют собой лекарственные формы Октреотида длительного действия. Следовательно, не включение в технические задания аукциона формы выпуска "концентрат" для препаратов с МНН Октреотид и Золедроновая кислота является неправомерным и направлено на сужение конкурентного пространства при проведении аукционов на право заключения государственных (муниципальных) контрактов на поставку лекарственных средств.
Кроме того, вышеуказанные доводы подтверждены Решением Арбитражного суда г. Москва (дело NА40-33258/12-148-311 от 27.06.2013 г.).
Антимонопольные требования к торгам установлены в статье 17 Закона о защите конкуренции. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Перечень нарушений, перечисленный в статье 17 Закона N 135-ФЗ, не является исчерпывающим и для квалификации действий по организации и проведению торгов (аукционов) как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о закупках и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
В соответствии с ч. ст. 8 Закона: Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона: Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В данном конкретном случае, заказчик, требуя к поставке Золедроновую кислоту с одной лекарственной формой выпуска "лиофилизат" ограничивает права ООО "Диамир" и ЗАО "Фармстор" на подачу заявки для участия в аукционе с целью заключения контракта.
При таких обстоятельствах действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер" при формировании аукционной документации на поставку лекарственных препаратов в части указания одной лекарственной формы "лиофилизат" ограничил права подачи заявки ООО "Диамир" и ЗАО "Фармстор" на участие в аукционе, чем нарушил статью 8 и 33 Закона.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки, в действиях заказчика, установлено нарушение законодательства о закупках при формировании документации об аукционе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Диамир" и ЗАО "Фармстор" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер", уполномоченный орган Министерство экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000314000162 поставка лекарственных препаратов - обоснованными.
2. Признать действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер" нарушившим требования статьи 8 и 33 Закона о закупках.
3. В связи с тем, что ранее Комиссией Ставропольского УФАС по данному аукциону в электронной форме N 0121200000314000162 на поставку лекарственных препаратов было выдано предписание, принято решение повторно предписание не выдавать.
4. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Н.Г. Дацко
И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 апреля 2014 г. N РЗ-499-124
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2014