Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 апреля 2014 г. N 489
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля закупок Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.
в присутствии представителей:
от государственного заказчика - Канцедаловой Н.Л.
от уполномоченного органа - Шаповалов Н.Ю., Лобанов И.А.
от ООО "Закупки" - Шаталова О.В.
УСТАНОВИЛА:
1. В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "Закупки" и ООО "Русстройинвест" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Минераловодская ЦРБ", по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000314000241 на выполнение работ по проведению капитального ремонта кардиологического и терапевтического отделений районной больницы ГБУЗ СК "Минераловодская ЦРБ" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
По мнению заявителя жалобы, аукционная документация сформирована с нарушением требований Закона о закупках.
Представитель государственного заказчика поддержала доводы указанны представленных письменных объяснениях, считает, что аукционная документация сформирована согласно требования Закона о закупках.
Представитель уполномоченного органа пояснил:
Все процедуры по размещению вышеуказанного заказа были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия уполномоченного органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ закупках.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку в сфере закупок установила следующее:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
После рассмотрения жалоб Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок принято решение о признании жалобы ООО "Закупки" обоснованной, ООО "Русстройинвест" - частично обоснованной.
В аукционной документации и Извещении о размещении закупки имеются разночтения в части сроков окончания подачи заявок и сроков рассмотрения первых частей заявок.
В соответствии с извещением, дата и время окончания подачи заявок - 22.04.2014 08:00, дата окончания рассмотрения первых частей заявок - 25.04.2014 г.
Раздел 8. Документации: "Заявки могут подаваться оператору "Сбербанк-Аст" в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении настоящего аукциона в электронной форме до 17.04.2014 г. 08-00 час."
Раздел 9. Документации: "Первые части заявок будут рассматриваться комиссией со дня окончания срока подачи заявок до даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 24.04.2014 г."
Следует учитывать, что содержание вышеуказанных позиций должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, создает препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Требования к банковской гарантии, установленные аукционной документацией не соответствует требованиям статьи 45 Закона о закупках которой установлено требование к банковской гарантии.
Заказчик устанавливает сроки для предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, не соответствующие установленным Законом о контрактной системе: "п. 18.3. Дата начала 01.04.2014 г. и окончания 16.04.2014 срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме"
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик размещает ответ на запрос в течение двух дней с даты поступления запроса, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Таким образом, если срок окончания подачи заявок установлен 22.04.2014, то датой окончания срока предоставления участникам разъяснений должно быть указано 21.04.2014 года.
В соответствии с пунктом 4.4. проекта контракта Подрядчик обязан в течение 10 дней с момента заключения им договора с субподрядчиками предоставить заказчику информацию обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком,цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены Контракта.
В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, требование о предоставлении информации о субподрядчиках устанавливается только в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой размер установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" в размере 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд.
Как следует из аукционной документации начальная (максимальная), цена контракта составляет 18 020 339,32 рублей, что значительно меньше установленного размера.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Условия об ответственности сторон раздела 8 проекта контракта документации об электронном аукционе не соответствует требованиям частей 5,7 статьи 34 Закона о закупках и правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения (подрядчиком исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1063.).
Пункты 5.3. и 5.4. Проекта контракта: "5.3. Все действия и взаимодействия при исполнении Контракта осуществляются Сторонами только в письменном виде, при этом письменные указания Подрядчику могут даваться в журнале производства работ по содержанию автомобильных дорог или общем журнале работ, который постоянно находится на объектах.
Подрядчик и его полномочные представители обязаны по требованию заказчика принимать участие во всех проводимых им совещаниях для обсуждения вопросов, связанных с производством работ и иной дорожной деятельностью, осуществляемой в рамках настоящего Контракта" - вместе с тем как следует из аукционной документации, при выполнении работ по капитальному ремонту помещений никакой журнал производства работ по содержанию автомобильных дорог не ведется, и никакой дорожной деятельности не осуществляется.
Заказчик устанавливает противоречивые условия в Проекте контракта относительно момента окончания выполнения работ:
пункт 6.2.6. "Работы по настоящему Контракту считаются выполненными, а обязательства Подрядчика исполненными со дня подписания сторонами акта приемки законченных работ"
пункт 1.2. "Подрядчик обязуется выполнить все работы по капитальному ремонту кардиологического и терапевтического отделений районной больницы ГБУЗ СК ""Минераловодская ЦРБ" в соответствии с условиями Контракта и сдать их в эксплуатацию в сроки, установленные п. 12.1 Контракта, в соответствии с требованиями ГОСТов, СНиПов, ВСН и технической документации."
Пункт 4.3.9. "Обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объектов исправлять дефекты за свой счет в согласованные с заказчиком сроки. Гарантийный срок устранения дефектов на объектах и входящих в него инженерных сооружений, оборудования, материалов и работ составляет не менее 24 месяцев и действует с момента ввода объекта в эксплуатацию".
При производстве работ по капитальному ремонту не требуется ввода в эксплуатацию, это не строительство и не реконструкция. В данном случае окончанием выполнения работ будет являться подписание сторонами актов выполненных работ, как это и предусмотрено отдельными пунктами Проекта, но никак не сдача и ввод в эксплуатацию.
Остальные доводы не нашли своего подтверждения.
Относительно доводов жалобы ООО "Закупки".
по позициям 1 "Битумы нефтяные строительные марки: БН 90/10" и 2 "Битумы нефтяные строительные марки: БН 70/30" заказчиком установлены значения, не позволяющие потенциальному участнику закупки сформировать заявку - "Температура вспышки 0 °С не ниже 240". Что в данном случае требуется заказчику 0 °С или не ниже 240?
Аналогичная ситуация, вводящая или могущая вводить в заблуждение потенциальных участников, содержится также в позиции 11 "Проволока стальная низкоуглеродистая разного назначения оцинкованная диаметром: 3,0 мм", вместе с тем в требованиях указано два размера: диаметром 1,6 мм и 3,0 мм, а также в позиции 61: "умывальники должны быть размером: ширина 550 мм, высота 480 мм, глубина 150 мм" и там же "Габаритные размеры, мм: не менее 200x600x500". Более того последняя позиция содержит требование о соответствии недействующему ГОСТ 23759-85.
Кроме того, по ряду позиций, например, 17, 28, 31, 32, 33, 36, 37 государственным заказчиком установлены конкретные значения, которые свидетельствуют о возможности использовании при выполнении работ товаров только одного производителя.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При таких обстоятельствах действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Минераловодская ЦРБ" при формировании аукционной документации на выполнение работ по проведению капитального ремонта кардиологического и терапевтического отделений районной больницы ГБУЗ СК "Минераловодская ЦРБ" в части формирования аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о закупках.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки, в действиях заказчика, установлено нарушение законодательства о закупках при формировании документации об аукционе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Закупки" обоснованной;
2. жалобу ООО "Русстройинвест" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Минераловодская ЦРБ", по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000314000241 на выполнение работ по проведению капитального ремонта кардиологического и терапевтического отделений районной больницы ГБУЗ СК "Минераловодская ЦРБ" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края - частично обоснованной.
3. Признать действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Минераловодская ЦРБ" нарушившим требования Закона о закупках.
3. Выдать государственному заказчику - ГБУЗ СК "Минераловодская ЦРБ", уполномоченному органу Министерству экономического развития Ставропольского края - обязательное для исполнения предписание.
4. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 апреля 2014 г. N 489
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2014