Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 13 мая 2014 г. N ЖС-56/2014
Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Дегодьева А.С. - председателя Комиссии, руководителя управления; Малыгиной Т.Г. - начальника отдела контроля закупок; Осинцева К.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
рассмотрела поступившую 05 мая 2014 года в Амурское УФАС России от ОАО "Страховое общество газовой промышленности" - Благовещенский филиал жалобу на действия уполномоченного органа - управление государственного заказа Амурской области и государственного заказчика - ГБУ Амурской области "Дирекция по охране и использованию животного мира и ООПТ" при размещении закупки путем аукциона в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, объявленной извещением за N 0123200000314001961 от 29.04.2014 на электронной площадке - ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: неверном выборе способа размещения закупки (аукцион в электронной форме вместо открытого конкурса).
На заседании комиссии присутствовали от государственного заказчика - ГБУ Амурской области "Дирекция по охране и использованию животного мира и ООПТ": Золотухина О.В., действующая на основании доверенности N 6 от 12.05.2014; Ляпина С.В., действующая на основании доверенности N 5 от 12.05.2014; от уполномоченного органа - управление государственного заказа Амурской области: Абрамова Н.А., действующая на основании прав по должности; от заявителя - ОАО "Страховое общество газовой промышленности": Ковальчук Н.А., действующая на основании доверенности N Ф-58/14-2 от 30.03.2014.
Сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России.
Представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в жалобе в полном объёме, дополнительно сообщил следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" утверждены базовые страховые тарифы. Их тариф устанавливается императивно, в связи с чем, подлежит применению всеми лицами, оказывающими страховые услуги.
Таким образом, страховые организации в силу установленных федеральным законодательством императивных показателей базовых страховых тарифов, не вправе применять ставки, отличные от установленных Правительством Российской Федерации.
Особенностью проведения размещения заказа в виде аукциона является то, что победитель аукциона определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта.
Однако, как следует из приведенных выше норм законодательства, в силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, а, потому, невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую цену контракта.
Поэтому размещение заказа на поставку услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств не может быть осуществлено путем аукциона.
Поскольку, в случае размещения заказа на поставку услуг обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств путем проведения аукциона, невозможно будет определить участника, предложившего лучшие условия контракта (самую низкую цену контракта) в силу установления одинаковых для всех участников данного рынка услуг страховых тарифов, такое размещение заказа не будет отвечать общему смыслу законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, так как размещение должно проводиться на конкурсной основе.
Считает, что при проведении торгов заказчиком выбран неверный способ размещения закупки. Просит признать заказчика и уполномоченный орган нарушившими требования законодательства РФ о контрактной системе.
Представители уполномоченного органа и государственного заказчика с доводами заявителя не согласны в полном объеме, представили возражение на жалобу, дополнительно сообщили.
Учитывая, что законодательством РФ, включая Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N135 ФЗ "О защите конкуренции", не установлена обязанность по проведению конкурсов на оказание услуг по ОСАГО, то при осуществлении закупки на данные услуги может быть использован любой способ в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Осуществление закупки способом электронного аукциона обусловлено тем, что по результатам изучения рынка данных услуг установлено, что исполнители предлагают различные ценовые предложения на один и тот же объект закупки.
Данный факт подтверждают и итоги аукциона N 012300000314001065, где одним из участников СОАО "ВСК" снижена начальная (максимальная) цена контракта.
Таким образом, вывод заявителя о невозможности осуществления закупки на услуги по ОСАГО способом электронного аукциона является субъективным, и, по мнению управления, выбранный заказчиком способом соответствует принципам и целям, указанным в ст. 1 Закона о контрактной системы.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
29.04.2014 уполномоченным органом - управление государственного заказа Амурской области на электронной площадке - ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение за N 0123200000314001961 о размещении закупки путем аукциона в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
Заказчиком размещения закупки является ГБУ Амурской области "Дирекция по охране и использованию животного мира и ООПТ".
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 251 337,76 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок 07.05.2014 в 09:00. Дата и время проведения аукциона 12.05.2014 в 10:45.
30.04.2014 на электронной площадке опубликовано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59 (Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)), 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
Частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.
Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не включены ни в один из принятых нормативно-правовыми актами перечень товаров, работ, услуг определяющий способ размещения закупки (открытый конкурс, аукциона в электронной форме) на указанные услуги.
Документов и сведений, подтверждающих, что размещение закупки путем аукциона в электронной форме вместо открытого конкурса влечет за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, заявителем жалобы на заседании Комиссии Амурского УФАС России не представлено и не подтверждено.
Учитывая, что способ размещения закупки на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не включен в указанные перечни, заказчик (уполномоченный орган) самостоятельно принимает решение о выборе способа размещения закупки в соответствии с положениями законодательства РФ о контрактной системе исходя из своих собственных возможностей и потребностей.
Рассмотрев жалобу ОАО "Страховое общество газовой промышленности" - Благовещенский филиал жалобу на действия уполномоченного органа - управление государственного заказа Амурской области и государственного заказчика - ГБУ Амурской области "Дирекция по охране и использованию животного мира и ООПТ" при размещении закупки путем аукциона в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, объявленной извещением за N 0123200000314001961 от 29.04.2014 на электронной площадке - ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, проведя внеплановую проверку размещения заказа, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу ОАО "Страховое общество газовой промышленности" - Благовещенский филиал жалобу на действия уполномоченного органа - управление государственного заказа Амурской области и государственного заказчика - ГБУ Амурской области "Дирекция по охране и использованию животного мира и ООПТ" при размещении закупки путем аукциона в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, объявленной извещением за N 0123200000314001961 от 29.04.2014 на электронной площадке - ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.С. Дегодьев
Члены комиссии: Т.Г. Малыгина
К.И. Осинцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 13 мая 2014 г. N ЖС-56/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2014