Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 27 марта 2014 г. N 04-05/1575
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Вознесенская Н.В. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статей 106, 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика: Васильчука А.Н. (доверенность от 29.01.2014 N 1/4), слушателей Баженова П.В., Быкова В.Е.;
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
. 21 марта 2014 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "ГрандСтрой" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии, созданной заказчиком - управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской област (далее - единая комиссия), при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту тира УМВД России по Архангельской области (извещение N 0124100003913000227).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Единой комиссии, созданной заказчиком, в связи с отказом Заявителю (защищенный номер 6805680, порядковый номер 30) в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме при рассмотрении первых частей заявок.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 25.03.2013.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку размещенного заказа с учетом следующего.
30.12.2013 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124100003913000227 о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту тира УМВД России по Архангельской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 400 000,00 рублей.
Оператор электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Заказчиком 19.02.2014 на официальном сайте размещена новая редакция документации об открытом аукционе в электронной форме (в ред. N 4 от 19.02.2014), которая является действующей на день рассмотрения жалобы (далее - документация об аукционе).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 13.03.2014 (далее - протокол от 13.03.2014) на участие в открытом аукционе в электронной форме было подано 13 заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Единая комиссия приняла решение отказать 12 участникам размещения заказа, в том числе Заявителю, в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Из материалов дела следует, что заявка Заявителя на участие в открытом аукционе в электронной форме зарегистрирована под номером 6805680.
Как следует из протокола от 13.03.2014, участнику размещения заказа с защищенным номером заявки 6805680 отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по следующим основаниям:
"п.1 ч.4 ст. 41.9 ФЗ РФ от 21.07.2005 N 94-ФЗ - непредоставление сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений.
В заявке Участника размещения заказа отсутствует предложение по конкретным показателям, соответствующим значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. По пунктам 2 (пп. 22, 66, 7.7, 110), 3, 4, 5 (пп. 2,9), 6, 7, 8, 9, 10, 11 УРЗ не предлагает конкретные характеристики материалов. Таким образом, Заказчик не может определить, с применением каких конкретно материалов с какими характеристиками будут выполнены работы.
Предоставление недостоверных сведений, а именно: в своей заявке участник предлагает по пункту 2 (пп. 4.4) характеристики материала, значений которых в ГОСТе, на соответствие которому ссылается участник, не существует".
Частью 1 статьи 41.9 ФЗ "О размещении заказов" предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 ФЗ "О размещении заказов" сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Частью 3 статьи 41.9 ФЗ "О размещении заказов" определено, что на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 ФЗ "О размещении заказов", аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены указанной статьей.
Пунктом 3 части 4 статьи 41.8 ФЗ "О размещении заказов" предусмотрено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать:
а) согласие, участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Заказчик в части 7 раздела I документации об аукционе установил, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В таблице "ведомость материалов" раздела II документации об аукционе (далее - ведомость материалов) Заказчиком были установлены требования к техническим характеристикам применяемых материалов.
Из анализа заявки Заявителя следует, что Заявитель использует в своей заявке слова "более", "менее", перечисление значений, то есть в заявке не указаны конкретные показатели характеристик материалов. Также в заявке не указаны конкретные показатели характеристик материалов по пунктам 22, 66, 7.7, 110 позиции 2 заявки.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Единая комиссия при рассмотрении заявок на основании части 1 статьи 41.9 ФЗ "О размещении заказов" должна руководствоваться требованием документации об аукционе. Исходя из этой нормы, Единая комиссия к рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подходит формально: сравнивает заявки на строгое соответствие документации об аукционе, а не анализирует отдельные пункты заявки. При этом, Единая комиссия рассматривает только те сведения, которые представлены в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме.
На основании части 4 статьи 41.9 ФЗ "О размещении заказов" участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 ФЗ "О размещении заказов", или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 ФЗ "О размещении заказов", требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Комиссия Архангельского УФАС России согласна с доводом Единой комиссии о том, что первая часть заявки Заявителя не соответствует документации об аукционе.
Таким образом, в действиях Единой комиссии по отказу Заявителю в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме в связи с отсутствием предложения по конкретным показателям, соответствующим значениям, установленным документацией об аукционе, отсутствуют нарушения норм ФЗ "О размещении заказов".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 ФЗ "О размещении заказов" установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 ФЗ "О размещении заказов" и инструкцию по ее заполнению.
Как установлено материалами дела, документация об аукционе содержит "Инструкция участникам размещения заказа" (пункт 20 раздела I).
В указанной инструкции участникам размещения заказа Заказчик определил, что "в описании товара используются следующие виды показателей:
Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
Показатели, для которых указаны варианты значений;
Показатели, значения которых не могут изменяться;
Показатели, которые определяются диапазоном значений".
Каждому виду показателей Заказчик в инструкции участникам размещения заказа предусмотрел способ заполнения заявки:
"По первому виду показателей участник размещения заказа указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения:
По второму виду показателей участник размещения заказа выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;
По третьему виду показателей участник размещения заказа указывает значение. установленное заказчиком;
По четвертому виду показателей участник размещения заказа, указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона".
Так, в ведомости материалов Заказчиком были установлены следующие требования к техническим характеристикам применяемых материалов:
По позиции 1 "Жесткая гидроизоляция":
4) Прочность на изгиб, МПа, не менее 10.
По позиции 2 "Щебень из природного камня для строительных работ в соотв. с ГОСТ 8267-93, фракция 40-70 мм"
5) Максимальный полный остаток на контрольном сите с диаметром отверстий равным наибольшему номинальному размеру зерен фракции по массе, %, Не более 10;
16) Предельное значение содержания глины в комках, %, Не более 0,25.
По позиции 5 "Каучуковое покрытие"
2) Общая толщина, мм, не менее 22,0;
и другие
Как указано выше, показатели в Ведомости материалов оформлены одинаково, однако при рассмотрении первых частей заявок оценивались значения показателей по-разному: так по позициям 1 "Жесткая гидроизоляция":4) Прочность на изгиб, МПа, не менее 10; 5 "Каучуковое покрытие" 2) Общая толщина, мм, не менее 22,0; участники были допущены к участию в аукционе при указании точного значения показателя, а по позиции 2 "Щебень из природного камня для строительных работ в соотв. с ГОСТ 8267-93, фракция 40-70 мм" 16) Предельное значение содержания глины в комках, %, Не более 0,25; при указании точного значения показателя участникам размещения заказа (защищенные номера 6801042, 6801200, 6802791, 6803561, 6803767, 6805558, 6805863, 6806553) было отказано в допуске к участию в аукционе.
Следует отметить, что в документации об аукционе отсутствуют указание к какому типу показателей относятся указанные выше показатели: показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения; или показатели, значения которых не могут изменяться, или показатели, которые определяются диапазоном значений.
Также в документации об аукционе не указан тип показателей: являются ли показатели показателями, значения которых не могут изменяться, или показателями, которые определяются диапазоном значений", по следующим позициям ведомости материалов, например:
По позиции 2 "Щебень из природного камня для строительных работ в соотв. с ГОСТ 8267-93, фракция 40-70 мм"
3) Полный остаток на контрольном сите с диаметром отверстий равным наименьшему минимальному размеру зерен фракции по массе, %, с нижним пределом не менее 90 и верхним пределом не менее 100;
4) Полный остаток на контрольном сите с диаметром отверстий равным полусумме наименьшего и наибольшего номинального размера зерен фракции по массе, %, с нижним пределом не более 30 и верхним пределом не более 100;
По позиции 3 Песок природный для строительных работ средний согласно ГОСТ 8736-93
6) Содержание зерен % - Содержание зерен крупностью св. 5 мм, должен быть менее 20;
По позиции 8. Бетон тяжелый в соответствии с ГОСТ 26633-91
6) Коэффициент фильтрации по ГОСТ 12730.5-84, См/с, Св. 610-10 210-9;
7) Параметр воздухопроницаемости бетона ас по ГОСТ 12730.5-84, См3/с, 0,153-0,106;
8) Сопротивление бетона прониканию воздуха по ГОСТ 12730.5-84 mc, с/См3, 6,6-9,4.
Следовательно, Заказчик должным образом не сформулировал исчерпывающие требования, однозначно определяющие внесение сведений в заявку, в том числе в части указания необходимых данных и характеристик о предлагаемых материалах, которые будут применяться при выполнении работ.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ "О размещении заказа" установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Из выше изложенного следует, что Заказчиком не указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, возможно двоякое толкование требований Заказчика.
Отсутствие указанных сведений в документации об аукционе не позволяет участнику размещения заказа сформировать свою заявку по указанной позиции в соответствии с требованиями Заказчика.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ "О размещении заказов".
По позиции 1) "Жесткая гидроизоляция" ведомости материалов Заказчиком было установлено следующее требование к технической характеристике применяемого материала:
5) толщина покрытия, мм, 3-4.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что данное требование является требованием к работам, а не является технической характеристикой применяемого материала.
Также по позиции 1) "Жесткая гидроизоляция" ведомости материалов Заказчиком установлено: температура эксплуатации, С, не выше -50 и не ниже +65.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что указание таким образом температурного диапазона эксплуатации исключает диапазон реальной температуры эксплуатации от -50 до +65.
Следовательно, указанные в документации об аукционе требования к техническим характеристикам применяемых материалов не соответствуют фактическим потребностям Заказчика.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ "О размещении заказов".
Кроме того, из паспортов качества на "Щебень из природного камня для строительных работ" следует, что значения показателей по позициям 3) Полный остаток на контрольном сите с диаметром отверстий равным наименьшему минимальному размеру зерен фракции по массе, %, с нижним пределом не менее 90 и верхним пределом не менее 100; 4) Полный остаток на контрольном сите с диаметром отверстий равным полусумме наименьшего и наибольшего номинального размера зерен фракции по массе, %, с нижним пределом не более 30 и верхним пределом не более 100; указываются производителями виде точных числовых значений.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что по всей ведомости материалов участникам размещения заказа требовалось указывать в заявке значения, указанные в соответствующих ГОСТах.
Комиссия Архангельского УФАС России не может согласиться с указанным утверждением Заказчика в силу следующего.
Сами ГОСТы не определяют обязанность их применения при оформлении заявок на участие в торгах, кроме того ГОСТы содержат требования, нормы к материалам и не содержат конкретных показателей.
Например, по позиции 11. Битумы нефтяные дорожные вязкие согласно ГОСТ 22245-90 ведомости материалов Заказчиком установлено 3) Температура размягчения по кольцу и шару, С, или не ниже 40, или не ниже 47, или не ниже 51, или не ниже 35, или не ниже 43.
Указанные нормы взяты из ГОСТ 22245-90.
Согласно требованию документации об аукционе по указанному пункту участнику размещения заказа в составе заявки требовалось указать одно из перечисленных в ведомости материалов значений.
Однако, производители в паспортах качества на "Битумы нефтяные дорожные вязкие" указывают значения по результатам испытаний, отличные от значений ГОСТ, но соответствующие нормам и требованиям ГОСТа.
Следовательно, указывая фактические значения характеристик, участник размещения заказа будет не соответствовать требованиям документации, или же, если участник размещения заказа выберет одно из перечисленных в ведомости материалов значений, то укажет заведомо недостоверную информацию, поскольку материалами с такими значениями показателей не существует.
На основании вышеизложенного следует, что документация об аукционе содержит противоречивые требования к характеристикам применяемых при выполнении работ материалам.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что содержание документации об аукционе должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, затрудняет формирование своих предложений и создает препятствия для потенциальных участников открытого аукциона.
Также комиссия Архангельского УФАС России отмечает излишнюю сложность и запутанность документации об аукционе, в части требований к характеристикам материалов.
Многие характеристики в ведомости материалов документации об аукционе являются специфичными и известными только производителю, которые имеют значение на стадии лабораторного контроля произведенной продукции, но не в сфере обращения и реализации товара (материала) как такового. В сопроводительных документах при продаже товаров (материалов) могут отсутствовать в силу закона те характеристики, которые Заказчик определил как значимые и существенные.
Например, удельная эффективная активность естественных радионуклидов, истинная плотность зерен песка, водопроницаемость, коэффициент фильтрации, коэффициент воздухопроницаемости.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика не представили доказательства и не привели доводов и аргументов в подтверждение необходимости установления таких сложных требований к используемым материалам при выполнении работ, что он обладает необходимым инструментарием, лабораториями и квалифицированными специалистами по проверке заявленных требований и предложений исполнителя по контракту, что также подтверждает бессмысленность и искусственное усложнение документации об аукционе в части требований к материалам. В результате чего возможно необоснованное и неправомерное ограничение количества участников размещения заказа, трудности с заполнением заявки, отказ в допуске к участию в аукционе и нарушение прав и законных интересов участников размещения заказов.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ "О размещении заказов".
В связи с выявленными нарушениями у Заказчика, Комиссия Архангельского УФАС России не дает правовой оценки действиям Единой комиссии по отказу участникам размещения заказа, в том числе Заявителю, в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по причине предоставления недостоверных сведений в первой части заявки.
Руководствуясь статьей 112, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Архангельского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГрандСтрой" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, нарушившим пункт 1 части 4 статьи 41.6 ФЗ "О размещении заказов".
3. Заказчику, единой комиссии оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О размещении заказов", а именно:
3.1. Заказчику, единой комиссии аннулировать открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту тира УМВД России по Архангельской области (извещение N 0124100003913000227) посредством отмены всех документов, составленных в ходе размещения заказа.
Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику возможность исполнить данный пункт решения (предписания).
3.2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего решения (предписания) прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
3.3. Заказчику, единой комиссии пункт 3.1 решения (предписания) исполнить в срок до 11 апреля 2014 года и сообщить об его исполнении в Архангельское УФАС России в этот же срок, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).
4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
Н.В. Вознесенская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 27 марта 2014 г. N 04-05/1575
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2014