Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 8 апреля 2014 г. N Г-161-04/2014
Резолютивная часть решения оглашена 08.04.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
Фомина М.В. - заместителя руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
Миронова Д.В. - главного специалиста-эксперта,
Шепелевой Л.А. - специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ГУП проектный институт "Владкоммунпроект" жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области (г.Владимир) на действия комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ, проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция объектов ГБУ СО ВО "Вязниковский дом-интернат" в присутствии представителя уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Палагина С.А. (доверенность N 33 от 13.03.2014), заявителя ООО ГУП проектный институт "Владкоммунпроект" жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области Калинина А.Н. (доверенность N 3 от 04.04.2014), Гущиной М.Л. (доверенность N 3 от 04.04.2014).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г-161-04/2014 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ГУП проектный институт "Владкоммунпроект" жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение проектных и изыскательских работ, проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция объектов ГБУ СО ВО "Вязниковский дом-интернат".
Пунктом 26 Информационной карты указанного открытого конкурса предусмотрено обеспечение заявки в размере 453 483,70 рублей. Обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или в виде банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником закупки (пункт 26.3 Информационной карты).
Учитывая особенность формирования бюджета заявителя и отсутствия свободных денежных средств на расчетном счете организации, руководством заявителя было принято решение о выборе банковской гарантии в качестве способа обеспечения заявки.
Заявитель оформил банковскую гарантию, соответствующую условиям, указанным в части 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе и требованиям, содержащимся в извещении о проведении закупки. Таким образом, заявителем было выполнено условие пункта 26 Информационной карты открытого конкурса об обеспечении исполнения заявки. В подтверждение этого была приложена копия договора банковской гарантии, заверенная надлежащим образом.
Подпунктом "к" пункта 33 Информационной карты электронного аукциона предусмотрено, что документами, подтверждающими внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе является банковская гарантия, включенная в реестр банковских гарантий.
Механизм ведения банковских гарантий, введенных Законом о контрактной системе, в полной мере вступает в силу только с 31.03.2014 года. Таким образом, информация о получении банковской гарантии, представленная заявителем, является достаточной для принятия конкурсной комиссией положительного решения.
По мнению заявителя, конкурсная комиссия необоснованно отказала в допуске к участию в открытом конкурсе заявке заявителя, что привело к нарушению его прав и законных интересов.
На основании изложенного, заявитель просит аннулировать результат рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
В обоснование правомерности своих действий представитель уполномоченного органа заявил следующее.
В соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.6 Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 58 (далее - Порядок взаимодействия) заказчики разрабатывают и утверждают документацию о закупках, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта.
Документация о проведении открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ, проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция объектов ГБУ СО ВО "Вязниковский дом-интернат" утверждена приказом директора от 10.02.2014 N 6-О.
В соответствии с пунктом 2.1.12 Порядка взаимодействия, уполномоченный орган Владимирской области осуществляет размещение в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка взаимодействия, уполномоченный орган Владимирской области обеспечивает организацию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд заказчиков Владимирской области, заказчиков муниципальных образований и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований. В извещении, опубликованном 27.02.2014 на сайте www.zakupki.gov в разделе реестр закупок (закупка N 0128200000114000094), имеется информация о ДИЗО администрации Владимирской области, как о лице, осуществляющем закупку.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов N 0128200000114000094-П1 от 20.03.2014 было подано две заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0128200000114000094-П2 от 24.03.2014 комиссия рассмотрела и оценила заявки на участие в открытом конкурсе в соответствии с требованиями и условиями, установленными в конкурсной документации, и приняла решение об отказе в допуске к участию в конкурсе заявке с регистрационным номером 7.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе. Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки в составе заявки на участие в конкурсе должен представить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с пометной банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. На основании части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Статьей 45 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Согласно требованиям банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявка N 7 не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации (пункт 21.2 Инструкции участникам закупок документации, подпункт "к") пункта 33 Информационной карты документации, статьи 45, части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 21.2 Инструкции участникам закупки, комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший её, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 33 информационной карты документации, в состав заявки на участие в открытом конкурсе входит документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Заявка ГУП проектный институт "Владкоммунпроект" жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области содержала в пункте "к" раздела "Информация и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе", в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, копию банковской гарантии, заверенную директором ГУП проектный институт "Владкоммунпроект" жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области. Бенефициаром является "Вязниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов". Таким образом, принципал - проектный институт "Владкоммунпроект" жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области не имеет обязательств перед Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.
При проведении открытого конкурса, комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в конкурсе в соответствии со статьей 53 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия не рассматривает и отклоняет заявку на участие в конкурсе, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 13 статьи 53 Закона о контрактной системе, любой участник конкурса, после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса. Однако таких запросов не поступало.
Исходя из изложенного, уполномоченный орган считает, что нарушений законодательства при проведении указанного открытого конкурса не допущено, и жалоба ГУП проектный институт "Владкоммунпроект" жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области удовлетворению не подлежит.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший её, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Подпунктом "к" пункта 33 Информационной карты документации о проведении открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ, проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция объектов ГБУ СО ВО "Вязниковский дом-интернат" "Информация и документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе" предусмотрено предоставление в составе заявки документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии с частью 1, пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Основанием для отказа принятия банковской гарантии является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу Требований к форме банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из требований указанных норм законодательства о закупках можно сделать вывод о том, что участник размещения заказа в составе своей заявки на участие в конкурсе обязан представить оригинал банковской гарантии.
Таким образом, конкурсная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно признала заявку ГУП проектный институт "Владкоммунпроект" жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Между тем, в ходе проведенной внеплановой проверки Комиссией было выявлено, что документация о проведении открытого конкурса действия комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ, проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция объектов ГБУ СО ВО "Вязниковский дом-интернат" составлена с нарушением законодательства о закупках.
В силу пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктам 1 и 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В нарушении положений пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении указанного открытого конкурса не указаны сведения о требованиях, предъявляемых к участникам открытого конкурса в соответствии с положениями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, из информации, содержащейся в извещении и документации о проведении открытого конкурса, не представляется возможным установить в отношении кого (государственного заказчика или уполномоченного органа) должно предоставляться обеспечение исполнения заявки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Административного регламента Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ГУП проектный институт "Владкоммунпроект" жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на действия комиссии при проведении открытого конкурса действия комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ, проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция объектов ГБУ СО ВО "Вязниковский дом-интернат" не обоснованной.
2. Вынести в отношении государственного заказчика, уполномоченного органа предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии М.В. Фомин
Члены Комиссии Д.В.Миронов
Л.А. Шепелева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 8 апреля 2014 г. N Г-161-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2014