Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 апреля 2014 г. N г-195-04/2014
Резолютивная часть решения оглашена 16.04.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
Фомина М.В. - заместителя руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
Миронова Д.В. - заместителя начальника отдела,
Сергеева А.А. - ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Магистраль" (г.Владимир) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку ГСМ (бензин, дизельное топливо) для нужд ГБУ "Управление административными зданиями администрации Владимирской области", в присутствии представителя государственного заказчика ГБУ "Управление административными зданиями администрации Владимирской области" Канаева А.С. (доверенность N УАЗО-760-01/07 от 15.04.2014), уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Палагина С.А. (доверенность N 33 от 13.03.2014), заявителя ООО "Магистраль" Шеметова А.А. (решение о назначении на должность N 5 от 13.01.2014 года).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г-195-04/2014 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Магистраль" (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку ГСМ (бензин, дизельное топливо) для нужд ГБУ "Управление административными зданиями администрации Владимирской области".
По мнению заявителя, заявке ООО "Магистраль" было неправомерно отказано в доступе к участию в электронном аукционе по причине не предоставления информации (показатели товара указаны не в полном объеме), предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Однако по мнению заявителя, в аукционной заявке указаны все сведения, необходимые заказчику. Заявка в таком виде подавались на все аукционы, проводимые на торговых площадках и заявки не отклонялись. Сложилась определенная практика заполнения и подачи заявок в таком виде.
Кроме того, государственный заказчик указал в аукционной документации: Бензин АИ-95 (Премиум Евро-95), а также указал ГОСТ Р51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002, соответствующий наименованию товара. Технические характеристики товара: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118. Заявленное количество - 2000 л. Заказчик указал только одно наименование товара: Бензин Премиум Евро -95. Это наименование соответствует ГОСТу Р-51866-2002. Бензин марки АИ-95 по ГОСТу 51105-97 имеет наименование: Премиум-95.
Бензин марки Премиум-95 заказчиком в таблице N 1 не указан.
Поэтому при заполнении 2-ой части таблицы N 1 "Значения показателей, предлагаемые участником закупки" в графе "Показатели качества, технических, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, предлагаемые участником закупки" в заявке ООО "Магистраль" указан только бензин марки Премиум Евро-95 ГОСТ Р 51866-2002 по своим показателям качества, технических, функциональных характеристик соответствующий Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011. Это основной регламентирующий документ на сегодняшний день.
Бензин марки АИ-95 выпускался по ГОСТ 51105-97 и по ГОСТ 51866-2002. Это один и тот же бензин с октановым числом 95, но с разными присадками. Заказчик заявил автомобильный бензин с октановым числом 95, указал общее количество товара 2000 л, не указав при этом, сколько литров ему необходимо бензина АИ-95, изготовленного по ГОСТУ 51105-97, и сколько литров бензина АИ-95 изготовленного по ГОСТУ 51866-2002. Следовательно, участник закупки вправе поставить весь заявленный товар (2000 л) по одному из заявленных заказчиком ГОСТам в соответствии с наименованиям товара.
В наименовании товара заказчик указал: Премиум Евро-95, это соответствует ГОСТ Р 51866-2002. Поэтому в предложении ООО "Магистраль" указан только бензин марки "Премиум Евро-95", соответствующий ГОСТ Р 51866-2002 с указанием основного регламентирующего документа, которому он соответствует. Также не указан бензин марки Премиум-95 по ГОСТ Р 51105, поскольку такого наименования заказчиком не указано.
Бензин марки Премиум -95 ГОСТ Р 51105-97 фактически прекращен к выпуску в 2009 году. В изменении N 6 к ГОСТ 51105-97 введенном в действие в 03.01.2012 году это закреплено юридически. Бензин марки Премиум 95 исключен из перечня бензинов, выпускающихся в соответствии с этим ГОСТом. В настоящий момент на территории РФ бензин марки АИ-95 по ГОСТ 51105-97 не реализуется. Поэтому предлагая Заказчику к поставке бензин марки АИ-95 по ГОСТ Р 51105-97, участник закупки выдает недостоверную информацию и автоматически должен быть отстранен от участия в аукционе. Это третья причина, по которой ООО "Магистраль" не указала в таблице N 1 бензин марки АИ-95 ГОСТ Р 51105-97.
На основании изложенного, заявитель просит выдать комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности своих действий представители государственного заказчика, уполномоченного органа заявили следующее.
Аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе N 01282000000114001113 в порядке, установленном статьей 67 Закона о контрактной системе, и приняла решение допустить к участию в электронном аукционе и признать участником закупки одного участника закупки.
При проведении электронного аукциона, согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается участию в нем случае не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0128200000114001113 от 02.04.2014 подано две заявки на участие в электронном аукционе и признан участником закупки один участник закупки.
Отказано в допуске одному участнику (порядковый номер заявки 2), в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку показатели товара в Приложении к информационной карте N 1, Таблице 1 указаны не в полном объеме.
В соответствии с требованиями Приложения N 1 к информационной карте электронного аукциона установлены следующие требования к показателям поставляемого товара по позиции "Бензин АИ-95(Премиум Евро-95)" - "ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002, Технические характеристики товара: в соответствии с Постановлением РФ от 27.02.2008 N 118". ООО "Магистраль" в своей заявке по данной позиции указало следующее: "Соответствует ГОСТ Р 51866-2002, Техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 013/2011".
Таким образом, в заявке ООО "Магистраль" на участие в электронном аукционе показатели товара указаны не в полном объеме (Приложение к информационной карте N 1 Таблица 1, пункт 13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, пункт 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Кроме того, представитель государственного заказчика пояснил следующее.
При подготовке аукционной документации заказчик в качестве обязательного требования (определяющего отборочные критерии) на бензин АИ-95 (Премиум Евро-95) в графе "Технические, качественные характеристики (функциональные характеристики, упаковка) товара" указал государственный стандарт ГОСТ Р 51866-2002. Обязательным требованием, по мнению государственного заказчика, является такое, невыполнение которого может повлечь отклонение заявки соответствующего участника закупочной процедуры. Также в данной графе указано и желательное (определяющие критерии оценки) требование ГОСТ Р 51105-97. Желательным требованием является такое, невыполнение которого не может служить основанием для отклонения заявки, но учитывается при определении степени предпочтительности заявок при их оценке.
Учитывая вышеизложенное, представители государственного заказчика, уполномоченного органа просят признать жалобу ООО "Магистраль" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии пунктом 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу пунктов 1, 2 части 4, части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при поставке товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
В приложении N 1 к информационной карте аукционной документации "Показатели товара (поставка ГСМ)" (Таблица N 1) по позиции "Бензин АИ-95(Премиум Евро-95" указаны следующие требования к характеристикам поставляемого товара: ""ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002, Технические характеристики товара: в соответствии с Постановлением РФ от 27.02.2008 N 118".
Между тем, заявитель - ООО "Магистраль" в своей заявке по данной позиции указал следующее: "Соответствует ГОСТ Р 51866-2002, Техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 013/2011".
Таким образом, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе на поставку ГСМ (бензина, дизельное топливо) для нужд ГБУ "Управление административными зданиями администрации Владимирской области" заявке ООО "Магистраль" по причине несоответствия требованиям аукционной документации.
Однако в результате проведенной внеплановой проверки, Комиссией было установлено, что аукционная документация составлена с нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что при описании характеристик товара по позиции "Бензин АИ-95 (Премиум Евро-95)" заказчик некорректно установил, что данный бензин по своим характеристикам должен соответствовать в том числе требованиям ГОСТа Р 51105-97. Между тем, данный вид бензина должен соответствовать требованиям иного ГОСТа - Р 51866-2002.
По мнению Комиссии, указанное описание характеристик товара, являющихся предметом электронного аукциона, не соответствуют требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- правомочность участника закупки заключать контракт;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Данная правовая норма подтверждается требованиями пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, гласящего, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается, в том числе предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В нарушении указанных норм Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона на поставку ГСМ (бензин, дизельное топливо) для нужд ГБУ "Управление административными зданиями администрации Владимирской области" не содержатся сведения о требованиях, предъявляемых к участнику закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 и пунктом 3.32 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Магистраль" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку ГСМ (бензин, дизельное топливо) для нужд ГБУ "Управление административными зданиями администрации Владимирской области не обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования статьи 33, части 5 статьи 31, пункта 6 части статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Вынести в отношении государственного заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупки и оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии М.В. Фомин
Члены Комиссии Д.В.Миронов
А.А. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 апреля 2014 г. N г-195-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2014