Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 мая 2014 г. N Г-292-04/2014
Резолютивная часть решения оглашена 20.05.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
Фомина М.В. - заместителя руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
Миронова Д.В. - заместителя начальник отдела,
Евграфовой Е.А.- главного специалиста-эксперта,
на основании части 3 статьи 60 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу УФПС Владимирской области - филиала ФГУП "Почта России" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание почтовых услуг по приему, доставке, выдаче, хранению и возврату корреспонденции (простых, заказных писем с уведомлением о вручении) для нужд Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Владимире Владимирской области в присутствии представителя государственного заказчика Окуневой С.В. (доверенность N 16 ю\о от 19.05.2014), заявителя УФПС Владимирской области - филиала ФГУП "Почта России" Бубновой О.А. (доверенность N 11.7-06/56 от 08.05.2014), Раменской Ю.В. (доверенность N 11.7-06/40 от 28.02.2014).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о размещении заказов N Г-292-04/2014 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба УПФС Владимирской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание почтовых услуг по приему, доставке, выдаче, хранению и возврату корреспонденции (простых, заказных писем с уведомлением о вручении) для нужд Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Владимире Владимирской области.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные организации объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством РФ имеют право обжаловать в порядке, предусмотренном главой 6 Закона действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок РФ, субъектами РФ, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Постановлением Правительства РФ N 642 от 04.11.2006 года "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства" утвержден соответствующий Перечень, в котором указаны наименование товаров, работ, услуг, их коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ N 17 от 06.08.1993 года.
Согласно информационной карты аукциона, Заказчиком указывается общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности: код услуги 64.12.14 "оказание почтовых услуг по приему, доставке, выдаче, хранению и возврату корреспонденции (простых заказных писем с уведомлением о вручении)", который не входит в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), принятому приказом Ростехрегулирования от 22.12.2007 г. N 329-ст ОК 004-93, и, который не относится к перечню товаров, работ, услуг, размещение заказа на которые осуществляется только у субъектов малого предпринимательства. Кроме того, в размещенной Заказчиком информации о закупке от 08.05.2014 года, указан иной код услуги 64.12.11 "услуги по курьерской доставке различными видами транспорта", эта группа включает: услуги по сбору (приему), перевозке и доставке, как внутренней, так и международной, писем, документов, пакетов, посылок, грузов и т.п., что не соответствует услуге, являющей объектом закупки которую просит оказать Заказчик, а также коду услуги которую просит оказать Заказчик, а также коду услуги, указанному в аукционной документации.
Таким образом, в данной случае, Заказчиком в документации указан код услуги, не соответствующий предмету закупки, по результатам которой должен быть заключен договор, а также несоответствие кодов, указанных в информации о закупке и аукционной документации.
Из чего следует, что указанный в аукционной документации предмет закупки - это услуга по приему, обработке, доставке, выдачи, хранению и возврату почтовой корреспонденции (простых, заказных писем с уведомлением о вручении), соответствует коду продукции по видам деятельности -64.11.130 "услуги почтовой связи общего пользования по доставке (вручению) письменной корреспонденции", то есть данный код соответствует услуге, которая в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи", является универсальной услугой почтовой связи, и входит в перечень услуг общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которую на внутреннем рынке РФ осуществляет Федеральная служба по тарифам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 года N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи". В связи с чем, предметом размещения данного заказа являются универсальные услуги почтовой связи, которые в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 1 статьи 93 Закона о контрактной системе относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий и соответственно, Заказчик обязан разместить заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), которым в данном случае является - ФГУП "Почта России".
Таким образом, поскольку предметом аукциона является оказание услуг по приему, обработке, доставке, выдачи, хранению и возврату почтовой корреспонденции (простых, заказных писем с уведомлением о вручении), имеющими код 64.11.12.130 "услуги почтовой связи общего пользования по доставке (вручению) письменной корреспонденции", то действия заказчика при проведении аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по приему, обработке, доставке, выдачи, хранению и возврату почтовой корреспонденции (простых, заказных писем с уведомлением о вручении) только у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций приводят к ограничению конкуренции на товарной рынке соответствующих услуг частности к ограничению конкуренции на товарном рынке соответствующих услуг в частности к ограничению доступа на таковой рынок хозяйствующим субъектам, не являющимися субъектами малого предпринимательства и социальном ориентированными некоммерческими организациями, а именно ФГУП "Почта России". Кроме того, заказчиками создаются преимущественные условия для участников размещения заказа ООО "Федеральная почтовая служба" и ООО "Городская курьерская служба", что противоречит Закону о почтовой связи и нормативно-правовым актам РФ и ограничивает конкуренцию на рынке оказания услуг почтовой связи государственным и муниципальным заказчикам, что нарушает права ФГПУ "Почта России" на осуществление основного вида деятельности (оказание услуг почтовой связи).
Из чего следует, что заказчиком объявлено о проведении аукциона в электронной форме на оказание общедоступных услуг почтовой связи, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с федеральным законом, и поэтому участие ФГУП "Почта России" не может быть ограничено на основании положений части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика и положения аукционной документации нарушают законодательство о контрактной системе, законодательство о почтовой связи, антимонопольное законодательство, а также нарушают права и законные интересы ФГУП "Почта России".
На основании изложенного, заявитель просит признать действия государственного заказчика - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Владимире по Владимирской области при проведении электронного аукциона на оказание почтовых услуг по приему, доставке, выдаче, хранению и возврату корреспонденции (простых, заказных писем с уведомлением о вручении) для нужд Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Владимире Владимирской области незаконными, не соответствующими требованиям действующего законодательства.
В обоснование правомерности своих действий представитель государственного заказчика заявил следующее.
Согласно статье 30 Закона о контрактной системе заказчика, за исключением случаев осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
При этом ранее установленные постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642, ограничения по перечню товаров, работ, услуг, которые должны были закупаться у субъектов малого предпринимательства в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", с 01.01.2014 сняты в связи с вступлением в силу Федерального закона N 44-ФЗ, который подобных ограничений не предусматривает, и Заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства закупки любых товаров в пределах установленных лимитов (не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок).
На выполнение указанного требования Закона о контрактной системе и было направлено установление в аукционной документации требования об осуществлении у субъектов малого предпринимательства.
Почтовая услуга, являющаяся предметом соответствующего государственного контракта, проект которого представлен в аукционной документации, существенно отличается от "услуги почтовой связи общего пользования по доставке (вручению) письменной корреспонденции" (код 64.11.12.130) и включает в себя комплекс дополнительных услуг: забор корреспонденции у Заказчика (соответствует "вывозу писем" по ОК 029-2007(КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, и содержится только в коде 64.12, и при этом отсутствует в коде 64.11), подготовку реестра полученной корреспонденции, доставку письма адресату, доставку уведомления о вручении письма отправителю (пересылка уведомления не относится к универсальным услугам почтовой связи), возврат неврученной корреспонденции, предоставление отчета о доставленной корреспонденции.
Таким образом, услуга, являющаяся предметом контракта, относится к иным услугам почтовой связи, потребность в которых есть у заказчика. Конкретизация объекта закупки и выбор данного кода ОКДП обусловлен потребностями заказчика в предоставлении дополнительных, технологически связанных с пересылкой письменной корреспонденции услуг, перечисленных выше.
Таким образом, применение кода 64.12.14 в Информационной карте электронного аукциона в электронной форме никоим образом не отражается непосредственно на предмете закупки, так как "услуги курьерские_" оказываются операторами почтовой связи и являются подклассом почтовых услуг.
По состоянию на 01.05.2014 года ФГУП "Почта России" включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере общедоступной почтовой связи.
В соответствии с пунктом 1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 г. N 637, подобной услугой является пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
Таким образом, ФГУП "Почта России" является естественным монополистом в сфере пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), то есть обязано оказывать универсальную услугу почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции.
Как было отмечено выше, предмет заключаемого по итогам электронного аукциона государственного контракта включает в себя, в том числе забор корреспонденции у заказчика, подготовку реестра полученной корреспонденции, оформление уведомлений о вручении регистрируемой почтовой корреспонденции, предоставление интернет отслеживания на всю корреспонденцию, доставку письма адресату, доставку уведомления о вручении письма отправителей (уведомление не входит в перечень внутренней письменной корреспонденции), возврат неврученной корреспонденции, предоставление отчета о доставленной корреспонденции, то есть речь в данном случае идет об оказании почтовых услуг, на рынке которых ФГУП "Почта России" не является естественным монополистом.
Аналогичная позиция поддерживается Постановлением Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.03.2013 по делу N А45-18343/2012, Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2013 N А09-85554/2013.
На основании изложенного, представитель государственного заказчика просит признать жалобу УФПС Владимирской области - филиала ФГУП "Почта России" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В предмет указанного электронного аукциона входит также следующий комплекс услуг: забор корреспонденции у заказчика, подготовка реестра полученной корреспонденции, доставка письма адресату, доставка уведомления о вручении письма отправителю (пересылка уведомления не относится к универсальным услугам почтовой связи), возврат неврученной корреспонденции, предоставление отчета о доставленной корреспонденции.
Данные виды услуг не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства" данные виды услуг относятся к коду закупки N 6412000 "Услуги курьерские, кроме услуг национальной почты (услуги, оказываемые негосударственными предприятиями почтовой связи)" и подлежат размещению у субъектов малого предпринимательства.
Следовательно, у государственного заказчика имелись достаточные правовые основания для проведения вышеуказанной закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако в ходе проведенной внеплановой проверки, Комиссией установлено, что в результате технической ошибки государственным заказчиком было допущено несоответствие кодов оказываемых услуг в информации о закупке и информационной карты аукционной документации.
На основании изложенного, руководствуясь частями 1, 2 статьи 57, частью 5 статьи 17 и статьей 60 и пунктом 3.32 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу УФПС Владимирской области - филиала ФГУП "Почта России" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание почтовых услуг по приему, доставке, выдаче, хранению и возврату корреспонденции (простых, заказных писем с уведомлением о вручении) для нужд Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Владимире Владимирской области не обоснованной.
2. Вынести в отношении государственного заказчика, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии М.В. Фомин
Члены Комиссии Е.А. Евграфова
Д.В. Миронов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 мая 2014 г. N Г-292-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2014