Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 марта 2014 г. N Г-135-04/2014
Резолютивная часть оглашена 27.03.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Фомина М.В., заместителя руководителя - начальника отдела,
членов Комиссии:
Миронова Д.В., главного специалиста - эксперта,
Ерохиной Е.С., специалиста - эксперта;
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя Гуриной А.Н. (Ростовская область, г. Таганрог) на действия заказчика и комиссии при проведении запроса котировок на поставку светильников потолочных накладных типа "Армстронг" или эквивалента (03283001294140052), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - МБУ г. Коврова Владимирской области "Спортивный комплекс "Вымпел" Ташлыкова Д.П. (доверенность от 26.03.2014 N 66), Мостового С.В. (доверенность от 26.03.2014 N 68), Казакова В.Л. (доверенность от 26.03.2014 N 67), представителей уполномоченного органа - Отдела муниципального заказа администрации г. Коврова и котировочной комиссии Мостового С.В., Каазакова В.Л. (доверенность от 17.02.2014 N 20-01-02/15).
Заявитель жалобы - Индивидуальный предприниматель Гурина А.Н., надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечила явку своего представителя на заседание Комиссии Владимирского УФАС России.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Гуриной А.Н. (далее - заявитель, ИП Гурина А.Н.) на действия заказчика и комиссии при проведении запроса котировок на поставку светильников потолочных накладных типа "Армстронг" или эквивалента (03283001294140052).
В жалобе заявитель оспаривает неправомерный, по его мнению, отказ в рассмотрении поданной котировочной заявки, приводя следующие аргументы.
Ссылаясь на положения статьей 5, 73, 77 и 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявитель приходит к заключению о том, что до момента введения в действие единой информационной системы и отсутствия возможности подачи котировочной заявки в электронной форме в строгом соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок при помощи официального сайта для размещения информации о размещении заказов, заказчик должен обеспечить возможность подачи котировочной заявки в виде электронного документа на электронную почту заказчика.
Однако такую возможность заказчик фактически не предоставил, что, по мнению заявителя жалобы не является правомерным.
Более того, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, не содержит информации об отклонении заявки ИП Гуриной А.Н., что так же не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности своих действий, представители заказчика, уполномоченного органа и котировочной комиссии заявили следующее.
Ссылаясь на положения части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в сфере закупок, указанные лица пояснили, что законодательством о контрактной системе в сфере закупок допускается обмен электронными документами между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В силу части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке , установленном Правительством РФ на официальном сайте РФ в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу Федерального закона.
В извещении о проведении запроса котировок было установлено требование о том, что котировочные заявки в виде электронного документа и документы, должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы. Данное требование полностью отвечает нормам законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не предусматривался адрес электронной почты для целей подачи котировочных заявок.
Вместе с тем, исполняя требования статей 42 и 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик указал адрес своей электронной почты. Однако это не подразумевало возможность подачи электронных котировочных заявок.
Представители заказчика, уполномоченного органа и котировочной комиссии обращают внимание на тот факт, что в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поданные участниками закупки заявки на участие в запросе котировок в форме электронного документа не должны быть доступны заказчику, котировочной комиссии до момента вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в виде электронных документов. Указанные лица должны обеспечить защищенность и неприкосновенность таких котировочных заявок.
Подача котировочной заявки без учета требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, то есть на адрес электронной почты повлечет принципиальные расхождения с указанными законодательными требованиями.
Представители заказчика, уполномоченного органа и котировочной комиссии делают вывод о том, что котировочные заявки, поданные с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и нарушениями извещения о проведении запроса котировок, не подпадают под требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не рассматриваются по существу и как следствие - не могут быть отражены в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Проведение процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок полностью соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, все участники закупки имели фактическую возможность присутствовать при проведении вскрытия конвертов с котировочными заявками и рассмотрения таких заявок.
Так же представителями заказчика указано, что на момент рассмотрения дела контракт на поставку товара заключен с победителем в проведении запроса котировок (26.03.2014). В качестве доказательства в материалы дела представлена копия указанного контракта.
Представители заказчика, уполномоченного органа и котировочной комиссии указывают на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении рассматриваемого запроса котировок.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, оценив доводы сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с требованиями с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Отношения, связанные с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Часть 1 статьи 1 указанного Федерального закона гласит, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
- планирования закупок товаров, работ, услуг;
- определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
- особенностей исполнения контрактов;
- мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
- аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В свою очередь, часть 5 статьи 112 указанного закона закрепляет, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу пункта 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, извещение о проведении закупки (в данном случае- извещение о проведении запроса котировок) должно содержать срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Часть 2 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит, что заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с частью 4 статьи 77 указанного закона, заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В настоящее время единая информационная система не введена в действие, а официальный сайт РФ в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг не располагает функционалом, позволяющим, в частности подавать заявки на участие в определении поставщика в форме электронного документа, как того требует часть 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки. Конверты с такими заявками вскрываются публично во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и (или) об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, цена товара, работы или услуги, указанная в такой заявке, информация, необходимая заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
В свою очередь, часть 2 указанной нормы гласит, что заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса котировок, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или представителям этих участников присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам запроса котировок была предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с такими заявками и (или) об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Так же частью 3 данной статьи закона закреплено, что непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии этих конвертов и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
В силу части 7 статьи 78 закона котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В графе "Место подачи котировочных заявок" рассматриваемого извещения о проведении запроса котировок указано, что котировочные заявки в форме электронного документа и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Данное условие извещения о проведении запроса котировок полностью отвечает требованиям вышеприведенных положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Кроме того, в графе "Порядок подачи котировочных заявок" извещения о проведении запроса котировок предусмотрено, что котировочная заявка, подаваемая в форме электронного документа, является файлом, т.е документов, в котором информация представлена в электронной форме и подписана квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки.
Данное требование так же в полном объеме отвечает требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представляется очевидным факт установления императивных законодательных требований в форме и порядку подачи котировочных заявок в форме электронного документа, так же отраженных в соответствующих положениях извещения о проведении запроса котировок.
Законодательство о контрактной системе не предусматривает возможность иных, не предусмотренных законодательством способах и порядка подачи заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа, кроме как с использованием единой информационной системы.
Невыполнение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в указанной части приведет к невозможности обеспечения неприкосновенности и конфиденциальности котировочной заявки, поданной в форме электронного документа, а так же к невозможности обеспечения отсутствия доступа к такой заявке до момента вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным заявкам в электронной форме.
Довод заявителя относительно обеспечения заказчиком возможности приема заявок в электронной форме посредством электронной почты (до момента ввода в действие единой информационной системы), не основанный на нормах права, отклоняется Комиссией Владимирского УФАС России в полном объеме.
В материалах дела отсутствуют доказательства ограничения возможности участникам закупки получать информацию о проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и рассмотрении поданных котировочных заявок.
Частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.
В рассматриваемом случае имело место обстоятельство подачи заявки не только с нарушением требований части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в сфере закупок, но и в нарушение требований извещения о проведении запроса котировок.
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС России указывает заказчику, уполномоченному органу, котировочной комиссии на необходимость впредь отражать в соответствующем протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок сведения о подобных котировочных заявках и причинах их отклонения.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ гласит, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Следовательно, указанная норма закона не предусматривает при закупке товара отражать объект закупки с использованием товарного знака и сопровождением словами "или эквивалент".
Не располагая объективными доказательствами, подтверждающими тот факт, что "Армстронг" является товарным знаком продукции определенного производителя товара, Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что существующая редакция извещения в части указания объекта закупки, не в полной мере отвечает требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, несет неоднозначность толкования объекта закупки.
В этой связи, Комиссия Владимирского УФАС России предлагает заказчику учесть данное замечание при проведении прочих процедур определения поставщика.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Гуриной А.Н. на действия заказчика, уполномоченного органа и комиссии при проведении запроса котировок на поставку светильников потолочных накладных типа "Армстронг" или эквивалента (03283001294140052) необоснованной.
2. Ввиду того, что контракт на поставку товара на момент рассмотрения жалобы заключен с победителем в проведении запроса котировок, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в адрес заказчика, уполномоченного органа, котировочной комиссии не выдавать.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председатель Комиссии |
|
М.В. Фомин |
Члены комиссии |
|
Д.В. Миронов |
|
|
Е.С. Ерохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 марта 2014 г. N Г-135-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2014