Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 11 апреля 2014 г. N 356
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Макарова А.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Сдельников А.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Короленок Е.В. |
- |
представителя ООО ТД "Некрасовский" (доверенность б/н от 11.04.2014), |
- Кучинова И.В. |
- |
представителя ООО ТД "Некрасовский" (доверенность б/н от 11.04.2014), |
- Борисова И.Э. |
- |
представителя ООО ТД "Некрасовский" (доверенность б/н от 10.04.2014), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Некрасовский" (далее также - ООО ТД "Некрасовский") на действия аукционной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Инфекционная клиническая больница N2 г. Нижнего Новгорода" (ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N2 г. Нижнего Новгорода") при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товаров для обеспечения нужд учреждения,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО ТД "Некрасовский" на действия аукционной комиссии ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N2 г. Нижнего Новгорода" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку бензина автомобильного АИ-92 для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Инфекционная клиническая больница N2" в 2014 году, номер извещения 0332200041514000018.
По мнению заявителя, аукционная комиссия ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N2 г. Нижнего Новгорода" неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе ООО ТД "Некрасовский", что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представители ООО ТД "Некрасовский" отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N2 г. Нижнего Новгорода" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, факт нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок не признали, считают жалобу ООО ТД "Некрасовский" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, пришла к следующим выводам.
1) 21.03.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке www.etp-micex.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку бензина автомобильного АИ-92 для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Инфекционная клиническая больница N2" в 2014 году, номер извещения 0332200041514000018, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N2 г. Нижнего Новгорода".
Оператором электронной площадки является закрытое акционерное общество "Электронные торговые системы" (далее также - ЗАО "ЭТС").
Предметом контракта является поставка бензина автомобильного АИ-92 для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Инфекционная клиническая больница N2" в 2014 году с начальной (максимальной) ценой контракта 159 222,00 рублей.
2) В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
По смыслу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 21.03.2014. То есть, в соответствии с требованиями названных ранее норм, срок окончания подачи заявок должен был быть установлен 31.03.2014.
Однако фактически сроком окончания подачи заявок, согласно извещению о проведении электронного аукциона, является - 28.03.2014.
Таким образом, заказчик, разместив указанное извещение подобным образом, сократил срок подачи заявок на 1 рабочий день.
На основании вышеизложенного комиссия Нижегородского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу о признании ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N2 г. Нижнего Новгорода" нарушившим положения части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3) В нарушение части 1 статьи 31 и пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона не содержит требования к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
Вместе с тем в нарушение пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки отсутствуют требования к обеспечению исполнения контракта.
4) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Объектом закупки является поставка бензина автомобильного АИ-92 для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Инфекционная клиническая больница N2" в 2014 году.
Разделом II документации об аукционе установлены наименование, характеристики и количество поставляемого товара, среди которых: октановое число бензина АИ-92 - не менее 95,0 и соответствие товара ГОСТу Р 51105-97.
ГОСТ Р 51105-97 устанавливает физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов Нормаль-80 и Регуляр-92. Так, согласно названному ГОСТу октановое число должно составлять:
- по моторному методу - не менее 83,0;
- по исследовательскому - не менее 92,0.
Изложенное свидетельствует о том, что установив технические и качественные характеристики объекта закупки подобным образом, заказчик нарушил требования части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает следующее.
Согласно пункту 4.1 раздела II документации об аукционе количество поставляемого товара составляет 5100 литров, тогда как приложением N 1 к контракту количество поставляемого товара составляет 2500 литров, что также не соответствует требованиям действующего законодательства.
5) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
По смыслу подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Однако пункт 18 раздела I документации об электронном аукционе содержит неправомерное требование к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 64 и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
6) Подпунктами 10 и 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать среди прочих следующую информацию:
- срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт и условия признания иного участника такого аукциона уклонившимся от заключения контракта;
- даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Между тем на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что документация об электронном аукционе не содержит такие сведения.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
7) По смыслу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в проект контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с названными Правилами за ненадлежащее исполнение обязательств как со стороны исполнителя, так и заказчика.
Однако контракт на поставку бензина автомобильного АИ-92 для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Инфекционная клиническая больница N2" в 2014 году не содержит условия об ответственности в виде штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом.
Кроме того, названный контракт не содержит условия об ответственности поставщика и заказчика за просрочку исполнения обязательств в виде пеней, что не соответствует требованиям законодательства в сфере закупок.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком положений части 4 статьи 34 и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
8) 31.03.2014 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников размещения заказа, поданные для участия в открытом аукционе в электронной форме. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0332200041514000018-1 от 31.03.2014.
В соответствии с протоколом N 0332200041514000018-1 от 31.03.2014 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (28.03.2014) поступила 1 заявка на участие в электронном аукционе, в связи с чем аукцион признан несостоявшимся.
Согласно протоколу N 0332200041514000018-1 от 31.03.2014 аукционная комиссия приняла решение о несоответствии участника аукциона, подавшего единственную заявку, требованиям названного Федерального закона и документации о таком аукционе.
Заявка единственного участника закупки ООО ТД "Некрасовский" признана несоответствующей в связи с тем, что участником в составе первой части заявки неправильно указано количество необходимого бензина".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
По смыслу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
По смыслу подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В документации об открытом аукционе в электронной форме отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение).
Разделом II документации об электронном аукционе установлены качественные характеристики товара так, например:
N п/п |
Наименование товара |
Качественные характеристики товара |
|
1 |
Бензин АИ-92 или эквивалент |
- октановое число, не менее; - содержание свинца, г/дм3, не более; - содержание фактических смол, мг /100 см3, не более ; - индукционный период бензина, мин, не менее; - объемная доля бензола, %, не более; - испытание на медной пластинке; - внешний вид - плотность при 15 °С, кг/м3; Соответствие ГОСТ Р 51105-97 |
95 отсутствие
5 360 5 класс 1 прозрачный чистый 725-780 |
Анализ заявки единственного участника закупки ООО ТД "Некрасовский" показал, что участником предложены конкретные характеристики товара, соответствующие требования документации, например:
N п/п |
Наименование товара |
Качественные характеристики товара |
|
1 |
Бензин АИ-92 |
- октановое число, - содержание свинца, г/дм3, - содержание фактических смол, мг /100 см3, - индукционный период бензина, мин; - объемная доля бензола, %; - испытание на медной пластинке; - внешний вид - плотность при 15 °С, кг/м3; Соответствие ГОСТ Р 51105-97 |
95 отсутствие 1 1500 0,4 класс 1 прозрачный чистый 731,4 соответствует |
что указывает на отсутствие оснований для отказа в допуске к участию в аукционе.
Кроме того, отказ в допуске к участию в электронном аукционе ООО ТД "Некрасовский" по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0332200041514000018-1 от 31.03.2014, само по себе является неправомерным, поскольку количество поставляемого товара не относится к показателям, которые участник закупки обязан указывать в первой части заявки.
Изложенное свидетельствует о нарушении аукционной комиссией ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N2 г. Нижнего Новгорода" положений частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В этой связи жалоба ООО ТД "Некрасовский" признается обоснованной.
9) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, части 4 статьи 34, статьи 42, частей 2 и 5 статьи 63, частей 1 и 4 статьи 64, части 3 статьи 66 и частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком - ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N2 г. Нижнего Новгорода" - и его аукционной комиссией соответственно, являются существенными, устранение которых возможно только путем аннулирования электронного аукциона на право заключения контракта на поставку бензина автомобильного АИ-92 для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Инфекционная клиническая больница N2" в 2014 году, номер извещения 0332200041514000018.
В связи с этим имеется необходимость выдачи оператору электронной площадки, заказчику и аукционной комиссии соответствующего предписания.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО ТД "Некрасовский" на действия аукционной комиссии ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N2 г. Нижнего Новгорода" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку бензина автомобильного АИ-92 для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Инфекционная клиническая больница N2" в 2014 году, номер извещения 0332200041514000018, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, части 4 статьи 34, статьи 42, частей 2 и 5 статьи 63, частей 1 и 4 статьи 64 и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Признать аукционную комиссию ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N2 г. Нижнего Новгорода" нарушившей части 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки ЗАО "ЭТС" предписание об устранении нарушений.
5. Направить материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административных производств по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии А.А. Макарова
А.В. Сдельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 11 апреля 2014 г. N 356
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2014