Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 мая 2014 г. N 745
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: ***** при участии представителя уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области ***** представителей заказчика - ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатация автомобильных дорог" Иркутской области" ****** представителя заинтересованного лица ООО "АЛАНС" ******в отсутствие представителя ЗАО "Центр градостроительства, землеустройства и технической инвентаризации "Перспектива", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ЗАО "Центр градостроительства, землеустройства и технической инвентаризации "Перспектива", в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Центр градостроительства, землеустройства и технической инвентаризации "Перспектива" на положения конкурсной документации на выполнение работ по изготовлению технической и землеустроительной документации по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области и областным автомобильным дорогам общего пользования протяженностью - 1215, 118 км в границах Балаганского, Жигаловского, Казачинско-Ленского, Качугского, Ольхонского и Катангского районов Иркутской области согласно перечней автодорог с государственной регистрацией права собственности Иркутской области и оперативного управления ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" на сооружения автодорог и с государственной регистрацией права собственности Иркутской области и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" полосы отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области и областных автомобильных дорог общего пользования - реестровый номер торгов 0134200000114001967 (далее - открытый конкурс). Заявитель ссылается на требования п.1 ст.12 Закона о контрактной системе, и считает, что заказчик незаконно в документации об аукционе возложил на подрядчика обязанность изготовления кадастровых паспортов, выбор земельных участков и оформление актов выбора земельных участков. Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" заказчик необоснованно возлагает на подрядчика обязанность по постановке на кадастровый учет земельных участков, их переводу из одной категории в другую, государственную регистрацию прав собственности на участки. Заявитель считает, что из конкурсной документации необходимо исключить обязанность подрядчика по изготовлению землеустроительной документации; конкретизировать положения конкурсной документации по исполнению обязанностей подрядчика по изготовлению технических паспортов; установить в документации единообразное обозначение объекта закупки; на подрядчика возлагается неопределенный объем работ, а издержки на данные работы не предусмотрены сводным сметным расчетом. С учетом своих доводов заявитель считает, что при формировании конкурсной документации нарушены требования п.1 ст.12, п. 6 ст.31 Закона о контрактной системе.
Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области представило возражение, согласно которому не согласно с доводами заявителя, считает, что конкурсная документации сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, требования документации не влекут за собой ограничение количества участников, что подтверждается пятью заявками на участие в конкурсе.
Заказчик представил возражение, в соответствии с которым не согласился с доводами заявителя, считает, что конкурсная документация сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, уполномоченного органа, установила следующее.
26.03.2014 г. уполномоченным органом утверждена конкурсная документация указанного открытого конкурса. 01.04.2014 г. на официальном сайте опубликовано извещение и конкурсная документация о проведении конкурса. 08.04.2014 г., 17.04.2014 г. в извещение и документацию внесены изменения.
В соответствии с ч. 1 ст.12 Закона о контрактной системе, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе, установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе).
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе).
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что согласно п.2.1. Технического задания целями работы является изготовление технической и землеустроительной документации по автомобильным дорогам. Кадастровый паспорт в силу п.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является формой сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; данный вид работ указан в п.2 Сметы N 3 (Приложение к Сводному сметному расчету) - "подготовка заявлений и сопровождение процедуры государственного кадастрового учета земельный участков"; такой вид работ необходим в составе контракта, поскольку является промежуточным этапом для дальнейшего перевода земельных участков. Таким образом, конкурсной документацией не возлагается на подрядчика обязанности по изготовлению кадастровых паспортов, который должен подготовить необходимые документы для их изготовления, подать их на государственный кадастровый учет и получить кадастровый паспорт, чтобы осуществить последующие действия по переводу, либо, если перевод не требуется, передать кадастровый паспорт заказчику.
В пунктах 7.6, 7.24 Технического задания конкурсной документации установлено о применении положений в случае предоставления земельных участков. Таким образом, подрядчик не "обеспечивает выбор земельного участка", а организует проведение работ по выбору земельных участков, т.е. выступает от имени заявителя с предоставлением уполномоченному органу необходимых для выбора участка документов. Следовательно данное положение Технического задания не нарушает права подрядчика.
Согласно пунктов 2, 3 Сметы N 3, пунктов 7.19.-7.21 Технического задания подрядчик осуществляет подготовку необходимых заявлений, формирует комплекты документов и сопровождает процедуры государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, перевода земельных участков с получением кадастровых паспортов, постановлений и свидетельств о государственной регистрации. Следовательно, доводы заявителя о возложении на подрядчика полномочий, относящихся к деятельности уполномоченных государственных органов, а именно: постановка на кадастровый учет, перевод земельных участков, государственная регистрация прав сделаны без учета положений проекта государственного контракта.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что обязанности участника закупки изложены в п.1.6, 1.7, 4.1, 4.5 Раздела 2, п.п. 1, 2 Раздела 3 конкурсной документации, к ним относятся: соответствие участника установленным требованиями; несение расходов, связанных с подготовкой и подачей заявки; подача заявки в установленный срок; предоставление обеспечение заявки; заключение контракта по результатам конкурса. Обязанности подрядчика установлены в п.4.2 государственного контракта и главным из них является: выполнение работ в соответствии с утвержденным заказчиком техническим заданием в предусмотренные календарным планом работ сроки.
Частью 3 "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)", п.7.26 предусмотрены какие виды работ должны быть выполнены подрядчиком по результатам выполненных работ, а также какая документация должна быть представлена заказчику при сдаче-приемке результатов работ. Следовательно, заказчиком определен перечень видов работ и выходной документации. Использование неправильного термина в наименовании объекта закупки не влечет противоречия в конкурсной документации и не влияет на права участника закупки.
Проектной технической документацией по сданным в эксплуатацию объектам является: технический проект (или проектное задание), рабочие чертежи, данные о гидрогеологических условиях участка застройки, акт сдачи-приемки в эксплуатацию с документами, характеризующими примененные материалы, условия и качество работ по возведению объекта, акты на скрытые работы, а также сведения об отступлениях от проекта и недоделках к моменту ввода объекта в эксплуатацию - вся эта документация хранится комплектно в техническом архиве учреждения (организации). Ввиду объемности этих материалов и по соображениям обеспечения длительной сохранности пользоваться ими для целей эксплуатации можно лишь эпизодически. Поэтому все технические и технико-экономические сведения о промышленных зданиях, сооружениях, которые могут повседневно требоваться при их эксплуатации, должны быть сосредоточены в двух эксплуатационных документах - в техническом паспорте и техническом журнале по эксплуатации.
Технический паспорт оформляется на каждый объект капитального строительства; он представляет собой документ, в котором сосредоточены все основные сведения, необходимые в процессе эксплуатации. Эти сведения значительно облегчают труд работников, которым поручены наблюдение и организация строительного ухода за зданиями, сокращают затраты труда при подсчетах объемов ремонтных работ по конструктивным элементам и подсчетах материально-технических ресурсов на содержание и ремонт зданий и сооружений.
Форма технического паспорта на автомобильные дороги утверждена Минавтодором РСФСР в ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования". Данные строительные нормы не отменены используются заказчиками и подрядчиками при изготовлении соответствующих документов, необходимых им в работе. Таким образом, изготовление технического паспорта и применение его для производственных целей не противоречит действующему законодательству.
Статьей 50 Закона о контрактной системе установлены требования к конкурсной документации. К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Положение об устранении кадастровой ошибки включено заказчиком в проект государственного контракта в целях необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд (ст. 12 Закона о контрактной системе).
До изучения и анализа подрядчиком материалов, ранее выполненных работ, до проведения полевого обследования невозможно установить наличие или отсутствие кадастровых ошибок. Если данные ошибки не будут выявлены, государственный контракт будет исполняться в том объеме, который указан, если кадастровые ошибки будут выявлены, то в рамках действующего законодательства в государственный контракт будут внесены изменения (п.8.1 проекта государственного контракта, ст.95 Закона о контрактной системе).
Комиссия Иркутского УФАС России рассмотрела положения конкурсной документации и не нашла подтверждения нарушения указанных заявителем норм Закона о контрактной системе. Заявителем доказательств, о том, что при формировании требований конкурсной документации нарушены требования ч. 1 ст.12, ч.6 ст. 31, ст.50 Закона о контрактной системе, не представлено.
Установлено, что на участие в открытом конкурсе подано 5 конвертов с заявками. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что претендентам на заключение контракта были ясны требования заказчика, описание предмета закупки, и они подали заявки для участия в конкурсе.
Представитель заинтересованного лица - ООО "АЛАНС" в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что требования конкурсной документации не содержат нарушений законодательства о контрактной системе, предмет закупки и результат, который необходим заказчику в ходе исполнения контракта определен и понятен. Данные обстоятельства подтверждается фактом подачи заинтересованным лицом заявки на участие в открытом конкурсе.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Иркутского УФАС России не находит нарушений Закона о контрактной системе, связанных с формированием конкурсной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Центр градостроительства, землеустройства и технической инвентаризации "Перспектива" необоснованной.
2. Направить копию решения заявителю, заказчику, уполномоченному органу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 мая 2014 г. N 745
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2014