Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 мая 2014 г. N 674
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>,
при участии <_>,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ИП Гаврилюк О.В. на действия заказчика, связанные с отказом от заключения контракта на оказание услуг по бронированию, оформлению и предоставлению авиабилетов (далее - электронный аукцион).
Заявитель считает, что заказчик незаконно отказался от заключения контракта с заявителем, так как государственный контракт подписан ИП Гаврилюк О.В. своевременно и в соответствии с нормами ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ, а банковская гарантия, представленная в качестве обеспечения исполнения контракта, соответствует ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчик считает доводы жалобы несостоятельными, а действия заказчика законными, указывая, что до окончания рабочего дня заказчика 18:00 16.04.2014 г. (13.00 по московскому времени) проект контракта со стороны победителя не был подписан. Проект контракта подписан заявителем 16.04.2014 г. в 23:46 по времени заказчика (18.46 по московскому времени) с предоставлением сканированного образа банковской гарантии от 16.04.2014 г. в качестве обеспечения исполнения контракта.
Также заказчик утверждает, что банковская гарантия, представленная заявителем, опубликована в реестре банковских гарантий 17.04.2014 г., то есть по истечении срока, предусмотренного ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ как минимум на 1 день.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 13.03.2014 г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0134200000114001043 и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по бронированию, оформлению и предоставлению авиабилетов (далее - документация об аукционе).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.04.2014 г. победителем электронного аукциона признан ИП Гаврилюк О.В.
21.04.2014 г. заказчиком сформирован протокол отказа от заключения контракта.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, пояснения уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со ст. 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Протокол подведения итогов электронного аукциона опубликован 02.04.2014 г.
07.02.2014 г. заказчиком в единой информационной системе направлен проект контракта.
11.04.2014 г. ИП Гаврилюк О.В. отклонил проект контракта, направив протокол разногласий.
В тот же день заказчиком повторно направлен победителю проект контракта.
16.04.2014 г. в 18:45 по московскому времени заявитель направил подписанный электронной цифровой подписью проект контракта, а также документ об обеспечении исполнения контракта.
Вместе с тем, заказчик отказался от заключения контракта. В качестве обоснования своего решения в протоколе отказа заказчик указал: "До окончания рабочего дня заказчика (18:00 16 апреля 2014 года) проект контракта со стороны победителя не был подписан (скриншот личного кабинета электронной площадки прилагается). Контракт подписан победителем 16 апреля 2014 года в 23:46 по иркутскому времени, с предоставлением банковской гарантии от 16 апреля 2014 года в качестве обеспечения исполнения контракта, отсутствовавшей в реестре банковских гарантий (скриншоты прилагаются)".
Заявителем представлено уведомление от оператора электронной площадки РТС-тендер, согласно которому максимальный срок подписания контракта для участника закупки - 16.04.2014 г. 18:59:59 (по московскому времени).
Согласно ч. 1 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Электронная площадка - это сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы (ч. 4 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
Обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (ч. 1 ст. 60 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, электронный аукцион - это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором весь документооборот осуществляется на электронной площадке и не ставится в зависимость от рабочего времени заказчика.
Участник размещения заказа ИП Гаврилюк О.В. проект контракта подписал в указанный в уведомлении оператора электронной площадки срок.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика, подтвердил, что уведомление от оператора электронной площадки об уклонении ИП Гаврилюк О.В. от заключения контракта, в адрес заказчика не поступало.
В соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч.2 ст. 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Часть 2 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 757 685 рублей 35 копеек.
В соответствии с извещением о проведении аукциона в электронной форме, п. 31 части II документации об аукционе обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5%, что составляет 137 884,27 рублей.
Согласно протоколу проведения аукциона в электронной форме от 31.03.2014 г. ИП Гаврилюк О.В. предложена цена контракта в размере 1 860 184,71 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заявителем в качестве обеспечения исполнения контракта представлена банковская гарантия N 2200 от 16.04.2014 г., выданная ОАО "Объединенный Кредитный Банк", согласно которой сумма возмещения составляет 206 826,40 рублей, что соответствует требованиям ч.ч. 1,2 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
Доводы заказчика относительного того, что банковская гарантия опубликована по истечении срока, предусмотренного ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ, Комиссия считает несостоятельными по следующим причинам.
Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий (ч. 8 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 11 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий.
Согласно реестру банковских гарантий, размещенному на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, банковская гарантия N 2200 от 16.04.2014 г. размещена 17.04.2014 г. в 16:03 (по местному времени заказчика).
Таким образом, нарушений ч. 11 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ ни со стороны заявителя, ни со стороны ОАО "Объединенный Кредитный Банк" Комиссия не усматривает.
В соответствии с ч. 7 ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Часть 5 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является (ч. 6 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ):
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отказ заказчика от заключения контракта по основаниям, указанным в протоколе отказа от заключения контракта от 21.04.2014 г., является необоснованным.
Следовательно, заказчиком допущено нарушение ч. 6 ст. 45, ч. 7 ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гаврилюк О.В. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 6 ст. 45, ч. 7 ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона N 44-ФЗ путем отмены протокола отказа от заключения контракта от 21.04.2014 г.
4. Направить копии решения и предписания сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 мая 2014 г. N 674
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2014