Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 7 апреля 2014 г. N КС-56/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: Н.С. Ивановой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
членов Комиссии:
Ю.А. Дорофеевой - заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
Ю.К. Быстровой - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
при участии представителя заявителя - Д.В. Савчука - Н.Н. Гарькина (по доверенности б/н от 01.03.2014), заказчика - администрации муниципального образования "Озерский район" (далее - Заказчик) - О.Б. Цой (по доверенности б/н от 07.04.2014), уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) - Р.Г. Норвиласа (по доверенности N 35-01-01/149-ДШ от 24.01.2014), А.А. Корнилова (по доверенности N 35-01-01/44-ДШ от 15.01.2014), Д.С. Кадри (по доверенности N 35-01-01/466-ДШ от 26.02.2014),
рассмотрев жалобу гр. Д.В. Савчука на положения документации конкурса с ограниченным участием N 0135200000514000167 по выбору генерального подрядчика на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству газопровода высокого давления от г. Гусева до г. Озерска с установкой шкафного регуляторного пункта в пос. Константиновка, Замостье, Столбовое, Колхозное, Речкалово, Ново-Гурьевское, Задорожное и в г. Озерске Озерского района (далее - Конкурс с ограниченным участием), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 01.04.2014 поступила жалоба Заявителя по положения документации по Конкурсу с ограниченным участием, в части выбора способа определения поставщика.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что положения документации о торгах не соответствуют требованиям действующего законодательства о федеральной контрактной системе.
Так, в нарушение требований части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика.
В силу части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам и услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации входят следующие случаи:
1. Выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии.
2. Выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации.
3. Выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии.
4. Выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса.
5. Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
6. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 4 приложения 2 "Классификация опасных производственных объектов" Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
По мнению заявителя, максимальное давление, на которое рассчитан газопровод высокого давления от г. Гусева до г. Озерска с установкой шкафного регуляторного пункта в пос. Константиновка, Замостье, Столбовое, Колхозное, Речкалово, Ново-Гурьевское, Задорожное и в г. Озерске Озерского района составляет 0,6 МПа.
Таким образом, по мнению Заявителя, муниципальный заказ размещен на строительство объекта, который в силу части 1 статьи 41.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Приложения 2 "Классификация опасных производственных объектов" Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не является технически сложным или особо опасным объектом.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе Заказчик, уполномоченный орган не имели права выбирать в качестве способа определения поставщика конкурс с ограниченным участием.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Документация по Конкурсу с ограниченным участием разработана и размещена в строгом соответствии с положениями законодательства РФ о закупках, в частности с положениями Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 248 110 700,00 рублей, на основании пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчиком выбран верный способ определения поставщика - Конкурс с ограниченным участием.
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Участниками данной закупки могут быть только юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Так как жалоба подана от физического лица - гр. Д.В. Савчука, который не является участником закупки, положения документации по Конкурсу с ограниченным участием не нарушают его законные права и интересы.
В соответствии с пунктом 6 "Порядка взаимодействия заказчиков Калининградской области с Конкурсным агентством Калининградской области", утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1013 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Калининградской области и о Конкурсном агентстве Калининградской области", заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обосновывает данный выбор. Таким образом, выбор способа определения поставщика не входит в компетенцию Конкурсного агентства Калининградской области.
Уполномоченный орган поддерживает позицию Заказчика и считает доводы жалобы Заявителя несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
25.03.2014 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение (N 0135200000514000167), а также документация конкурса с ограниченным участием по выбору генерального подрядчика на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству газопровода высокого давления от г. Гусева до г. Озерска с установкой шкафного регуляторного пункта в пос. Константиновка, Замостье, Столбовое, Колхозное, Речкалово, Ново-Гурьевское, Задорожное и в г. Озерске Озерского района.
Извещение (N 0135200000514000167) в редакции N 2 опубликовано 08.04.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта -248 110 700,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу частей 1 и 2 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
В пункте 8 извещения о проведении Конкурса с ограниченным участием (далее - Извещение) установлено, что предъявляемые к участникам конкурса требования (единые и дополнительные) и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указаны в разделе 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" документации по Конкурсу с ограниченным участием.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 2 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Частью 2 статьи 56 Закона о контрактной системе предусмотрено, что проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р включен код "45-Работы строительные (кроме кода 45.12)" по "ОК 034-2007 (КПЕС 2002) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (Том 1, классы 01 - 23; Том 2, классы 24 - 28; Том 3, классы 29 - 45; Том 4, классы 50 - 99) (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (далее - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности) со сноской: "За исключением входящих в указанные коды ОКПД товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с частью 2 статьи 56 и пунктом 1 части 2 статьи 57 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В отношении самого кода "45 - Работы строительные" имеется следующая сноска: "За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".
Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 6 вышеуказанного перечня, конкурс с ограниченным участием проводится в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Трактуя вышеуказанную норму, Комиссия считает, что проведение конкурса с ограниченным участием возможно в следующих случаях:
1. выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства;
2. выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3. выполнение работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Комиссия считает, что в первом и во втором случаях (выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) конкурс с ограниченным участием проводится независимо от начальной (максимальной) цены контракта.
Формулировка третьего случая проведения конкурса с ограниченным участием, по мнению Комиссии, предполагает необходимость отнесения предмета торгов к определенной группировке, а также наличие определенной начальной (максимальной) цены контракта (для обеспечения государственных нужд цена превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд цена превышает 50 млн. рублей).
Комиссия считает, что вышеуказанные критерии проведения конкурса с ограниченным участием полностью соответствуют рассматриваемым торгам по следующим основаниям.
Во-первых, работы, выполняемые в соответствии с требованиями документации Конкурса с ограниченным участием относятся к группировке 45.21.31 "Работы общестроительные по прокладке магистральных нефте- и газопроводов" общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. Данная группировка включена в код 45 "Работы строительные" общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Во-вторых, начальная (максимальная) цена контракта для муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей составляет 248 110 700,00 рублей.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при проведении торгов Заказчиком в соответствии с положениями Закона о контрактной системе правомерно выбран способ определения поставщика - Конкурс с ограниченным участием.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу гр. Д.В. Савчука необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.А. Дорофеева
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 7 апреля 2014 г. N КС-56/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2014