Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17 апреля 2014 г. N КС-80/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: Н.С. Ивановой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
членов Комиссии:
Ю.К. Быстровой - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.Г. Киселевой - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
при участии представителя Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" городского округа "Город Калининград" (далее - Заказчик, МКУ "УКС") - Т.А. Гришиной (по доверенности N 01-22/10/УКС), представителя комитета экономики финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Уполномоченный орган) - М.А. Кириенко (по доверенности N И0КЭФ-4678 от 04.20.2013), в отсутствие представителей общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее - Заявитель), уведомленных о времени и месте заседания надлежащим образом (ходатайство вх. N 2853 от 16.04.2014),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона (N 0335300000214000163) "Работы по объекту: "Строительство муниципального дошкольного учреждения по ул. Куйбышева - ул. Ю. Костикова в г. Калининграде"" (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
11.04.2014 в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на положения документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
При осуществлении закупки Заказчиком установлены единые требования к участникам.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение положений Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг может выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которые требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и соответственно, установление требования о предъявлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заказчиком и Уполномоченным органом в пункте 13 Извещения о проведении Аукциона, пунктах 9.1 и 13 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" Раздела 1 документации об Аукционе установлено неправомерное требование о наличии лицензии в составе заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, указанное требование не предусмотрено статьей 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с подпунктом 5.1.18 пункта 5 "Права и обязанности сторон" проекта муниципального контракта документации об Аукционе участник размещения закупки вправе привлечь к исполнению договора соисполнителей (субподрядчиков).
Таким образом, по мнению Заявителя, вышеуказанные действия Заказчика и Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель полагает, что при проведении закупки в один лот включены товары, функционально не связанные между собой. Так, например, согласно локальной смете N 2-1-6 в составе документации, к поставке в рамках подрядных работ требуются следующие товары: шкаф для верхней одежды детей 5-ти секционный, стол письменный, ноутбук, бревно круглое детское, беговая дорожка детская механическая, музыкальный центр, чайник электрический и т.д. Стоимость данного технологического оборудования составляет более 10000000 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика по объединению в один лот товаров, технологически и функционально не связанных между собой приводят к необоснованному ограничению количества участников закупки и нарушают права и законные интересы участников торгов.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Доводы жалобы Заявителя, по мнению Заказчика, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливаются единые требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Объектом данной закупки является выполнение работ по объекту "Строительство муниципального дошкольного учреждения по ул. Куйбышева - ул. Ю. Костикова в г. Калининграде". Объем выполняемых работ установлен разделом II "Техническое задание" документации об Аукционе и проектной документацией по объекту, получившей положительное заключение государственной экспертизы в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
В проектной документации по проведению Аукциона содержатся виды работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности.
Условиями муниципального контракта (пункты 1.1., 5.1.18., 5.2.2.) предусмотрена возможность выполнения генеральным подрядчиком работ как собственными, так и привлеченными силами и средствами.
Согласно положениям документации об Аукционе подтверждение соответствия участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации может предоставляться в виде лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с видами работ, являющимися предметом аукциона, либо в виде свидетельства о допуске по п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство(с правом осуществления организации работ по строительству, стоимость которых по одному договору (контракту) превышает (составляет) начальную (максимальную) цену контракта).
Таким образом, положения документации об Аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно положениям документации об Аукционе работы по объекту выполняются генеральным подрядчиком в соответствии с проектной документацией, за исключением поставки немонтируемого оборудования, стоимость которого исключены из начальной (максимальной) цены контракта.
Проектной документацией предусмотрено, в том числе, поставка и монтаж монтируемого оборудования, неразрывно и функционально связанного с объектом строительства поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектной документацией конструктивных решений объекта строительства.
Оборудование, указанное Заявителем в жалобе, не содержится в разделе II "Техническое задание" документации об Аукционе и не входит в начальную (максимальную) цену контракта, что подтверждается расчетом начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, в пункте 4.1. проекта муниципального контракта не указано, что стоимость немонтируемого оборудования входит в цену контракта.
Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченный орган поддерживает позицию Заказчика и считает, что размещение закупки проведено в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
09.04.2014 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение (N 0335300000214000163) "Работы по объекту: "Строительство муниципального дошкольного учреждения по ул. Куйбышева - ул. Ю. Костикова в г. Калининграде"".
Извещение (N 0335300000214000163) в редакции N 2 опубликовано 11.04.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта - 118 836 340,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Частью 5 вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию второй части заявки участника закупки. Так, вторая часть заявка участника должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Предметом контракта по проводимому аукциону являются строительно-монтажные работы и работы по монтажу, ремонту и обслуживаю средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые технологически и функционально связаны между собой.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу пункта 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит обязательному лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определен постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Согласно пункту 13 Извещения о проведении Аукциона к участникам Аукциона предъявляются, в том числе, следующие требования:
"соответствие участника аукциона обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, а именно:
- наличие лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с видами работ, являющимися предметом аукциона в соответствии с техническим заданием, а именно:
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
- наличие свидетельства, выданного соответствующей саморегулируемой организацией о допуске к видам работ, являющимся предметом аукциона в соответствии с техническим заданием и указанным в Перечне, утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624, а именно:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3.Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций:
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
10. Монтаж металлических конструкций:
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
12.5. Устройство оклеечной изоляции
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
16. Устройство наружных сетей водопровода:
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
17. Устройство наружных сетей канализации:
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения:
18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения
18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения
23. Монтажные работы:
23.1. Монтаж подъемно-транспортного оборудования
24. Пусконаладочные работы:
24.1. Пусконаладочные работы подъемно-транспортного оборудования
либо
п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство
(с правом осуществления организации работ по строительству, стоимость которых по одному договору (контракту) превышает (составляет) начальную (максимальную) цену контракта)".
Вышеуказанное требование также установлено пунктами 9.1 и 13 раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе.
В связи с тем, что положениями проекта контракта документации об Аукционе (пункты 1.1., 5.1.18., 5.2.2.) предусмотрена возможность выполнения работ как собственными, так и привлеченными силами и средствами, в вышеуказанных положениях документации об Аукционе содержится указание на возможность представления либо лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с видами работ, являющимися предметом аукциона и свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к видам работ, являющихся предметом Аукциона, либо свидетельства о допуске по п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, Комиссия считает, что вышеуказанные положения документации об Аукционе соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
2. Согласно статье 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяются и обосновываются заказчиком.
В силу пункта 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Комиссией установлено, что при размещении данной закупки Заказчиком использован проектно-сметный метод (раздел IV "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе).
Согласно Разделу II "Техническое задание" документации об Аукционе работы необходимо выполнить в соответствии с проектной документацией по объекту, получившей положительное заключение государственной экспертизы, за исключение поставки немонтируемого оборудования, стоимость которого исключена их начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в силу вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что поставка немонтируемого оборудования, указанного в жалобе, Заявителя, не относится к предмету данной закупки.
Кроме того, в Разделе II "Техническое задание" документации об Аукционе не содержится требований к характеристикам товаров, о которых идет речь в жалобе.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
А.Г. Киселева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17 апреля 2014 г. N КС-80/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2014