Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
Кемеровского УФАС России;
Членов Комиссии: Лыжина Д.А. - начальника
отдела контроля в сфере закупок;
Романовой К.Е. - ведущего специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
Вагас М.А. - старшего государственного инспектора
отдела контроля в сфере закупок;
при участии:
- представителя заявителя - Мальковой Анны Сергеевны (по доверенности);
- представителей заказчика - Конюховой Светланы Юрьевны (по доверенности), Трубий Нели Арсеньевны (паспорт),
рассмотрев дело N 134/З-2014, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Государственным учреждением - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации законодательства в сфере закупок при проведении аукциона в электронной форме N 0239100000314000027 на выполнение работ по капитальному ремонту - устройству навесной фасадной системы здания филиала N 12 Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРОФСС РФ), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24 июля 2012 г.,
установила:
05.05.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО "СК Базис" (вх. N 2986 от 05.05.2014 г.) на действия заказчика - ГУ КРОФСС РФ, при проведении аукциона в электронной форме N 0239100000314000027 на выполнение работ по капитальному ремонту - устройству навесной фасадной системы здания филиала N 12 ГУ КРОФСС РФ.
Заявитель указывает на то, что документация аукциона в электронной форме N 0239100000314000027 не соответствует требованиям ФЗ N 44-ФЗ, а именно:
В пункте 1 извещения о проведении электронного аукциона указано на то, что способом определения поставщика является открытый аукцион в электронной форме, вместе с тем, ФЗ N 44 ФЗ установлено, что одним из способов определения поставщика является аукцион в электронной форме (электронный аукцион), следовательно, заказчиком нарушены положения ФЗ N 44 ФЗ.
В своей жалобе заявитель, указывает на то, что в пункте 22 информационной карты электронного аукциона установлено, что вторая часть заявки должна содержать:
- копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товарам,
по мнению заявителя, требовать наличие данных документов в составе второй части заявки, является неправомерным, что может повлечь необоснованное отклонение участников аукциона.
Заявитель указывает на то, что в пункте 30 аукционной документации заказчиком установлено следующее:
Срок, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя электронного аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт.
Срок подписания контракта победителем электронного аукциона или иным участником, с которым заключается контракт при уклонении победителя электронного аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, составляет пять дней с момента размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) проекта контракта заказчиком.
В течение указанного срока победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя электронного аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, обязан разместить в единой информационной системе (на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Данные требования, по мнению заявителя, нарушают положения ФЗ N 44 ФЗ, так как не указан порядок подписания контракта при наличии разногласий.
Заявитель указывает на то, что в пункте 3.3 проекта контракта указано: "цена контракта остаётся фиксированной в течение всего срока исполнения контракта и не подлежит изменению".
Вместе с тем, в пункте 23 информационной карты указано, что при исполнении контракта по соглашению сторон допускается изменение следующих условий контракта:
- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работ или услуг, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
- если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объём работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объём выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов,
по мнению заявителя, прописанные в пункте 23 информационной карты условия, согласно ФЗ N 44 - ФЗ относятся к случаям закупки у единственного поставщика.
На заседании комиссии Кемеровского УФАС России, состоявшемся 12.05.2014, заказчиком - ГУ КРОФСС РФ были даны пояснения, из которых следовало, что заказчиком в действительности в части способа определения поставщика была совершена техническая опечатка в место электронного аукциона, был указан открытый аукцион в электронной форме, данная техническая опечатка ни в какой мере не нарушает права и законные интересы участников закупки, что подтверждается количеством поданных заявок 33 на участие в электронном аукционе.
Представители заказчика указывают на то, что электронный аукцион объявлялся на выполнение работ по капитальному ремонту, в ходе которого предполагалось использовать товары (материалы), которые не являются предметом контракта, описание товара (материалов) заказчиком указано в техническом задании, следовательно, предоставление копий соответствующих документов на товар (материалы) в составе второй части заявки участника обязательно, кроме того это требование предусмотрено ФЗ N 44 - ФЗ.
Таким образом, требование о предоставлении копий соответствующих документов на товар является обоснованным и законным.
Кроме того, если участником во второй части заявки не будут представлены подтверждающие соответствие товара документы, заявка такого участника будет отклонена и не допущена до проведения аукциона.
Представители заказчика указывают на то, что согласно ФЗ N 44 - ФЗ документация об электронном аукционе не содержит требований о наличии в документации такой информации как порядок подписания контракта при наличии разногласий, следовательно, доводы заявителя, указывающие на нарушение заказчиком положений ФЗ N 44 - ФЗ, являются необоснованными.
В своих пояснениях представители заказчика не соглашаются с доводами заявителя и указывают на то, что по общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 34 ФЗ N 44 - ФЗ, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Данное требование соблюдено заказчиком путем включения его в условия проекта контракта.
Вместе с тем, законодатель предусмотрел исключения из общего правила, которые регламентированы ст. 95 ФЗ N 44 - ФЗ
В соответствии с п. 1 ст. 95 ФЗ N 44 - ФЗ существенные условия контракта в ходе его исполнения могут быть изменены в случае:
- если возможность изменения существенных условий была предусмотрена
документацией о закупке и условиями контракта;
- заказчиком возможность изменения цены контракта была предусмотрена
документацией, но не предусмотрена условиями контракта.
Таким образом, в ходе исполнения государственного контракта,заключенного с победителем данного аукциона, цена контракта будет оставаться неизменной в течение всего срока его исполнения, так как возможность изменения цены контракта предусмотрена только документацией.
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - ГУ КРОФСС РФ было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0239100000314000027 на выполнение работ по капитальному ремонту - устройству навесной фасадной системы здания филиала N 12 ГУ КРОФСС РФ.
Согласно части 1 статьи 24 ФЗ N 44 - ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 24 ФЗ N 44 - ФЗ установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 59 ФЗ N 44 - ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В извещении о проведении аукциона в электронной форме N 9/14-ЭА указано:
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Открытый аукцион в электронной форме |
В своих пояснениях представители заказчика указывают, на то, что в процессе составления извещения, документации по вышеуказанному аукциону, исполнителем была совершена техническая опечатка в части способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: вместо электронного аукциона, был указан открытый аукцион в электронной форме.
На основании вышеизложенного доводы заявителя, указывающие на то, что заказчиком в нарушение норм ФЗ N 44 - ФЗ неверно определен способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), являются обоснованными.
Частью 5 статьи 24 ФЗ N 44-ФЗ установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Действия заказчика при указании в извещении, в качестве способа определения поставщика открытый аукцион в электронной форме не влекут за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, следовательно, совершенная в техническая опечатка в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияла на ход размещения заказа, что подтверждается количеством поданных заявок на участие в аукционе.
Частью 1 статьи 64 ФЗ N 44 - ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0239100000314000027 и аукционной документации заказчиком установлено:
4.1 |
Наименование и описание объекта закупки, количества товара |
Выполнение работ по капитальному ремонту - устройству навесной фасадной системы здания филиала N 12 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Описание объекта закупки, объем выполнения работ и перечень используемых товаров при выполнении работ указаны в приложении N 1 к Извещению, которое является неотъемлемой частью Извещения. |
||
Приложение N 1 к извещению Описание объекта закупки, объем выполнения работ | ||||
N п/п. |
Наименование работ, затрат |
Единица измерения |
Количество |
|
1. |
Установка и разборка наружных инвентарных лесов |
100 м2 |
7,16 |
|
2. |
Устройство пароизоляционного слоя |
100 м2 |
9,64 |
|
3. |
Изоляция поверхности стен изделиями минераловатными в 2 слоя, общей толщиной 10 см |
100 м2 |
9,64 |
|
4. |
Облицовка стен фасадов зданий керамогранитными плитами на металлическом каркасе |
100 м2 поверхности облицовки |
9,64 |
|
5. |
Облицовка проемов в наружных стенах откосной планкой из оцинкованной стали с полимерным покрытием с устройством водоотлива оконного из оцинкованной стали с полимерным покрытием. |
1 м2 проемов |
93,0 |
|
6. |
Смена обделок из листовой оцинкованной стали (поясков, отливов, карнизов) шириной до 0,7 м |
100 мп |
0,55 |
|
7. |
Установка решеток жалюзийных площадью в свету до 0,5 м2 |
шт |
23 |
|
1. Общие требования к выполнению работ. Устройство навесной фасадной системы (далее - НФС) необходимо осуществить по монтажным схемам (технологическим картам) с "привязкой" к Объекту. Материалы, элементы и комплектующие, используемые при выполнении работ,должны иметь сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий, оборудования. Качество материалов должно соответствовать требованиям ГОСТа и ТУ. В случае если качество используемых материалов окажется ниже предусмотренного, то Подрядчик обязан заменить материалы на новые за свой счет. Предоставить Заказчику заверенную надлежащим образом копию свидетельства,подтверждающего вхождение Подрядчика в состав саморегулирующей организации с допуском к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
|
Согласно аукционной документации заказчиком установлены следующие требования:
Часть II Информационная карта электронного аукциона | ||
N п/п. |
Ссылка на пункт на документации |
Положения информационной карты для подготовки заявок на участие в электронном аукционе. |
22. |
25.1 |
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе: Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товарам, |
В своих пояснениях представители заказчика ссылаются на то, что предоставление копий документов в составе второй части заявки участника, подтверждающих соответствие товаров (материалов), которые будут использоваться при выполнение работ, предусмотрено ФЗ N 44 - ФЗ.
Комиссия Кемеровского УФАС России не соглашается с доводами представителя заказчика по следующим основаниям.
В части III технического задания аукционной документации электронного аукциона установлено что материалы, элементы и комплектующие, используемые при выполнении работ, должны иметь сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий, оборудования. Качество материалов должно соответствовать требованиям ГОСТа и ТУ. В случае если качество используемых материалов окажется ниже предусмотренного, то Подрядчик обязан заменить материалы на новые за свой счет.
Вышеуказанные требования являются общими требованиями к выполнению работ и предусматривают, что при выполнении работ исполнитель должен использовать материалы (элементы, комплектующие) соответствующего качества, с наличием сертификатов, технических или иных документов.
Пунктом 3 части 5 статьи 64 ФЗ N 44 - ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе;
Вместе с тем в документации заказчика не установлены товары, работы или услуги по которым предоставление документов подтверждающих их соответствие обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, если участником во второй части заявки не будут представлены подтверждающие соответствии товара документы, заявка такого участника недолжна, быть отклонена.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя, указывающие на то, что требование о наличие в составе второй части заявки, документов подтверждающих соответствие товара, может повлечь необоснованное отклонение участников аукциона, является правомерным.
Заявитель указывает на то, что в документации о проведении электронного аукциона заказчиком не указан порядок подписания контракта при наличии разногласий.
Согласно аукционной документации электронного аукциона заказчиком установлено следующее:
Пункт 30. Срок, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя электронного аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт. Срок подписания контракта победителем электронного аукциона или иным участником, с которым заключается контракт при уклонении победителя электронного аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, составляет пять дней с момента размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) проекта контракта заказчиком. В течение указанного срока победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя электронного аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, обязан разместить в единой информационной системе (на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. |
Согласно пункту 10 части 1 статьи 64 ФЗ N 44 - ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
Статья 64 ФЗ N 44 - ФЗ не содержит требований о наличии в документации информации, касающейся порядка подписания контракта при наличии разногласий.
На основании вышеизложенного доводы заявителя, указывающие на то, что в аукционной документации заказчика не установлен порядок подписания контракта при наличии разногласий, являются необоснованными.
Частью 2 статьи 34 ФЗ N 44 - ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В пункте 23 информационной карты электронного аукциона заказчиком установлена возможность заказчиком изменить условия контракта при его исполнении.
При исполнении контракта по соглашению сторон допускается изменение следующих условий:
- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работ или услуг, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
- если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объём работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объём выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Пунктом 1 части 1 статьи 95 ФЗ N 44 - ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
- если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.
В соответствии с вышеуказанной статьёй ФЗ N 44 - ФЗ изменения условий контракта возможно при условии, что изменения предусмотрены, документацией о закупке и контрактом.
Кроме того, заказчик в пункте 10.6 раздела 10 "заключительные положения" проекта контракта устанавливает, что все изменения и дополнения к настоящему контракту оформляются в письменной форме в виде дополнительных соглашений, следовательно, заказчиком предусмотрены изменения положений типового контракта.
Возможность изменения цены контракта заказчиком была предусмотрена документацией, а не условиями контракта, следовательно, в ходе исполнения государственного контракта, заключенного с победителем аукциона, цена контракта будет оставаться неизменной в течение всего срока его исполнения, так как возможность изменения цены контракта предусмотрена только документацией.
На основании вышеизложенного доводы заявителя, указывающие на то, что условия прописанные в пункте 23 информационной карты содержат нарушения ФЗ
N 44 - ФЗ, являются необоснованными.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России,
Р Е Ш И Л А
1. Признать жалобу ООО "СК БАЗИС" на действия заказчика - ГУ КРОФСС РФ при проведении аукциона в электронной форме N 0239100000314000027 на выполнение работ по капитальному ремонту - устройству навесной фасадной системы здания филиала N 12 ГУ КРОФСС РФ, частично обоснованной (в части способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в части требований во второй части заявки, наличия документов подтверждающих соответствие товара);
2. Признать заказчика - ГУ КРОФСС РФ нарушившим требования части 2 статьи 24, пункта 3 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать предписание об устранении нарушений ФЗ N 44-ФЗ.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В. |
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А. |
|
Романова К.Е. |
|
Вагас М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 12 мая 2014 г. N 134/З-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2014