Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11 апреля 2014 г. N 15/2014
Резолютивная часть объявлена 11 апреля 2014 г.
Изготовлено в полном объеме 17 апреля 2014 г. г. Курск
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия),
рассмотрев дело N15/2014 по жалобе ООО "Димедлаб" на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курский областной клинический кожно-венерологический диспансер" при определении поставщика способом запроса котировок на поставку наборов реагентов (номер извещения 0344200014014000003), в присутствии представителей заказчика, в отсутствии представителя заявителя, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 04.04.2014 г. поступила жалоба ООО "Димедлаб" на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курский областной клинический кожно-венерологического диспансер" (далее - ОБУЗ "КОККВД") при определении поставщика способом запроса котировок на поставку наборов реагентов (номер извещения 0344200014014000003).
По мнению заявителя, действиями (бездействием) заказчика при проведении запроса котировок N0344200014014000003 нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
- извещение о проведении запроса котировок не содержит указания на дату вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;
- в нарушение требований ч.1 ст.5 ФЗ "О контрактной системе...", заказчиком предусмотрена возможность подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме;
- требования к характеристикам товаров, установленные заказчиком в извещении о проведении запроса котировок являются противоречивыми и необъективными, в поз.N5 технического задания извещения о проведении запроса котировок заказчиком установлено требование о поставке товара - (набор реагентов для определения антител к возбудителю сифилиса методом иммуноблота), который производится только одной компанией - ЗАО "Эколаб";
- в поз.1,2,7 технического задания запроса котировок заказчиком установлено требование о представлении участниками закупки в составе сведений о технических характеристиках товаров номера регистрационного удостоверения;
- требования к функциональным и техническим характеристикам товара, указанные в запросах ценовых предложений, направленных заказчиком в адрес потенциальных поставщиков, не соответствуют функциональным и техническим характеристикам ни одного из представленных на рынке РФ наборов реагентов;
По мнению заявителя, допущенные заказчиком нарушения, ограничивают круг участников запроса котировок.
В соответствии с положениями ч.8 ст.99 ФЗ "О контрактной системе...", контроль за соблюдением заказчиками требований к обоснованию закупок, соблюдения правил нормирования в сфере закупок, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не отнесен к компетенции Курского УФАС России, как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок. Таким образом, соответствующий довод жалобы ООО "Димедлаб" не может быть рассмотрен Комиссией Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере размещения заказов.
По результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...") внеплановой проверки определения поставщика, Комиссией установлено следующее.
Извещение о проведении запроса котировок на поставку наборов реагентов (номер извещения 0344200014014000003) и проект контракта размещены заказчиком на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 25.03.2014 г.
В извещении о проведении запроса котировок заказчиком указана дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников - 07.04.2014 г. 14:00.
Как установлено ч.1 ст.5 ФЗ "О контрактной системе...", "... допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы" (далее - ЕИС).
Согласно ч.5 ст.112 ФЗ "О контрактной системе...", порядок и сроки ввода в эксплуатацию ЕИС устанавливаются Правительством Российской Федерации. До ввода в эксплуатацию ЕИС информация, подлежащая размещению в ЕИС, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на Официальном сайте вступления в силу Закона N 44-ФЗ. В настоящее время ЕИС не введена в эксплуатацию, в связи с чем направление котировочных заявок посредством ЕИС не является возможным.
Вместе с тем, согласно ч.2 ст.77 ФЗ "О контрактной системе...", заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В извещении о проведении запроса котировок заказчиком предусмотрено право участников закупки подавать заявку "в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конвертов, или в форме электронного документа". Указанное положение извещения о проведении запроса котировок соответствует требованию ч.2 ст.77 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с положениями ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", формирование требований к качеству, техническим характеристикам товара относится к компетенции заказчика. При этом действующее законодательство не ограничивает право заказчика по выбору параметров технических и функциональных характеристик услуг.
Как пояснили представители заказчика, установленные в извещении о проведении запроса котировок требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам закупаемой продукции являются обоснованными и существенными для заказчика.
Как подтверждается материалами дела, при описании объекта закупки, заказчик руководствовался требованиями ст.33 ФЗ "О контрактной системе...". Описание объекта закупки носит объективный характер, в описание объекта закупки включены функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой услуги установленным заказчиком требованиям, при этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В техническом задании аукционной документации отсутствуют указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения, наименования производителя.
Заказчиком в материалы дела представлены доказательства соответствия характеристикам, установленным заказчиком, товаров нескольких производителей.
Кроме того, согласно извещения о проведении запроса котировок, предметом определения поставщика является поставка наборов реагентов, а не их производство. То есть любой хозяйствующий субъект имеет возможность приобрести и поставить товар, соответствующий требуемым заказчиком характеристикам, в связи с чем отсутствует ограничение участия в определении поставщика.
В п.1,2,7 технического задания извещения о проведении запроса котировок в разделе "технические и функциональные характеристики" заказчиком указано: "наличие регистрационного удостоверения, выданного Федеральной Службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - обязательно (указать номер РУ).
В соответствии с ч.3 ст.73 ФЗ "О контрактной системе...", заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
2) цену товара, работы или услуги;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
В соответствии с ч.4 ст.73 ФЗ "О контрактной системе...", требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
Как установлено ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с 1 января 2013 г. на территории России разрешается обращение только тех медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном Правительством РФ порядке. Согласно п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, факт госрегистрации медицинского изделия подтверждается регистрационным удостоверением.
В соответствии с пунктами 1.4 и 3.3 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 N 735 "Об утверждении (регистрация Минюста России от 30.11.2006 N 8542) регистрация изделий медицинского назначения осуществляется на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителями изделий медицинского назначения, либо на имя иного лица, не являющегося изготовителем изделий медицинского назначения, при наличии у него доверенности или заверенной копии договора. То есть держателем регистрационного удостоверения является либо лицо-изготовитель, либо лицо, уполномоченное им на основании доверенности или договора.
Однако после регистрации Росздравнадзором в порядке, установленном Административным регламентом, любое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства вправе производить, импортировать, продавать и применять такие изделия медицинского назначения на территории Российской Федерации.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.
Таким образом, в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель изделий медицинского назначения, имеющий регистрационное удостоверение, в котором указано его имя или имя уполномоченного им лица, так и иное лицо, выполняющее фактически роль посредника и закупившее изделия медицинского назначения у одного лица для дальнейшей передачи другому лицу. В связи с изложенным, на время участия в запросе котировок, потенциальный поставщик может не являться непосредственно держателем регистрационного удостоверения и, соответственно, не будет иметь возможности указать номер регистрационного удостоверения товара в котировочной заявке.
Таким образом, по мнению Комиссии Курского УФАС России, в соответствии с ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик вправе установить в извещении о проведении запроса котировок требование о наличии регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, однако не вправе требовать от участника закупки указания конкретного номера регистрационного удостоверения в составе котировочной заявки.
Установив в извещении о проведении запроса котировок требование об указании в котировочной заявке конкретного номера регистрационного удостоверения, заказчик нарушил требования ч.4 ст.73 ФЗ "О контрактной системе..." и ограничил круг участников закупки только теми поставщиками, которые на дату подачи заявки на участие в запросе котировок имели в наличии товар, требуемый к поставке.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что котировочной комиссией заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников по основанию неуказания в составе заявки номера регистрационного удостоверения.
В соответствии с протоколом N3 рассмотрения и оценки котировочных заявок N0344200014014000003 от 07.04.2013 г., на участие в запросе котировок поступило 4 заявки - ЗАО "Вектор-Бест-Европа", ООО "Димедлаб", ЗАО "ЭКОлаб", ООО "Диагностические системы".
Заявка ООО "Диагностические системы" была допущена котировочной комиссией заказчика к участию в запросе котировок, заявки ЗАО "Вектор-Бест-Европа", ООО "Димедлаб", ЗАО "ЭКОлаб" были отклонены котировочной комиссией на основании ч.7 ст.78 ФЗ "О контрактной системе...", в связи с несоответствием представленной информации требованиям извещения о проведении запроса котировок, а именно по причине несоответствия характеристик товаров, указанных в котировочных заявках участников, требованиям, установленным заказчиком в извещении о проведении запроса котировок.
Рассмотрев оригиналы котировочных заявок, представленные заказчиком к рассмотрению дела, Комиссия установила, что в заявках участников закупки ООО "Димедлаб", ЗАО "ЭКОлаб", ООО "Диагностические системы", в нарушение требований ч.3 ст.73 ФЗ "О контрактной системе...", отсутствуют идентификационные номера налогоплательщика учредителей; членов коллегиального исполнительного органа, или лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
В соответствии с ч.7 ст.78 ФЗ "О контрактной системе...", котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч.3 ст.73 настоящего Федерального закона.
Таким образом, котировочные заявки ООО "Димедлаб", ЗАО "ЭКОлаб", а также победителя запроса котировок - ООО "Диагностические системы", должны были быть отклонены котировочной комиссией заказчика от участия в запросе котировок по основанию непредставления в составе котировочной заявки документов и информации, предусмотренной ч.3 ст.73 ФЗ "О контрактной системе...".
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Димедлаб" обоснованной в части.
2. Признать заказчика - Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Курский областной клинический кожно-венерологический диспансер" нарушившим требования ч.4 ст.73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать котировочную комиссию заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курский областной клинический кожно-венерологический диспансер" нарушившей требования ч.7 ст.78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать котировочной комиссии заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курский областной клинический кожно-венерологический диспансер" предписание об устранении допущенных нарушений требований ч.7 ст.78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11 апреля 2014 г. N 15/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2014