Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 13 мая 2014 г. N 76с/14
Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 мая 2014 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: А.Г. Ларшин, Т.С. Рябкова,
в присутствии представителей:
- заказчика: Управление финансов Липецкой области - Нарывончика С.Н. (доверенность б/н от 12.05.2014 г.), Хожайновой Л.В. (доверенность б/н от 12.05.2014 г.), Усацких Т.Н. (доверенность б/н от 05.05.2014 г.),
- заявителя: ООО "ФС Групп" - Сухомлинова В.А. (доверенность N1 от 12.05.2014 г.), Липкиной Л.Ю. (доверенность N2 от 12.05.2014 г.),
рассмотрев жалобу ООО "ФС Групп" на действия заказчика - Управление финансов Липецкой области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по модернизации программного комплекса для казначейского исполнения бюджета, управления бюджетным процессом и составления отчетности по консолидированному бюджету разработки ООО "Кейсистемс", внедрению подсистем для осуществления проектирования расходов бюджетов муниципальных образований Липецкой области с предоставлением неисключительных (пользовательских) прав на использование программы для ЭВМ (реестровый номер 0146200000614000007) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 05.05.2014 г. поступила жалоба ООО "ФС Групп" на действия заказчика - Управление финансов Липецкой области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "Реестр жалоб с 01.01.2011".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заявителя - ООО "ФС Групп" считают, что документация об электронном аукционе заказчика разработана с нарушением требований ч.2 ст.8 и ч.2 ст.19 Закона о контрактной системе. А именно: заказчик, указав в аукционной документации на конкретного разработчика программного продукта ООО "Кейсистемс" и установив требования к участнику закупки в п.п.3.2 согласно которого исполнитель должен обладать правами на переработку (модификацию) составляющих ПК КИБ программ для ЭВМ: Многомерный анализ финансовой и другой информации финансовых органов всех уровней, администраций публичных образований ("Хранилище-КС" (регистрационный N2007614991 от 03.12.2007) ограничил возможность участия в данной процедуре других разработчиков программного обеспечения для государственных муниципальных нужд и имеющих аналогичные технологические решения, в части управления бюджетным процессом, являющегося предметом закупки. Кроме того, п.6 аукционной документации предусмотрено осуществление интеграции информационных потоков областного и муниципального уровня в части бюджетного планирования, что придает объекту закупки избыточные потребительские свойства. А установление в п.п.13.1 аукционной документации требований о том, что для обеспечения принципа однократного ввода информации необходимо обеспечить синхронизацию справочников и классификаторов, без применения файлового обмена (бюджетная классификация, дополнительная бюджетная классификация, реестр учреждений)" по мнению представителей заявителя также ограничивает количество участников, поскольку заказчик указывает определенный способ обмена информации в программном продукте ООО "Кейсистемс" и наделяет предмет закупки избыточными потребительскими свойствами.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы, считают их необоснованными и пояснили, что на территории области реализован программный комплекс для казначейского исполнения бюджета, управления бюджетным процессом и составления отчетности по консолидированному бюджету - ПК КИБ, разработчиком которого является ООО "Кейсистемс". Компоненты по исполнению бюджета и финансовой отчетности уже установлены у заказчика и всех финансовых органах муниципальных образований, а в 2013 г. Заказчиком внедрены модули проектирования расходов областного бюджета и бюджетов двух "пилотных" муниципальных образований. Внедрение модулей планирования для оставшихся 18 муниципальных образований (предмет закупки) является следующим этапом развития системы открытых финансов региона и направлено на обеспечение интеграции процессов планирования и исполнения консолидированного бюджета области, при этом заказчик не запрещает муниципальным образованиям приобретать и использовать программные продукты любых других производителей. Заказчик обладает неисключительными правами на использование ПК КИБ, данный программный комплекс уже используется заказчиком и согласно условиям лицензирования программного обеспечения, установленным правообладателем ООО "Кейсистемс" для покупки новых модулей ПК КИБ требуется передача неисключительных прав на использование данных модулей.
Кроме того, представители заказчика пояснили, что установление требования в аукционной документации об отсутствии файлового обмена обусловлено тем, что программные модули должны без участия пользователей, на уровне сервисов обмениваться информацией.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заявителя, заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Органом исполнительной власти Липецкой области, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов Липецкой области является Управление финансов Липецкой области.
Приказом заместителя главы администрации области- начальником управления финансов Липецкой области от 22.04.2014 г. N86 принято решение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Документация о проведении электронного аукциона и извещение N0146200000614000007 размещены на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Предметом закупки является выполнение работ по модернизации программного комплекса для казначейского исполнения бюджета, управления бюджетным процессом и составления отчетности по консолидированному бюджету разработки ООО "Кейсистемс", внедрению подсистем для осуществления проектирования расходов бюджетов муниципальных образований Липецкой области с предоставлением неисключительных (пользовательских) прав на использование программы для ЭВМ.
Согласно концепции электронного бюджета, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 г. N1275-р и "дорожной карте" развития регионального сегмента электронного бюджета Липецкой области планируется создание единого портала общественных финансов региона "Открытый бюджет Липецкой области".
В соответствии с п.3 ст.3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
А согласно ст.13 Закона о контрактной системе, в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Таким образом, заказчик, разместив закупку путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по модернизации программного комплекса для казначейского исполнения бюджета, управления бюджетным процессом и составления отчетности по консолидированному бюджету разработки ООО "Кейсистемс", внедрению подсистем для осуществления проектирования расходов бюджетов муниципальных образований Липецкой области с предоставлением неисключительных (пользовательских) прав на использование программы для ЭВМ, с указанием на конкретного разработчика программного продукта -ООО "Кейсистемс" и уже используя в работе программный комплекс для казначейского исполнения бюджета, управления бюджетным процессом и составления отчетности по консолидированному бюджету - ПК КИБ (разработчиком которого также является ООО "Кейсистемс"), руководствовался положениями ст.13 Закона о контрактной системе, т.е. разместил данную закупку исходя из собственных потребностей и уже имеющегося программного комплекса, разработчиком которого является -ООО "Кейсистемс".
Исходя из вышеизложенного, в действиях заказчика отсутствуют нарушения ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности о его соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
А в соответствии с п.8 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что в п.п. 3.2 заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Исполнитель должен обладать правами на переработку (модификацию) составляющих ПК КИБ программ для ЭВМ: Многомерный анализ финансовой и другой информации финансовых органов всех уровней, администраций публичных образований ("Хранилище-КС") (регистрационный N2007614991 от 03.12.2007)".
Таким образом, установив указанное выше требование в п.п.3.2 документации об электронном аукционе, заказчик добросовестно исполнил требования части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, как пояснили представители заказчика, аукционная документация не ограничивает возможность участвовать в электронном аукционе участникам закупки, предлагающим программные продукты любых других производителей, при условии их соответствия требованиям данной документации.
В соответствии с ч.2 ст.19 Закона о контрактной системе, для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации. В то же время, согласно ч.1.2 ст.114 Закона о контрактной системе, статья 19, часть 26 статьи 34, статья 35 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2014 года.
Проанализировав приложение N1 "Техническое задание", в частности п.п. 13.1, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что заказчик установил следующие требования к функциональным характеристикам объекта закупки, исходя из своей потребности и уже имеющегося программного комплекса: "Для обеспечения принципа однократного ввода информации необходимо обеспечить синхронизацию справочников и классификаторов, без применения файлового обмена (бюджетная классификация, дополнительная бюджетная классификация, реестр учреждений)", что не нарушает требования ч.2 ст.19 Закона о контрактной системе.
Согласно положений извещения о проведении электронного аукциона (пункты 10, 11,12) и документации об электронном аукционе (пункты 4.1, 4.2, 4.3): дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 12.05.2014, 09 часов 00 минут, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе - 14.05.2014, дата проведения аукциона - 19.05.2014.
Как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России, на момент рассмотрения настоящей жалобы, в адрес заказчика, на участие в данном аукционе, поступило 2 заявки участников закупки, что также исключает возможность ограничения числа участников закупки со стороны заказчика.
При проведении внеплановой проверки закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения п.1 ч.1, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п.4.6 заказчиком установлены требования к составу первой части заявки. В соответствии с указанными требованиями, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Как было установлено, данная аукционная документация, в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, не содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики используемого при выполнении работ, являющихся предметом закупки, товара, хотя при этом, установлены требования о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей используемого товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией. Таким образом, объект закупки описан заказчиком не объективно, что лишает участников закупки возможности обоснованно сформировать свое предложение и может привести к отказу участнику закупки в допуске к участию в данном аукционе.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчиком, в нарушение указанной выше нормы закона, в п.4.21 аукционной документации были установлены следующие требования к участникам закупки: "В соответствии со статьей 30 Закона исполнитель (поставщик) обязан привлечь к выполнению работ по контракту субподрядчика (соисполнителя) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 30% от всего объема работ по контракту".
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ФС Групп" на действия заказчика - Управление финансов Липецкой области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по модернизации программного комплекса для казначейского исполнения бюджета, управления бюджетным процессом и составления отчетности по консолидированному бюджету разработки ООО "Кейсистемс", внедрению подсистем для осуществления проектирования расходов бюджетов муниципальных образований Липецкой области с предоставлением неисключительных (пользовательских) прав на использование программы для ЭВМ (реестровый номер 0146200000614000007) необоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения п.1 ч.1, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________А.Г. Ларшин
____________Т.С. Рябкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 13 мая 2014 г. N 76с/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2014