Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина, А.Г. Ларшин,
в присутствии представителей:
- заказчика - Государственное учреждение здравоохранения "Липецкий городской противотуберкулезный санаторий "Сосновка" - Сарафановой Е.С. (доверенность б/н от 11.04.2014 г.),
- уполномоченного органа - Управление по размещению госзаказа Липецкой области - Бахтиаровой Г.В. (доверенность б/н от 11.04.2014),
рассмотрев жалобу ООО "Партнеры" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Управление по размещению госзаказа Липецкой области и заказчика - Государственное учреждение здравоохранения "Липецкий городской противотуберкулезный санаторий "Сосновка" при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку мяса и мясной продукции (реестровый номер 0146200002014000032) (далее - конкурс с ограниченным участием),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 04.04.2014 г. поступила жалоба ООО "Партнеры" конкурсной комиссии уполномоченного органа - Управление по размещению госзаказа Липецкой области и заказчика - Государственное учреждение здравоохранения "Липецкий городской противотуберкулезный санаторий "Сосновка" при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 2 статьи 57 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "Реестр жалоб с 01.01.2011".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
ООО "Партнеры" 11.04.2014 г. направлено заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В своей жалобе ООО "Партнеры" указывает, что обществом на участие в конкурсе с ограниченным участием была подана заявка с описанием поставляемой продукции. Однако решением конкурсной комиссии заявка ООО "Партнеры" признана не соответствующей требованию, установленному п. 22.2 конкурсной документации, поскольку указанная в предложении участника конкурса информация о соответствии предлагаемой печени говяжьей ОСТ 10-02.01.04-86 не соответствует требованию (печень говяжья, соответствующая ТУ 9212-460-00419779-07), установленному п. 5.1 конкурсной документации. Заявитель указывает, что не согласен с принятым комиссией решением, поскольку предложив к поставке печень, соответствующую ОСТу, ООО "Партнеры" не допустило никакого нарушения, а наоборот, предложило продукт лучшего качества, что не может являться отказа в допуске к участию в конкурсе.
Также заявитель считает, что включив в документацию требования о поставке продукции, соответствующей ТУ, заказчик таким образом ограничивает участников конкурса в правах, не позволяя им предложить продукцию, соответствующую другим нормативным документам.
Представитель уполномоченного органа не согласен с доводами жалобы и пояснил, что решение конкурсной комиссии об отклонении заявки на участие в конкурсе ООО "Партнеры" является правомерным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
Представитель заказчика также не согласен с доводами жалобы и пояснил, что в настоящее время ГОСТ на печень говяжью замороженную отсутствует. На сегодняшний момент действует ТУ-9212-460-00419779-07, следовательно, в документации в качестве требований к подлежащей поставке продукции было установлено требование о соответствии товара именно ТУ-9212-460-00419779-07.
Таким образом заказчик при подготовки заявки выполнил требования Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика и уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом начальника управление по размещению госзаказа Липецкой области от 21.02.2014 N129-А принято решение об осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием и создании конкурсной комиссия.
Документация о проведении конкурса с ограниченным участием и извещение N0146200002014000032 размещены на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
На основании заявки заказчика - Государственное учреждение здравоохранения "Липецкий городской противотуберкулезный санаторий "Сосновка" от 04.02.2014 N51 уполномоченным органом - управление по размещению госзаказа Липецкой области была разработана конкурсная документация с ограниченным участием N14-КО-32 на закупку мяса и мясной продукции (далее - конкурсная документация), которая была утверждена руководителем заказчика.
Особенности проведения конкурса с ограниченным участием регламентированы положениями статьи 56 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу N от 01.04.2014 N14-КО-32/р рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием N14-КО-32 заявка на участие в конкурсе участника конкурса ООО "Партнеры" отклонена на основании ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе. При этом заявителю отказано в допуске по причине "заявка на участие в конкурсе не соответствует требованию, установленному п. 22.2 конкурсной документации, поскольку указанная в предложении участника конкурса информация о соответствии предлагаемой печени говяжьей ОСТ 10-02.01.04-86 не соответствует требованию (печень говяжья, соответствующая ТУ 9212-460-00419779-07), установленному п. 5.1 конкурсной документации.".
Пунктом 5.1 конкурсной документации установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, являющегося объектом закупки, в частности по позиции 3 в отношении закупаемой печени, установлены следующие требования: печень говяжья замороженная, соответствующая ТУ 9212-460-00419779-07, разработанным ВНИИМП (Всесоюзным научно-исследовательским институтом мясной промышленности), без заболеваний, запах характерный печени, с удалением жил.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации были установлены требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе, а также изложена инструкция по заполнению заявки.
Согласно п.21.7 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение участника конкурса в отношении объекта закупки.
Пунктом 22.2 конкурсной документации установлены требования к форме, содержанию и описанию предложения участника в отношении объекта закупки, в частности, участник конкурса в предложении должен описать функциональные, технические и качественные характеристики предлагаемого объекта закупки, позволяющие определить их соответствие требованиям установленным пунктом 5.1 настоящей документации.
В силу ч.2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с ч.3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
При анализе заявки ООО "Партнеры" Комиссия Липецкого УФАС России установила, что указанная в предложении участника конкурса информация о соответствии предлагаемой печени говяжьей ОСТ 10-02.01.04-86 не соответствует требованию (печень говяжья, соответствующая ТУ 9212-460-00419779-07), установленному п. 5.1 конкурсной документации.
Таким образом конкурсная комиссия уполномоченного органа при отклонении заявки ООО "Партнеры" на участие в конкурсе по основанию признания её не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, действовала в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а, следовательно, довод заявителя в отношении действий конкурсной комиссии является необоснованным.
Статья 33 Закона о контрактной системе определяет правила описания объекта закупки.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссий Липецкого УФАС России считает, что установленные в пункте 5.1 конкурсной документации требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, являющегося объектом закупки, в частности по позиции 3 в отношении закупаемой печени, установлены следующие требования: печень говяжья замороженная, соответствующая ТУ 9212-460-00419779-07, разработанным ВНИИМП (Всесоюзным научно-исследовательским институтом мясной промышленности), без заболеваний, запах характерный печени, с удалением жил, фактически является установлением требования к производителю товара ввиду следующего:
Закон о контрактной системе не предусматривает запрета на установление требований о соответствии товаров, работ, услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся все необходимые требования к ним и показатели качественных и технических характеристик. При этом в отличие от ГОСТов ТУ, как правило, отсутствуют в открытом доступе, поскольку разрабатываются производителем конкретной продукции, который и является держателем ТУ. Вследствие этого ссылка в документации о закупке на ТУ может создавать препятствия для участия в торгах лиц, не являющихся производителями соответствующих товаров.
В то же время не допускается создание участникам закупки преимущественных условий участия в закупке в том числе путем доступа к информации (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
ТУ являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
Вместе с тем, указанные технические условия на сайте закупок в отношении данной закупки не размещены. Отсутствие в составе конкурсной документации указанных технических условий не позволяет определить соответствие поставляемой продукции потребностям Заказчика.
Также, конкурсная документация не содержит сведений о способе ознакомления участников закупки размещения заказа с ТУ 9212-460-00419779-07.
Установлено, что ГОСТ Р 51074-2003 - стандарт, который распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Требования к маркировке пищевых продуктов, фасованных в потребительскую тару, установленные в национальных стандартах Российской Федерации, стандартах организаций и других документах, в соответствии с которыми изготовлены и могут быть идентифицированы продукты, применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.
Также Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что конкурсная документация не содержит сведений о возможности поставки участниками закупки аналогичной (идентичной) продукции, производимой иными лицами, при условии ее соответствия либо превосходства (по качеству) той, которая изготавливается по ТУ 9212-460-00419779-07. Заказчик, в свою очередь, не представил доказательств, свидетельствующих о том, что только печень говяжья, изготавливаемая по названным ТУ, соответствует требованиям, предъявляемым к товару, подлежащему поставке медицинское учреждение, и аналогичная продукция иных производителей уступает ему по качеству.
Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции определенного производителя.
Таким образом, указание на конкретное техническое условие в конкурсной документации нарушает часть ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах довод заявителя о нарушении заказчиком норм закона при включении в конкурсную документацию требования о поставке продукции, соответствующей определенному ТУ является обоснованным.
Указанное нарушение заказчика не позволило ООО "Партнеры" принять участие в конкурсном отборе, более того, предложение по цене предлагаемой продукции у данного участника конкурса было лучшим, по сравнению с другими участниками данной закупки.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Партнеры" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Управление по размещению госзаказа Липецкой области и заказчика - Государственное учреждение здравоохранения "Липецкий городской противотуберкулезный санаторий "Сосновка" при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку мяса и мясной продукции (реестровый номер 0146200002014000032) частичного обоснованной.
2. Установить нарушения ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе в действиях заказчика - Государственное учреждение здравоохранения "Липецкий городской противотуберкулезный санаторий "Сосновка".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Материалы жалобы передать соответствующему должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
____________ А.Г. Ларшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 апреля 2014 г. N 47с/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2014