Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: А.Г Ларшин, Т.Н. Ролдугина,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Задонский политехнический техникум"- Дорохова В.В. (директор), Першиной М.А. (доверенность б/н от 03.04.2014), Целых Н.Ю. (доверенность б/н от 03.04.2014),
- ООО "Премьера" - Мурадян Е.Г. (доверенность б/н от 03.06.2013),
рассмотрев жалобы ООО "Премьера" и ООО "СтройСоюз" на действия аукционной комиссии заказчика - государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Задонский политехнический техникум" при проведении электронного аукциона на строительство комплекса теплоснабжения ("под ключ") Г(О)БОУ СПО "Задонский политехнический техникум" (реестровый номер 0346100003514000001) (далее- электронный аукцион) и положения аукционной документации,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России поступили жалобы ООО "Премьера" и ООО "СтройСоюз" на действия аукционной комиссии заказчика - государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Задонский политехнический техникум" при проведении электронного аукциона, а также на положения аукционной документации.
Жалобы подготовлены в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и поданы в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалобы были приняты Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалобы и сведения о времени и месте их рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "Реестр жалоб с 01.01.2011".
ООО "СтройСоюз" направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В своей жалобе ООО "Премьера" указывает, что обществом на участие в электронном аукционе была подана заявка. Решением аукционной комиссии вторая часть заявки была отклонена в связи с непредставлением документации согласно пп. 39.1, 39.3-39.8, 39.10, 39.11, 39.14 технического задания. Однако, данные пункты устанавливают требования к участникам с нарушением Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "СтройСоюз" содержит аналогичные доводы.
Представители заказчика не согласны с доводами жалоб и пояснили, что все положения аукционной документации составлены, исходя из требований Закона о контрактной системе. Заявки заявителей не содержали документов, предусмотренных пп. 39.1, 39.3-39.8, 39.10, 39.11, 39.14 технического задания, в связи с чем, они были правомерно отклонены.
Рассмотрев жалобы и приложенные к ним материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
В соответствии с ч. 4 ст. 102 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно п. 3.39 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, в случае, если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме) в случае подачи жалобы после окончания срока подачи соответственно заявок на участие в аукционе (в том числе заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме), рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0346100003514000001, дата и время окончания подачи заявок - 17.03.2014 в 09:00 час. Однако, жалоба ООО "Премьера" поступила в Липецкое УФАС России 27.03.2014 г. и жалоба ООО "СтройСоюз" - 28.03.2014 т.е. после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, в соответствии с ч. 4 ст. 102 Закона о контрактной системе, доводы жалоб на положения документации об электронном аукционе Комиссией Липецкого УФАС России не рассматриваются.
Приказом директора государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Задонский политехнический техникум" от 21.02.2014 N 54 принято решение о проведении электронного аукциона, и приказом от 21.02.2014 N 53 создана аукционная комиссия заказчика.
Документация об электронном аукционе на строительство комплекса теплоснабжения ("под ключ") Г(О)БОУ СПО "Задонский политехнический техникум" и извещение N0346100003514000001 размещены 28.02.2014 г. на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 18.03.2014 г. N 0346100003514000001-1 на участие в электронном аукционе поступило одиннадцать заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N0346100003514000001-3 аукционной комиссией рассматривались вторые части аукционных заявок пяти участников.
Заявки ООО "Премьера" и ООО "СтройСоюз" признаны аукционной комиссией несоответствующими требованиям аукционной документации. В качестве причины отклонения в протоколе указано: "На основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, п. 15 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе: непредставление документации согласно пп. 39.1, 39.3-39.8, 39.10, 39.11, 39.14 Технического задания документации об электронном аукционе".
Требования к составу второй части аукционной заявки установлены п. 6.4.2 аукционной документации:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) правомочность участника закупки заключать контракт;
4) не проведение ликвидации участника закупки -юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признание участника закупки -юридического лица или ИП несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
5) не приостановление деятельности участника закупки;
6) отсутствие участника закупки недоимки по налогам, сбором, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты Российской Федерации;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа юридического лица или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (неснятой или непогашенной);
8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;
9) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе;
10) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В тоже время ни в рассмотренных выше положениях документации, ни в информационной карте документации не указано, что участники закупки должны предоставить документы в качестве подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки является строительство комплекса теплоснабжения ("под ключ"). Следовательно, для выполнения указанных работ у подрядчика в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ обязательно должно быть свидетельство СРО.
На рассмотрение жалобы заказчиком представлены заявки заявителей, рассмотрев которые Комиссией Липецкого УФАС России, установлено, что в их составе содержатся документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно, свидетельство СРО. Следовательно, ООО "Премьера" и ООО "СтройСоюз" соответствуют требованиям пп. 2 п. 6.4.2 документации об электронном аукционе.
Рассмотрев п. 39 (пп. 39.1-39.14) технического задания документации об электронном аукционе, Комиссией установлено, что данные пункты содержат требования к подрядчику, но не перечень документов, представляемых участниками в составе заявки.
В силу ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 6 данной статьи установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заявки заявителей содержали документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно, свидетельство СРО.
При таких обстоятельствах, поскольку заявки заявителей содержали все документы, предусмотренные аукционной документацией, действия аукционной комиссии при отклонении их заявок нарушают требования п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе
Более того, указание аукционной комиссией в протоколе подведения итогов на не представление заявителями документов, указанных в подпунктах пункта 39 технического задания, не соответствует действительности (т.к. данные пункты устанавливают требования к участникам, но не требование о предоставлении документов).
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения ч.6 ст. 31, ч. 3 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, которые выразились в следующем:
1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Документация об электронном аукционе, содержит требования к участникам закупки, но не содержит требований о предоставлении в составе заявки, документов в соответствии с положениями п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение данного требования техническое задание аукционной документации содержит требование о наличии у участника закупки:
собственной производственной базы. |
лаборатории по контролю сварных соединений. |
электротехнической лаборатории. |
аттестованных технологий сварки, аттестованного сварочного оборудования и аттестованных в установленном порядке сварщиков. |
персонал и инженерно-технические работники должны быть аттестованы по российским правилам промышленной безопасности |
опыта и договоров на техническое обслуживание котельных с возможностью оперативного прибытия на котельную (в течении 1 часа). |
успешного опыта строительства или реконструкции не менее 6 (шести) газовых котельных общей мощностью не менее 80 Гкал/час в течение последних 3 лет. |
ликвидных средств или доступ к ним, незаложенное недвижимое имущество, кредитные линии или другие финансовые ресурсы в объеме не менее 15 млн. руб. |
собственного плана обеспечения качества или сертификата стандарта качества. |
3. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки.
В тоже время, частью 2 данной статьи установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В настоящее время Правительством РФ не установлены дополнительные требования к участникам аукционов.
Однако, п. 15 информационной карты документации об электронном аукционе установлены дополнительные требования к участникам - рассмотренные Комиссией подпункты пункта 39 технического задания.
Таким образом, заказчиком, установившим в аукционной документации такие требования, допущено нарушение части 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливающей, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 N 498), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Премьера" и ООО "СтройСоюз" на действия аукционной комиссии заказчика - государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Задонский политехнический техникум" при проведении электронного аукциона на строительство комплекса теплоснабжения ("под ключ") Г(О)БОУ СПО "Задонский политехнический техникум" (реестровый номер 0346100003514000001) обоснованными.
2. Установить нарушения п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии, и нарушения ч.6 ст. 31, ч. 3 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в действиях заказчика.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с ч. 4 ст. 102 Закона о контрактной системе, доводы жалоб ООО "Премьера" и ООО "СтройСоюз" на положения документации об электронном аукционе Комиссией Липецкого УФАС России не рассматривались.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ А.Г. Ларшин
____________ Т.Н. Ролдугина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 3 апреля 2014 г. N 34с/37с/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2014