Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 14 мая 2014 г. N 04-30/45-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе председателя и членов Комиссии, с участием главы Администрации муниципального образования "поселок Талая", без участия иных представителей, извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО "Сервисный центр БЗКО" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по поставке котла ДКВр-2,5-13ГМ, горелки ГМГ-1,5, вентилятора ВДН-8-1500,дымососа ДН-9-1000, комплекта автоматики к котлу ДКВ-2,5-13ГМ, экономайзера ЭБ-2-94И, комплекта обмуровочных материалов котла ДКВР-2,5/13ГМ, а также на работы по монтажу котла ДКВр-2,5-13ГМ, горелок ГМГ-1,5 - 2шт., вентилятора ВД-8-1500, дымососа ДН-9-1000, автоматики котла ДКВр-2,5-13ГМ, экономайзера ЭБ-2-94, пуско-наладочных работ автоматики, режимной наладки в п.Талая Хасынского района Магаданской области" (реестровый номер 0347300019914000002).
Жалоба подана в установленный ч.4 ст.105 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе заявитель указывает на то, что заказчиком при формировании аукционной документации допущены нарушения Закона о контрактной системе, что направлено на снижение конкуренции и сводится в закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14 "Об осуществлен ФАС и территориальными органами ФАС полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 29.04.2014 г. заказчиком - Администрацией муниципального образования "поселок Талая" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по поставке котла ДКВр-2,5-13ГМ, горелки ГМГ-1,5, вентилятора ВДН-8-1500,дымососа ДН-9-1000, комплекта автоматики к котлу ДКВ-2,5-13ГМ, экономайзера ЭБ-2-94И, комплекта обмуровочных материалов котла ДКВР-2,5/13ГМ, а также на работы по монтажу котла ДКВр-2,5-13ГМ, горелок ГМГ-1,5 - 2шт., вентилятора ВД-8-1500, дымососа ДН-9-1000, автоматики котла ДКВр-2,5-13ГМ, экономайзера ЭБ-2-94, пуско-наладочных работ автоматики, режимной наладки в п.Талая Хасынского района Магаданской области" (реестровый номер 0347300019914000002). Начальная (максимальная) цена контракта 5 506 870,00 рублей.
На момент проведения внеплановой проверки заказчиком осуществляется прием подачи заявок (дата и время окончания подачи заявок установлено - 15.05.2014 г.)
2. В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 19 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию и составу первой и второй частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копию сертификата соответствия на паровые котлы типа ДКВр, работающие на жидком и газообразном топливе; копию разрешения Ростехнадзора на применение паровых котлов типа ДКВр, работающих на жидком и газообразном топливе изготавливаемых поставщиком; копию разрешения Ростехнадзора на применение экономайзеров чугунных блочных типа ЭБ; копию сертификата соответствия тягодутьевого оборудования типа ДН (ВДН).
На основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N982 от 01.12.2009 г. утвержден Единый перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации. В соответствии с разделом 3112 данного Перечня, котлы паровые подлежат обязательной сертификации.
Раздел 3113 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утв. Постановлением Правительства РФ N982 (в ред. от 26.07.2010 г), установлено, что машины тягодутьевые также подлежали обязательной сертификации. Однако, Постановлением Правительства РФ N982 (в ред. от 04.10.2013 г.) раздел 3113 исключен из данного перечня Постановлением Правительства РФ от 20.10.2010 N 848 "О внесении изменений в Постановление Правительства N982 от 01.12.2009 г.
Таким образом, на основании изложенного, установление заказчиком требования о наличии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии сертификата соответствия тягодутьевого оборудования типа ДН (ВДН) необоснованно и является нарушением п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п.6.6 раздела 4 Постановления Госгортехнадзора России от 18.10.2002 N 61-А "Об утверждении общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" различные виды (типы) технических устройств до начала их применения на опасном производственном объекте проходят приемочные испытания, осуществляемые приемочной комиссией в установленном порядке.
На основании результатов проведенных приемочных испытаний и сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Госгортехнадзор России выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства в установленном им порядке.
Регистрации в органах Госгортехнадзора России до пуска в работу подлежат котлы всех типов, перечисленные в п. 1.1.2 настоящих Правил (п.п.а п.1.1.2- паровые котлы, в том числе котлы-бойлеры, а также автономные пароперегреватели и экономайзеры).
Таким образом, техническое устройство опасного производственного объекта - паровой котел подлежит обязательной регистрации в порядке, установленном указанными Правилами.
Также, в соответствии с п.10.2 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства строительства РФ N17-139 от 29.12.1995 г., применять котлы, не прошедшие регистрацию и не имеющие разрешения Госгортехнадзора Российской Федерации на эксплуатацию, запрещается.
На основании изложенного, заказчиком правомерно установлено требование ко второй части заявки о наличии копии сертификата соответствия на паровые котлы типа ДКВр, работающие на жидком и газообразном топливе; копии разрешения Ростехнадзора на применение паровых котлов типа ДКВр, работающих на жидком и газообразном топливе изготавливаемых поставщиком; копии разрешения Ростехнадзора на применение экономайзеров чугунных блочных типа ЭБ.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, в части установления требования о наличии сертификата соответствия тягодутьевого оборудования типа ДН (ВДН).
3. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер, содержать указания на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при необходимости). В описание объекта закупок не должны включаться сведения о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях и иных способах идентификации конкретного товара или производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупок. Исключение возможно только в случае, если не имеется другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как установлено ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика.
Частью 3.1 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено, что котел должен соответствовать ТУ-3112-004-65378034-2011.
Подпунктом 3.1 пункта 3 "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия. ГОСТ 2.114-95", введенный Постановлением Госстандарта РФ от 08.08.1995 N 425 (далее - ГОСТ 2.114-95), установлено, что технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 ГОСТ 2.114-95, ТУ разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п. Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.
Закон о контрактной системе не запрещает устанавливать требования о соответствии товаров, работ, услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся все необходимые качественные и технические характеристики предмете закупки.
Однако, как правило, ТУ отсутствует в открытом доступе. Поскольку разрабатываются производителем конкретной продукции, который и является держателем ТУ. Вследствие этого ссылка в документации об аукционе на ТУ отсутствующие в открытом доступе, может создавать препятствия для участия в торгах лиц, не являющихся производителями соответствующего товара и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, в нарушение ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации установлено требование о соответствии котла ТУ-3112-004-65378034-2011.
На основании изложенного, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, пп.3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сервисный центр БЗКО" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по поставке котла ДКВр-2,5-13ГМ, горелки ГМГ-1,5, вентилятора ВДН-8-1500,дымососа ДН-9-1000, комплекта автоматики к котлу ДКВ-2,5-13ГМ, экономайзера ЭБ-2-94И, комплекта обмуровочных материалов котла ДКВР-2,5/13ГМ, а также на работы по монтажу котла ДКВр-2,5-13ГМ, горелок ГМГ-1,5 - 2шт., вентилятора ВД-8-1500, дымососа ДН-9-1000, автоматики котла ДКВр-2,5-13ГМ, экономайзера ЭБ-2-94, пуско-наладочных работ автоматики, режимной наладки в п.Талая Хасынского района Магаданской области" (реестровый номер 0347300019914000002) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч.1 ст.33, п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 14 мая 2014 г. N 04-30/45-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2014