Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 мая 2014 г. N 07-24-191-44/14
Резолютивная часть решения оглашена 06.05.2014 г.
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Комиссия Управления)
в присутствии представителей:
Заявителя - ООО "ГлобалПроект": 1 (по доверенности),
Заказчика - Администрации сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области: 1 (по доверенности),
о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ГлобалПроект" на действия Администрации сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения контракта на устройство системы видеонаблюдения на территории пос. Горки-2 (вторая очередь) (номер закупки 0148300007314000006 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumb er=0148300007314000006), и, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) поступила жалоба ООО "ГлобалПроект" на действия Администрации сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения контракта на устройство системы видеонаблюдения на территории пос. Горки-2 (вторая очередь) (далее по тексту - Аукцион).
Доводы жалобы:
1. Заказчиком в разных разделах АД даются следующие указания по заполнению заявок на участие в Аукционе:
1) В Разд. 1 АД "Термины и определения": "Минимальный и (или) максимальный показатель товара - установленные в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ диапазонные значения, сопровождающиеся словами "от" (читается как более указанного значения), "до" (читается как менее указанного значения), знаками "-" (тире, дефис) (первое значение является минимальным показателем, второе - максимальным), "выше", "ниже", "не более", "не менее", "более", "менее". В данном случае участник должен указывать в ней конкретные значения показателя в соответствии с требованиями частью 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
Показатель товара, значение которого не может изменяться - под данными показателями Заказчик понимает установленные в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона значения показателей, которые для заказчика являются неизменными. Уточнения в заявках участников размещения заказа такие показатели не требуют. Подобные показатели обозначаются заказчиком словами "диапазон", "пределы" (и склонение указанных слов), символами "*" после скобок, в которых указан диапазон значений. Значения показателей товара, разделённые символами ";", "/" или союзом "или" также являются значениями, которые не могут изменяться".
2) п. 3.4 АД: "В первой части заявки участника закупки не допускается указание слов и словосочетаний "должен быть", "не должен быть", "не должен превышать", "в пределах", "около", "не менее" "не более", "менее"/"более", "ниже /не ниже" и пр. по отношению к характеристикам поставляемых товаров, кроме случаев, когда показатели, значения которых сопровождается данными словами и словосочетаниями, определены заказчиком как значения показателей, которые не могут изменяться".
3) В "Инструкции по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме", находящейся в Разд. IV "Рекомендуемые образцы форм заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме для заполнения участниками размещения заказа" указывается "В случае если показатель и/или значение относящиеся к товару сопровождаются знаком "*", то его следует читать как конкретный показатель и/или конкретное значение. Значения показателей товара, разделённые символом ";", "/" или союзом "или" также являются значениями, которые не могут изменяться. Непредставление сведений (конкретных показателей), в соответствие с минимальными и максимальными показателями (или показателями, которые не могут меняться), указанными в данной аукционной документации является основанием для отклонения заявки участника размещения заказа. Заявки, поданные с нарушением данных требований, подлежат отклонению".
Однако в АД Заказчиком используются показатели, которые вообще невозможно расшифровать в соответствии с вышеприведенными указаниями:
- в п. 1.7 Приложения N1 к техническому заданию "Специальные требования к материалам (товарам) при выполнении работ" (файл "Приложение 1 к тех.заданию видеонаблюдение р.2") содержится требование: "Объектив должен быть вариофокальным с фокусным расстояние 2,8-12* мм". В соответствии с указаниями по заполнению заявки из Разд.1 АД тире (дефис) сопровождают диапазонные значения, а знак "*" требует читать значение как конкретный показатель или конкретное значение;
- в п. 10.1 Приложения N1 к техническому заданию указывается: "Источник электропитания должен стабильно работать при температуре окружающей среды от -40°С до +40°С". Следуя логике авторов АД, так как в данном случае отсутствуют слова "диапазон", "пределы", символы "*" после скобок, в которых указан диапазон значений, участник должен подобрать источник электропитания стабильно работающий лишь при одной температуре и указать это конкретное значение в первой части. Однако, Заказчиком нигде не указываются температурные условия работы оборудования для системы видеонаблюдения. В связи с отсутствием проектной документации из АД нельзя понять, где его предполагается устанавливать - в помещениях при нормальных условиях или на улице.
- в п. 33 Приложения N 1 к техническому заданию записано: "Выключатель автоматический однополюсный 10А. Должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 50345-99 (в боксе)". Характеристики автоматических выключателей указаны в п. 5.1 упомянутого ГОСТа. В том числе среди них число полюсов и значение номинального тока в Амперах (обозначение в системе единиц СИ - "А"). Никакие другие характеристики автоматических выключателей в Амперах не определяются. Однако Заказчик далее в п. 33.1 указывает "По числу полюсов выключатель должен быть однополюсным/двухполюсным выключателем с одним защищенным полюсом.../трехполюсным выключателем с тремя защищенными полюсами/четырехполюсным выключателем с четырьмя защищенными полюсами", а в п. 33.7 - "Значение номинального тока (А) должно быть: 6/8/10/13/16/20/25/32/40/50/63/80/100/125 А". Как сопоставить наборы этих характеристик с указанием Заказчика на конкретное значение "Выключатель однополюсный 10А" не ясно. Кроме того, из указаний по заполнению заявок вообще следует, что значения показателей товара, разделённые символом "/" являются значениями, которые не могут изменяться. Следовательно, участник должен применять автоматические выключатели на весь диапазон указанных значений - от 6 А до 125А. Как технически это реализовать, Заказчик не объясняет. Также не ясно, почему подрядчик, предметом контракта которого являются работы по устройству системы видеонаблюдения, должен заниматься расчетами, которые являются предметом деятельности проектировщика. В данном случае отсутствие проекта в АД делает невозможным однозначно определить потребности Заказчика.
2. Заказчиком в Разд.V "Техническая часть документации об аукционе" (файл "V тех. задание видеонаблюдение р.2.pdf") и в Смете - "Обосновании начальной максимальной цены закупки" (файл "ОНМЦ Видео Горки2 (Смета).pdf") повсеместно в нарушение нормы п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ, установившей, что "в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, ... или наименование производителя", используются указания на товарные знаки и фирменные наименования производителей оборудования со словами "или эквивалент". Как следует из этой же нормы включение этих указаний возможно только в случаях:
- если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
- если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, наименований производителя содержаться в п. 3.1, п. 3.2, п. 4.1 и т.д. Ведомости объемов работ Разд. V "Техническая часть документации об аукционе" (файл "V тех. задание видеонаблюдение р.2.pdf"), в п. 3, п. 4 и т.д. Сметы - обосновании начальной максимальной цены закупки (файл "ОНМЦ Видео Горки2 (Смета).pdf"). При этом в Смете указывается цена данного оборудования. Следовательно, поставка данного товара является предметом контракта и вариант возможности указания товарного знака, фирменного наименования в случае использования товара, поставка которого не является предметом контракта, отпадает. Остается вариант, когда Заказчик не имеет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Однако, если рассмотреть характеристики указанного оборудования, то становится понятно, что оно не соответствует конкретным показателям, установленным документацией о аукционе. Так в подпункте 1.2 пункта 1 "Общие требования к условиям поставки товаров" Разд. V "Техническая часть документации об аукционе" (файл "V тех. задание видеонаблюдение р.2.pdf") установлено требование об обеспечении срока службы системы видеонаблюдения не менее 15 лет. Пункт 2.10.1.7 этого же раздела закрепляет, что необходимо приобретать материалы, пригодные для проведения необходимых работ по своим функциональным характеристикам и свойствам, в том числе по сроку годности". Однако, предлагаемая в качестве варианта товара продукция компании Hikvision (п. 3.1, п. 3.2 Ведомости объемов работ) имеет срок службы в соответствии с Сертификатом соответствия, размещенном на официальном сайте (http://www.hikvision.su/products/ip/speeddome/DS-2DE7184-A; Приложение 4 к настоящей жалобе) только 5 лет. Общий срок службы всей системы не может быть больше срока службы отдельных её элементов. Если участник в соответствии с п.п. а) ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ дает согласие на поставку товара в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак и фирменное наименование (в данном случае указанное в технической части оборудование компании Hikvision), то его заявка должна быть отклонена в связи с невыполнением показателей по сроку службы. То есть имеется явное противоречие между требованиями закона и АД.
Кроме того, следует обратить внимание на данную позицию с точки зрения рационального использования муниципальных средств - оборудование с таким малым сроком службы будет требовать и частой замены, следовательно, и дополнительных трат бюджетных денег.
3. В ряде случаев в АД содержаться невыполнимые требования по характеристикам товаров. Например:
3.1. В п. 7 "Сетевой регистратор (для дома молодежи)" Приложения N 1 к техническому заданию "Специальные требования к материалам (товарам) при выполнении работ" (файл "приложение 1 к тех. заданию видеонаблюдение р.2") п.п. 7.3 задает требование об оснащении сетевого регистратора 2-мя сетевыми платами LAN/Ethernet 10/100/1000 Mbps. В качестве варианта сетевого регистратора в п.6.1 Ведомости объемов работ Разд. V Техническая часть документации об аукционе (файл "V тех. задание видеонаблюдение-pdf") предлагается сетевой регистратор Hikvision DS-7716NI-ST.
По информации, размещенной на официальном сайте компании Hikvision на странице http://www.hikvision.ru/products/nvr/DS-7716NI-ST (Приложение 3 к настоящей жалобе), данный регистратор оснащен только одним сетевым интерфейсом Ethernet 10/100/1000 Mbps, а следовательно и одной сетевой платой. Также на рис. 1.13 со стр. 27 Инструкции по эксплуатации данной серии накопителей на задней панели отчетливо виден только один указанный интерфейс (Приложение 2).
3.2. В п. 1.25 Приложения N1 к техническому заданию "Специальные требования к материалам (товарам) при выполнении работ" (файл "приложение к тех. заданию видеонаблюдение р.2") содержится требование "... Источник питания должен быть мощностью не менее 9 и не более 24 В +/-5%". Что должен указать участник в своей заявке? Если мощность, то она в системе единиц СИ указывается в ваттах, а не в вольтах обозначение которых - В, как указано заказчиком. В любом случае заявка будет содержать "недостоверную информацию" или "несоответствующую информацию требованиям документации об аукционе".
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки не носит объективный характер, а функциональные и технические характеристики, приведенные в различных местах АД, противоречат друг другу.
4. В АД имеются аббревиатуры товаров без расшифровки, что не позволяет однозначно их идентифицировать: в пунктах 2.1, 2.2 Ведомости объемов работ Разд. V Техническая часть документации об аукционе (файл "V тех.задание видеонаблюдение.pdf") указаны изделия УКН и УКП соответственно без расшифровки. В Приложении 1 к техническому заданию "Специальные требования к материалам (товарам) при выполнении работ в пунктах 27 и 28 указываются "Узлы крепления УКН" и "Узел крепления УКП" соответственно. В связи с отсутствием проектной документации, ссылок на ГОСТы по этим изделиям участнику закупки можно только догадываться, что они означают и для каких целей предназначены. Так УКН может быть и "устройством комплектным низковольтным", и "устройством контроля навески", и щитом вводно - распределительным серии УКН. Все эти изделия подходят под название пункта 2 упомянутой Ведомости как "Конструкция сварная". Этим Заказчиком нарушаются нормы п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ закрепившей, что "Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: ... 2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии".
5. В п. 6.4 проекта муниципального контракта (файл "проект МК видеою.pdf) указание, что банковская гарантия должна соответствовать требованиям в настоящее время не действующего закона N94-ФЗ.
Установив соответствие жалобы формальным требованиям ст. 105 Федерального закона N 44-ФЗ, Управлением в установленном порядке в адрес заявителя и заказчика направлено уведомление о поступлении и рассмотрении жалобы.
На основании ч. 7 ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ Управлением установлено требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представители заявителя и заказчика, уведомленных надлежащим образом, прибыли на рассмотрение жалобы, состоявшееся 06.05.2014 в 14.00.
Документы, затребованные Управлением (исх. N 07-24-191-44/14), заказчиком представлены.
По информации, полученной от представителей заказчика, на момент рассмотрения жалобы по существу контракт по итогам проведения процедуры закупки не заключен.
Относительно доводов жалобы заявителя Комиссией Управления
1) В п. 1 Приложения N 1 к Техническому заданию документации Аукциона указан товар "Уличная IP-видеокамера_" в том числе с показателем "Объектив должен быть вариофокальным с фокусным расстояние 2,8-12* мм".
Исходя из инструкции по заполнению заявок документации Аукциона, в данном случае диапазон установленных заказчиком значений (2,8-12 мм) является показателем, значение которого не может изменяться.
Довод жалобы признан необоснованным.
2) Относительно показателя "Источник электропитания должен стабильно работать при температуре окружающей среды от -40°С до +40°С" Комиссия Управления сообщает, что предложение участников закупки по данному показателю должно быть выражено конкретным значением, поскольку в инструкции по заполнению заявок документации Аукциона данный момент не урегулирован.
3) п. 33 Приложения N 1 к Техническому заданию документации Аукциона указан товар "Выключатель автоматический однополюсный 10А. Должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 50345-99 (в боксе)" в том числе с показателями "По числу полюсов выключатель должен быть однополюсным/двухполюсным выключателем с одним защищенным полюсом.../трехполюсным выключателем с тремя защищенными полюсами/четырехполюсным выключателем с четырьмя защищенными полюсами" и "Значение номинального тока (А) должно быть: 6/8/10/13/16/20/25/32/40/50/63/80/100/125 А".
Исходя из инструкции по заполнению заявок документации Аукциона, в данном случае весь перечень установленных заказчиком значений является для него показателями, значение которых не может изменяться, а к поставке требуется именно товар "Выключатель автоматический однополюсный 10А".
Довод жалобы признан необоснованным.
4) В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент"_
Предметом закупки в соответствии с извещением и документацией Аукциона является выполнение работ - "устройство системы видеонаблюдения на территории пос. Горки-2 (вторая очередь)", для выполнения которых используются товары.
Следовательно, заказчиком в описание объекта закупки правомерно включены указания на товарные знаки используемых при выполнении работ товаров с сопровождением словами "или эквивалент".
Довод жалобы признан необоснованным.
5) В пп. 1.2 п. 1 "Общие требования к условиям поставки товаров" Раздела V "Техническая часть" документации Аукциона установлено требование об обеспечении срока службы системы видеонаблюдения не менее 15 лет. Данное требование установлено заказчиком не к какому-либо из используемых при выполнении работ товаров, а к всей системе в целом.
Следовательно, ссылка заявителя на срок службы отдельных элементов системы (в том числе IP-камер) менее 15 лет, не может быть применена в данном случае.
Кроме того, заявитель вправе предложить к использованию при выполнении работ товар с иным товарным знаком, отличным от указанного в документации Аукциона (эквивалент), срок службы которого будет равен или более 15 лет. Также Комиссия Управления отмечает, что документация Аукциона не предъявляет конкретного требования к сроку службы товара "IP-камера".
Довод жалобы признан необоснованным.
6) В п. 7 "Сетевой регистратор (для дома молодежи)" Приложения N 1 к Техническому заданию "Специальные требования к материалам (товарам) при выполнении работ" документации Аукциона установлено в том числе следующее требование: "сетевой регистратор должен быть оснащен 2-мя сетевыми платами LAN/Ethernet 10/100/1000 Mbps".
В качестве варианта сетевого регистратора, по мнению заявителя, в п. 6.1 "Ведомость объемов работ" Раздела V "Техническая часть" документации Аукциона предлагается сетевой регистратор Hikvision DS-7716NI-ST или эквивалент.
Указанные требования являются частью сформированной потребности заказчика, и установлены им в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Из представленных заявителем документов Комиссия Управления, не являясь техническими специалистами, не может сделать однозначный вывод о соответствии или несоответствии товара "сетевой регистратор Hikvision DS-7716NI-ST" требованиям п. 7 Приложения N 1 к Техническому заданию документации Аукциона.
Кроме того, невозможно сделать однозначный вывод, идет ли речь в п. 7 Приложения N 1 к Техническому заданию документации Аукциона и в п. 6.1 "Ведомость объемов работ" Раздела V "Техническая часть" документации Аукциона об одном и том-же товаре.
Также, в нарушение ч. 9 ст. 105 Федерального закона N 44-ФЗ, довод жалобы не подтвержден документами.
Довод жалобы признан необоснованным.
7) Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик при составлении описания объекта закупки должен, если это возможно, использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В нарушение указанной нормы закона, в документации Аукциона при описании объекта закупки (п. 1.25 Приложения N 1 к Техническому заданию "Специальные требования к материалам (товарам) при выполнении работ" документации Аукционе: "... Источник питания должен быть мощностью не менее 9 и не более 24 В +/-5%") не использованы стандартные показатели - мощность в "Вт" (Ваттах), а использован показатель "мощность" в "В" (Вольтах). При этом, в документации Аукциона отсутствует обоснование использования такой единицы измерения.
Довод жалобы признан обоснованным.
8) В п. 2.1 и п. 2.2 "Ведомости объемов работ" Раздела V "Техническая часть" документации Аукциона указаны товары "УКН" и "УКП" соответственно.
Комиссия Управления, не являясь техническими специалистами, не может сделать однозначный вывод о том, что в данном случае не использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Заявителем данный довод жалобы, в нарушение ч. 9 ст. 105 Федерального закона N 44-ФЗ, документально не подтвержден.
Согласно позиции заказчика, в данном случае речь идет о товарах, указанных в п. 27 и п. 28 Приложения N 1 к Техническому заданию "Специальные требования к материалам (товарам) при выполнении работ" документации Аукционе: "Узел крепления УКН" и "Узел крепления УКП".
Довод жалобы признан необоснованным.
9) В п. 6.4 проекта контракта документации Аукциона содержится требование о соответствии банковской гарантии недействующему на момент размещения закупки Федеральному закону N 94-ФЗ. Однако, данная ссылка является технической ошибкой заказчика, поскольку указанная дата (05.04.2013 г.) относится к Федеральному закону N 44-ФЗ. При этом, заказчиком допущено формальное нарушение ч. 2 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод жалобы признан обоснованным.
10) Относительно довода об отсутствии в составе документации Аукциона проектной документации Комиссия Управления установила, что в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации выполнение работ по устройству системы видеонаблюдения обязательного наличия проектной документации не требует.
Довод жалобы признан необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления отмечает, что на участие в Аукицоне подано 10 (десять) заявок, 9 (девять) из которых допущены к участию в Аукционе, что свидетельствует об отсутствии действий заказчика, ведущих к ограничению количества участников закупки.
Также комиссия Управления отмечает, что заявитель не воспользовался своим правом обратиться к заказчику с запросом о разъяснении положений документации Аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом N 44-ФЗ, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГлобалПроект" на действия Администрации сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения контракта на устройство системы видеонаблюдения на территории пос. Горки-2 (вторая очередь) частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33; ч. 2 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства по фактам, установленным в ходе рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в адрес заказчика, комиссии по осуществлению закупок заказчика не выдавать, поскольку допущенные нарушения не повлияли на результат закупки, а также не ограничили число участников закупки.
5. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, установленное в соответствии с ч. 7 ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ, отменить, ограничения с закупки снять.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 мая 2014 г. N 07-24-191-44/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2014