Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 апреля 2014 г. N 03-10.1/111-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Иванченко О.И. - и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Форэст" (далее - Заявитель, Общество) на действия ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки "Текущий ремонт дверных проемов в учебном корпусе" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352100012314000002),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2708 от 28.03.2014), в которой указано, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"), включив в документацию об электронном аукционе требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-2143 от 31.03.2014) Заказчиком были представлены материалы закупки (вх. N 2842 от 02.04.2014).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 21.03.2014 на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 263463,32 руб.
Согласно извещению срок окончания подачи заявок на участие в аукционе установлен 31.03.2014.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Частью 3 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе" при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Руководствуясь данными нормами, Заказчик установил в пункте 14 извещения о проведении аукциона и в пункте 24 документации об аукционе следующее обязательное требование к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - обязательное наличие у участника размещения заказа, выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства (жилищно-гражданское строительство - подп. 33.3. п. 33 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. 14.11.2011)) или свидетельства о допуске к работам по монтажу металлических конструкций (монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений - подп.10.1. п.10 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. 14.11.2011))", а также установил требование об обязательном представлении во второй части заявки на участие в аукционе копий документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям.
По мнению Заявителя, указанному в жалобе, дверной блок из алюминиевых сплавов не является ни металлической, ни ограждающей конструкцией и не входит в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то есть не требуют получения свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (далее - свидетельство СРО).
При этом Заявитель ссылается на ГОСТ 23747-88 "Двери из алюминиевых сплавов", в котором указано, что двери предназначены для установки в наружных и внутренних вертикальных строительных ограждающих конструкциях, но сами таковыми не являются.
Представители Заказчика, не соглашаясь с доводами Заявителя, утверждают следующее: "Частью 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с ч. 9 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией (далее - СРО) без ограничения срока и территории его действия.
Организации и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы, указанные в свидетельстве, выданном на основании Приказа Минрегиона России от 09.12.2008 N 274, и прямо предусмотренные Приказом N 624. (Письмо Минрегиона РФ от 15.06.2010 N 24099-РП/08 "О порядке реализации Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства").
Для установления соответствия видов работ из перечней, утвержденных Приказами Минрегиона N 274 и N 624 применяется Таблица соответствия видов работ (Письмо Минрегиона РФ от 15.06.2010 N 24099-РП/08 "О порядке реализации Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"), согласно которой коду 10.1 (монтаж усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений) Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 соответствуют виды работ по перечню, утвержденному Приказом Минрегиона Российской Федерации от 09.12.2008 N 274, а именно: 16 (Работы по монтажу металлических конструкций), которые включают в себя "4520108 Монтаж конструкций ворот, лестниц, площадок, дверей, люков, лазов".
Пунктом 3 Технической части документации об аукционе, определен состав работ, являющихся предметом контракта, который включает, помимо прочего, "установка блоков из холодного алюминия в наружных и внутренних дверных проемах: в каменных стенах площадью проема" и "изготовление дверей из холодного алюминия", что является в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Минрегиона РФ N 274 от 09.12.2008, составной частью работ "Монтаж конструкций ворот, лестниц, площадок, дверей, люков, лазов " и соответствует коду 10.1 по Перечню, утвержденному Приказом Минрегиона РФ N624 от 30.12.2009.
Учитывая изложенное, считаем, что при выполнении работ, предусмотренных документацией об аукционе (текущий ремонт дверных проемов в учебном корпусе ФГБОУ ВПО "ОмГПУ", расположенного по адресу: Российская Федерация, город Омск, Октябрьский административный округ, улица Романенко, дом. 16.) необходимо наличие у участника допуска к виду работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предусмотренных кодом 10.1 (монтаж усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений) Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Ссылка Заявителя на нормы ГОСТ 23747-88 "Двери из алюминиевых сплавов" не может быть принята во внимание, так как предметом закупки является не поставка товара, а именно текущий ремонт с изготовлением и монтажом металлических конструкций.
Требование об обязательном наличии у участника размещения заказа, выданного саморегулирующей организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства (жилищно-гражданское строительство - подп. 33.3. п. 33 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. 14.11.2011)) установлено для случаев, когда участником размещения заказа является генеральный подрядчик".
Заслушав пояснения сторон, Комиссия обратила внимание на то, что в извещении о проведении аукциона Заказчик указал вид работ по ОКПД 45.42.44.140 "Работы по ремонту дверных и оконных блоков и т.п.".
Кроме того, Комиссия придерживается следующей точки зрения.
Устанавливать требования о наличии у участника закупки свидетельства СРО возможно при наличии одновременно следующих условий:
1) объект, в отношении которого планируется выполнение подрядных работ, относится к объектам капитального строительства;
2) работы, являющиеся предметом закупки, относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, инженерным изысканиям, подготовке проектной документации;
3) работы, являющиеся предметом закупки, входят в Перечень видов работ, утвержденный Приказом Минрегиона от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ N 624),
а также, если при выполнении работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания.
Согласно подпункту 28 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" такими характеристиками являются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, оснований, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
Пункт 2 Приказа Минрегиона N 624 оговаривает, что Перечень не включает в себя виды работ для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1-4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства. Исходя из грамматического толкования указанной нормы, можно сделать вывод, что одни и те же виды работ могут считаться включенными или не включенными в Перечень видов работ в зависимости от наличия разрешения на строительство.
Таким образом, если, в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ на выполнение указанных работ не требуется выдача разрешения на строительство, установление заказчиком в документации о закупке требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки соответствующего свидетельства о допуске к таким видам работ будет являться нарушением даже в том случае, когда такие работы указаны в Перечне, утвержденном Приказом N 624.
Исходя из положений статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство, выданное в целях осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства предполагает обязательное наличие у застройщика помимо прочих документов проектной документации.
Представители Заказчика пояснили, что на выполнение работ по текущему ремонту дверных проемов у них отсутствует утвержденный проект и разрешение на строительство.
Таким образом, Комиссия считает, что Заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" неправомерно установил к участникам закупки требование о наличии СРО, в связи с чем, жалоба признается обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Форэст" на действия ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет" при осуществлении закупки "Текущий ремонт дверных проемов в учебном корпусе" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352100012314000002).
2. Признать в действиях ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет" нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе".
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" выдать ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет" и оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии |
О.И.Иванченко |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
А.П.Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 апреля 2014 г. N 03-10.1/111-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2014