Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 апреля 2014 г. N 03-10.1/115-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Иванченко О.И. - и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя комиссии;
Воронцовой В.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Сибирская нерудная компания" (далее - заявитель) на действия заказчика - казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - заказчик) при проведении запроса предложений на поставку инертных материалов для выполнения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на территории Омской области, в соответствии с техническим заданием (извещение N 0352200000114000024) (далее - запрос предложений),
в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей заказчика - <_>;
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 2873 от 02.04.2014) на действия заказчика при проведении запроса предложений.
Заявитель полагает, что документация о проведении запроса предложений составлена заказчиком с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе").
В своей жалобе заявитель указывает: "Изучив документацию запроса предложений, ООО "Сибирская нерудная компания" сделало вывод, что ни одна организация города Омска не проходит по условиям документации запроса предложений, кроме ОАО "Омская топливная компания". А именно, касательно раздела 2 "Требования к содержанию, составу и форме заявок на участие в запросе предложений и инструкции по их заполнению".
Есть подозрения, что данная документация о проведении запроса предложений составлена под конкретную организацию ОАО "Омская топливная компания", с целью ее победы".
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию Омского УФАС России признать действия заказчика неправомерными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-2275 от 03.04.2014) заказчиком были представлены материалы запроса предложений, из которых следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе"" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 26.03.2014 были размещены извещение N 0352200000114000024 и документация о проведении запроса предложений с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 87208979 руб.
03.04.2014 состоялось вскрытие конвертов с заявками: было подано две заявки, лучшее предложение сделал участник N 1.
Согласно итоговому протоколу запроса предложений от 04.04.2014 лучшее предложение сделало ОАО "Омская топливная компания", второе место заняло ООО "НерудПром".
В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. N 03-2275 от 03.04.2014) процедура заключения государственного контракта приостановлена заказчиком.
3. В результате рассмотрения жалобы ООО "Сибирская нерудная компания", представленных материалов, пояснений представителей заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Федерального закона "О контрактной системе" под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Пунктами 3 и 7 части 6 статьи 83 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению; критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 83 Федерального закона "О контрактной системе" заказчиком установлены требования к содержанию, составу и форме заявок на участие в запросе предложений в разделе 2 документации о запросе предложений.
Согласно указанному разделу участник закупки должен предоставить документы и информацию об участнике закупки (в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О контрактной системе").
Подпунктом "е" пункта 2.2 раздела 2 документации о запросе предложений установлено, что участник закупки также предоставляет "документы подтверждающие квалификацию участника запроса предложений, согласно Приложению N 5 документации (отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона)".
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона "О контрактной системе" для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Приложением N 5 к документации о проведении запроса предложений заказчиком установлены следующие Критерии оценки заявок и их значимость:
Наименование критерия (показателей) |
Значимость критерия (каждого показателя) |
Стоимостные критерии оценки | |
1. Цена контракта |
20% |
Нестоимостные критерии оценки | |
1. Квалификация участника закупки |
70% |
2.1. Деловая репутация участника закупки |
0,2 |
2.2. Финансовая состоятельность участника закупки |
0,2 |
2.3. Сумма налоговых отчислений за 2013 год / в рублях |
0,3 |
2.4. Наличие у участника закупки опыта поставки товаров, аналогичных предмету |
0,3 |
2. Срок поставки товара (срок исполнения заявки) |
10% |
При этом заказчиком установлен следующий Перечень показателей по нестоимостным критериям оценки:
N п/п |
Наименование показателя |
Предельное количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки |
1 |
2 |
3 |
1. |
Квалификация участника закупки |
|
1.1 |
Деловая репутация участника закупки: |
|
1.1.1 |
Наличие благодарственных писем, почетных грамот в количественном выражении, штук |
от 30 и более - 100 баллов; от 20 до 29 - 75 баллов; от 10 до 19 - 50 баллов; от 0 до 9 - 25 баллов; 0 - 0 баллов. |
1.1.2 |
Отсутствие негативного опыта работ с заказчиками (отсутствие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда) |
отсутствие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда - 100 баллов; наличие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда - 0 баллов. |
1.1.3 |
Наличие трудовых ресурсов, необходимых для исполнения контракта на момент проведения запроса предложений, человек (количество сотрудников участника, работающих по трудовому договору (подтверждается копиями трудовых книжек на каждого сотрудника, копиями паспортов, удостоверяющих личность каждого сотрудника, платежными поручениями или платежными поручениями полученными с реестром на выплату заработной платы, ведомостью на выплату, расходно-кассовыми ордерами) |
от 100 и более - 100 баллов; от 50 до 99 - 75 баллов; от 25 до 49 - 50 баллов; от 0 до 24 - 25 баллов; 0 - 0 баллов. |
1.2 |
Финансовая состоятельность участника закупки |
|
1.2.1 |
Стоимость объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности участника запроса предложений при отсутствии обременений на объекты недвижимого имущества, тыс. рублей; (подтверждается выпиской из Росреестра о принадлежности объектов недвижимости на праве собственности, полученной не позднее, чем за 30 (Тридцать) календарных дней до дня окончания срока подачи заявок, отчетом независимого эксперта о стоимости объекта недвижимого имущества в отношении каждого объекта недвижимого имущества) в суммарном выражении или нотариально заверенным отчетом об оценке или нотариально заверенной выпиской отчета в отношении каждого объекта недвижимого имущества в суммарном выражении) |
от 35 000 и более - 100 баллов; от 20 000 до 34999 - 75 баллов; от 10 000 до 19999 - 50 баллов; от 0 до 9999 - 25 баллов; 0 - 0 баллов. |
1.2.2 |
Наличие на праве собственности специальных и специализированных транспортных средств, осуществляющих перевозку товара, являющегося объектом запроса предложений, а также погрузо-разгрузочные работы, единиц; (подтверждается заверенными копиями ПТС + на основании аренды) |
от 50 и более - 100 баллов; от 30 до 49 - 75 баллов; от 15 до 29 - 50 баллов; от 0 до 14 - 25 баллов; 0 - 0 баллов. |
1.2.3 |
Наличие складов, расположенных в районах поставки товара (подтверждается выпиской из Росреестра о принадлежности объектов недвижимости на праве собственности), единиц; |
от 10 и более - 100 баллов; от 6 до 9 - 75 баллов; от 3 до 5 - 50 баллов; от 0 до 2 - 25 баллов; 0 - 0 баллов. |
1.2.4 |
Наличие на праве собственности в местах поставки железнодорожных путей не общего пользования, открытых для выполнения грузовых операций, единиц; (подтверждается выпиской из Росреестра о принадлежности объектов недвижимости на праве собственности, договорами на эксплуатацию железнодорожных путей не общего пользования) |
от 5 и более - 100 баллов; от 0 до 4 - 50 баллов; 0 - 0 баллов. |
1.3. |
Сумма налоговых отчислений за 2013 год, тыс. руб.; (подтверждается предоставлением копии справки, выданной налоговым органом, содержащей информацию о сумме уплаченных за календарный год налоговых отчислений в бюджеты всех уровней или иного документа). |
от 15 000 и более - 100 баллов; от 10 000 до 14 999 - 75 баллов; от 5 000 до 9999 - 50 баллов; от 0 до 4 999 - 25 баллов; 0 - 0 баллов. |
1.4 |
Наличие опыта поставки товаров, аналогичных предмету за 2011-2013 гг., в количественном выражении по количеству сделок, шт.; (подтверждается наличием комплектов документов: гражданско-правового договора, государственного (муниципального) контракта, акта о приемке поставленного товара, документа, подтверждающего оплату по такому гражданско-правовому договору, государственному (муниципальному) контракту, в которых участник закупки являлся поставщиком, подрядчиком, исполнителем). |
от 1 250 и более - 100 баллов; от 900 до 1 249 - 75 баллов; от 400 до 899 - 50 баллов; от 0 до 399 - 25 баллов; 0 - 0 баллов |
2. |
Срок поставки товара (срок исполнения заявки) |
|
2.1. |
Срок поставки товара (срок исполнения заявки), предложенный участником закупки, рабочих дней |
от 0 до 4 - 100 баллов; от 5 до 9 - 50 баллов; от 10 и более - 0 баллов. |
В силу части 2 статьи 32 "О контрактной системе" при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
Кроме того, частью 9 статьи 105 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение данной императивной нормы заявителем не было представлено документальных доказательств того, что требованиям документации о запросе предложений соответствует только ОАО "Омская топливная компания".
Кроме того, Комиссия отмечает, что в запросе предложений помимо ОАО "Омская топливная компания" участвовал еще один участник - ООО "НерудПром", что также опровергает довод жалобы заявителя.
На основании изложенного Комиссия признает жалобу ООО "Сибирская нерудная компания" необоснованной.
4. В результате осуществления внеплановой проверки Комиссия установила также следующее:
4.1. Как следует из статьи 6 Федерального закона "О контрактной системе" контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе" контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе" конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По мнению Комиссии, установленные заказчиком показатели 1.2.1 "Стоимость объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности участника запроса предложений при отсутствии обременений на объекты недвижимого имущества" и 1.2.3 "Наличие складов, расположенных в районах поставки товара (подтверждается выпиской из Росреестра о принадлежности объектов недвижимости на праве собственности)" противоречат одному из принципов контрактной системы в сфере закупок - принципу обеспечения конкуренции (статья 8 Федерального закона "О контрактной системе"), поскольку создает одному или нескольким участникам закупок, имеющим объекты недвижимого имущества и склады на праве собственности, существенные преимущественные условия перед другими участниками закупок, имеющими указанные объекты, например, на праве аренды..
4.2. Как было указано выше, пунктом 7 части 6 статьи 83 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Как следует из Приложения N 5 к документации о запросе предложений, заказчиком были установлены формулы, по которым определяется количество баллов по показателям критерия "Деловая репутация участника закупки", "Финансовая состоятельность участника закупки", перечисленных в пунктах 1.1.1 - 1.2.4 таблицы Перечня показателей по нестоимостным критериям оценки.
Вместе с тем, из документации не следует, каким образом подсчитываются баллы в целом по показателю "Деловая репутация участника закупки" и "Финансовая состоятельность участника закупки".
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что баллы по критериям "Деловая репутация участника закупки" и "Финансовая состоятельность участника закупки" рассчитываются как среднее арифметическое сумм баллов по показателям, включенным в данные критерии.
Вместе с тем, Комиссия считает, что поскольку в документации отсутствует указание на порядок расчета баллов по вышеуказанным критериям (показателям), озвученный представителями заказчика, тем самым заказчиком нарушены требования пункта 7 части 6 статьи 83 Федерального закона "О контрактной системе".
4.3. Согласно части 11 статьи 83 Федерального закона "О контрактной системе" все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.
Комиссия изучила заявки участников закупки, а также протокол проведения запроса предложений от 03.04.2014 и установила следующее.
Как следует из Приложения N 5 к документации о запросе предложений, заказчик оценивает отсутствие негативного опыта работ с заказчиками (отсутствие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда).
При этом в документации указано, что отсутствие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда оценивается в 100 баллов; наличие расторгнутых контрактов в одностороннем порядке по решению Заказчика, а также по решению суда - 0 баллов.
В заявке N 2 ООО "НерудПром" указано: "отсутствие негативного опыта работы с Заказчиком: Да". Учитывая тот факт, что заказчик не требовал никаких документов, подтверждающих отсутствие негативного опыта работы с заказчиком, Комиссия считает, что от участника закупки требовалось исключительно продекларировать наличие или отсутствие такого опыта.
По мнению Комиссии, из формулировки, указанной в заявке ООО "НерудПром", следует, что у данного участника отсутствует негативный опыт работы с заказчиком.
Вместе с тем, в нарушение части 11 статьи 83 Федерального закона "О контрактной системе", как следует из протокола проведения запроса предложений, единая комиссия заказчика оценила ООО "НерудПром" по вышеуказанному показателю в 0 баллов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Сибирская нерудная компания" на действия заказчика - казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" при проведении запроса предложений на поставку инертных материалов для выполнения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на территории Омской области, в соответствии с техническим заданием (извещение N 0352200000114000024).
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" нарушение требований статьи 8, пункта 7 части 6 и части 11 статьи 83 Федерального закона "О контрактной системе".
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" выдать казенному учреждению Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 апреля 2014 г. N 03-10.1/115-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2014