Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 мая 2014 г. N 03-10.1/173-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Воронцовой В.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Новые Технологии" (далее - Заявитель, Общество) на действия единой комиссии уполномоченного органа - Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее - уполномоченный орган, единая комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу и обрезке крон деревьев (извещение N 0152300011914000201) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 4071 от 30.04.2014) на действия единой комиссии уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Заявитель полагает, что единая комиссия нарушила требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе") неправомерно признав вторую часть заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе по основанию, указанному в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 21.04.2014, а именно: "_заявка участника закупки не содержит документы или копии документов, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства участника закупки (не представлен документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год), статус социально ориентированных некоммерческих организаций".
В жалобе Заявитель указывает на то, что не согласен с данным решением единой комиссии уполномоченного органа, поскольку во второй части заявки Общества содержались все необходимые документы, в том числе документ о средней численности работников за предшествующий календарный год.
С учетом изложенного, Заявитель просит Комиссию Омского УФАС России признать действия единой комиссии неправомерными.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3387 от 05.05.2014) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 4235 от 07.05.2014).
Из представленных материалов следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе" 03.04.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152300011914000201 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 316608 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2014 поступило четыре заявки, все участники закупки допущены к участию в аукционе.
17.04.2014 состоялась процедура проведения электронного аукциона, наименьшую цену контракта 201046,08 руб. предложил участник N 2 (Заявитель).
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 21.04.2014 следует, что заявки трех участников закупки признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в том числе Заявителя. Победителем признано ООО "СК "Курс" с предложенной ценой контракта 262784,63 руб.
05.05.2014 с победителем аукциона заключен контракт.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия признала жалобу необоснованной в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с положениями статьи 30, пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона заказчик, уполномоченный орган установили ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" заказчик, уполномоченный орган установили в подпункте 6 пункта 4.1 документации об электронном аукционе требование о представлении участниками закупки во второй части заявки:
"документы или копии документов, подтверждающих право участника электронного аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона N 44-ФЗ:
а) для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства:
N п/п |
Наименование документа |
Примечание |
1 |
Документ, содержащий сведения об отсутствии суммарной доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц более двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, более двадцати пяти процентов. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" |
Для юридического лица |
2 |
Документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год. Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. |
Для юридического лица и физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя |
3 |
Документ, содержащий сведения о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете |
Для юридического лица и физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя |
б) в целях отнесения участника закупки к социально ориентированной некоммерческой организации для предоставления преимуществ в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ комиссия проверяет наличие в учредительных документах такого участника видов деятельности, указанных в части 2.1 статьи 2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.04.2014 заявка заявителя (заявка N 2) признана не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе на основании следующего: "ООО "Новые Технологии" не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ (непредставление документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ и пунктом 4.1 документации об электронном аукционе: заявка участника закупки не содержит документы или копии документов, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства участника закупки (не представлен документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год), статус социально ориентированных некоммерческих организаций)".
Заявитель считает, что единая комиссия неправомерно признала вторую часть заявки Общества не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе по основанию, указанному в протоколе подведения итогов электронного аукциона, поскольку в ней содержались все необходимые документы, в том числе документ о средней численности работников за предшествующий календарный год.
Не соглашаясь с доводами жалобы, представитель уполномоченного органа указывает следующее: "Пунктом 4.1 документации установлен перечень документов, необходимых для включения участником закупки в состав второй части заявки для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства, в том числе указан документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Вместе с тем в составе заявки заявителя отсутствовал документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год, а был представлен документ, содержащий сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
Согласно пункту 10 Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. Госкомстатом СССР 17.09.1987 N 17-10-0370, не включаются в списочный состав работники, не состоящие в штате данного предприятия, привлеченные для выполнения разовых специальных работ, разовых хозяйственных работ, принятые на работу по совместительству из других предприятий.
Таким образом, средняя численность работников разнится со среднесписочной численностью по числу работников, работающих по совместительству и (или) выполняющих разовую работу (по гражданско-правовым договорам).
В связи с отсутствием в заявке заявителя документа, содержащего сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год единой комиссией было принято о признании второй части заявки на участие в аукционе ООО "Новые Технологии" не соответствующей требованиям документации о таком аукционе".
В результате рассмотрения второй части заявки Заявителя, а также документов в отношении Общества, находящихся в реестре участников размещения заказа, Комиссия установила, что во второй части заявки Заявителя содержались, в частности следующие документы:
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- отчет о финансовых результатах за 2013 г.;
- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (по состоянию на 01.01.2014);
- бухгалтерский баланс на 31 декабря 2013 г.
Учитывая возражения представителя уполномоченного органа, содержание документации об электронном аукционе и второй части заявки Заявителя Комиссия признала правомерными действия единой комиссии уполномоченного органа по признанию заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 указанной статьи Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм Федерального закона "О контрактной системе", единая комиссия уполномоченного органа формально рассматривала вторую часть заявки Заявителя исключительно на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, в подпункте 6 пункта 4.1 которой было установлено требование о предоставлении участниками закупки в качестве документа, подтверждающего статус субъекта малого предпринимательства, документа, содержащего сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год.
В то же время, Заявителем в составе второй части заявки был представлен иной документ, а именно документ, содержащий сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, что формально не соответствовало требованиям документации об электронном аукционе.
С учетом изложенного, Комиссия признала жалобу Заявителя необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в настоящее время опубликовано совместное письмо от 04.04.2014 Минэкономразвития N 7158-ЕЕ/Д28и и ФАС России N АЦ/13590/14, в котором в частности указано следующее: "_Таким образом, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация.
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрено".
При этом Комиссия обращает внимание, что позиция ФАС России является обязательной для применения территориальными органами ФАС России.
Проводя внеплановую проверку, Комиссия установила, что представленные в составе второй части заявки Общества документы, являются достаточными для признания его заявки соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, поскольку в совокупности сведения, содержащиеся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, сведениях о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (по состоянию на 01.01.2014), бухгалтерском балансе косвенно могут свидетельствовать о том, что ООО "Новые Технологии" является субъектом малого предпринимательства.
При этом какой либо иной информации, опровергающей тот факт, что Заявитель не является субъектом малого предпринимательства, уполномоченным органом не представлено.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, Комиссия усматривает в действиях единой комиссии уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Новые Технологии" на действия единой комиссии уполномоченного органа - Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу и обрезке крон деревьев (извещение N 0152300011914000201).
2. Признать в действиях единой комиссии Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска нарушение требований пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе".
3. В связи с тем, что в результате проведения данного аукциона заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П.Шмакова |
Члены Комиссии: |
А.Н.Шевченко |
|
А.П. Алексина |
|
В.С.Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 мая 2014 г. N 03-10.1/173-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2014