Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 апреля 2014 г. N 03-10.1/126-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: <_>,
рассмотрев жалобу ООО "СИМЕД" (далее - заявитель, Общество) на действия единой комиссии бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" (далее - заказчик, аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и ремонт изделий медицинского назначения (извещение N 0352300057714000041) (далее - аукцион),
в присутствии представителя заявителя - <_>;
в отсутствие представителя заказчика, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 2986 от 04.04.2014) на действия единой комиссии, нарушившей предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе") порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и подведения его итогов, и оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер", который, по мнению Общества, не направил уведомление о дате и времени проведения аукциона.
Учитывая, что в соответствии с приказами Федеральной антимонопольной службы N 572 от 07.09.2012 и N 75/14 от 11.02.2014 рассмотрение жалоб на действия оператора электронной площадки осуществляется Федеральной антимонопольной службой, жалоба заявителя была принята (исх. N 03-2410 от 07.04.2014) к рассмотрению в части обжалуемых действий единой комиссии.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-2410 от 07.04.2014) заказчиком были представлены (вх. N 3158 от 09.04.2014) отзыв на жалобу и материалы аукциона, из которых следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе"" 20.03.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение N 00352300057714000041 и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 353237,53 рублей.
Согласно первоначальному протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 31.03.2014, размещенному в этот же день на официальном сайте, поступило три заявки, двум участникам отказано в допуске к участию в аукционе.
В протоколе повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 31.03.2014, размещенному 02.04.2014 на официальном сайте, указано, что поступило три заявки, все участники допущены к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом проведения аукциона от 03.04.2014 в аукционе принял участие один участник закупки с заявкой N 2, предложивший цену контракта 351471 руб.
Из протокола подведения итогов аукциона от 04.04.2014 следует, что данная заявка признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе; аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. N 03-2410 от 07.04.2014, исх. N 03-2411 от 07.04.2014) осуществление закупки приостановлено в части заключения до рассмотрения жалобы по существу.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителя заявителя и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия признала жалобу заявителя обоснованной, исходя из нижеизложенного.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе" аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
При этом частью 3 указанной статьи установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе" участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок (часть 6 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе").
В силу части 7 указанной статьи данный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся (часть 8 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе").
При этом частью 9 указанной статьи установлено, что в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 настоящей статьи протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок.
Согласно части 2 статьи 71 Федерального закона "О контрактной системе" в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 67 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником:
1) оператор электронной площадки в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 6 статьи 67 настоящего Федерального закона, обязан направить заказчику вторую часть заявки на участие в таком аукционе, поданной данным участником, а также документы данного участника, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;
2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление единственному участнику такого аукциона.
3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком второй части этой заявки единственного участника такого аукциона и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает данную заявку и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявки единственного участника такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии.
Из жалобы заявителя следует, что 31.03.2014 им было получено уведомление оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - оператор) о том, что Общество (защищенный номер заявки 1359926) допущен к участию в аукционе; аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии со статьей 71 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе") оператор направил заказчику вторую часть заявки Общества, "раскрыв информацию о реальном участнике аукциона. Был сформирован протокол рассмотрения вторых частей заявок".
Далее заявитель указывает, что 02.04.2014 им были получены два электронных сообщения оператора о том, что "Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе N 00352300057714000041 - сброшен. Причина: письмо бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" в связи с ошибкой в протоколе" и "Уведомляем Вас о том, что Протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе N 00352300057714000041 - сброшен. Причина: письмо бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" в связи с ошибкой в протоколе".
Дальнейшие сообщения оператора нами по техническим причинам не были получены, но позднее выяснилось, что единой комиссией был сформирован новый Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе с той же датой и номером, в котором указано, что все участники допущены к участию в аукционе. Проведение аукциона было назначено на 03.04.2014 в 06:20:00 (по московскому времени), но т.к. по техническим причинам эта информация к нам не поступила вовремя, мы, а также еще один участник, тоже очевидно, введенный в заблуждение, не приняли участие в аукционе".
Мы первый раз за многолетний опыт участия в аукционах сталкиваемся с фактом "сброса" не содержащих технических ошибок Протокола рассмотрения первых частей заявок. Федеральный закон "О контрактной системе" не предусматривает таких действий.
Мы считает, что единая комиссия по незнанию или по еще каким-либо причинам незаконно отклонила заявки других участников и получила от них устные замечания, но это не дает ей права на отмену вышеуказанных протоколов, тем более, когда уже известен потенциальный победитель".
Соглашаясь с указанной позицией заявителя, Комиссия признала в действиях единой комиссии нарушение требований статьи 67 и части 2 статьи 71 Федерального закона "О контрактной системе".
При этом Комиссия отмечает, что согласно письменным пояснениям оператора (вх. N 3261э от 11.04.2014), представленным на запрос Омского УФАС России (исх. N 03-2411 от 07.04.2014), 01.04.2014 в течение одного часа с момента поступления от заказчика протокола повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 31.03.2014 им были направлены соответствующие уведомления каждому участнику о допуске его к участию в аукционе с указанием даты и времени проведения аукциона - 03.04.2014 в 06:20:00 (по московскому времени), причем данная дата была установлена заказчиком в извещении N 0352300057714000041. При этом каких-либо технических сбоев на электронной площадке ООО "РТС-тендер" не зафиксировано.
К данным пояснениям были приложены скриншоты указанных уведомлений.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Помимо указанного, Комиссия отмечает, что из системного толкования положений статей 27 и 30 Федерального закона "О контрактной системе" следует, что преимущества предоставляются субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в целом, а не раздельно для каждого вида.
Таким образом, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть одновременно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Данной позиции придерживается Министерство экономического развития Российской Федерации (письмо от 08 ноября 2013 N Д28и-2183).
Комиссия установила, что извещение N 0352300057714000041 содержало информацию о предоставлении преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Однако в противоречие данному требованию и в пункте 19 документации об аукционе указано: "Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке и являющимися субъектами малого предпринимательства".
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Комиссия установила, что требование к содержанию заявки на участие в аукционе, установленное заказчиком в пункте 17 документации об аукционе, не соответствует указанной норме Федерального закона "О контрактной системе", причем заказчик включил в данный пункт требования к содержанию первой части заявки, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе", которые устанавливаются при заключении договора на поставку товара, в то время как, предметом закупки является оказание услуг.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 18 документации об аукционе "Перечень документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона" заказчиком указано: "Копия лицензии на техническое обслуживание медицинской техники". Однако в противоречие данному положению документации об аукционе и требованию, установленному в пункте 2 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе", заказчик в подпункте 2 пункта 17 документации об аукционе указал: "Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона: не требуется".
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" заказчик установил в документации об аукционе требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе не в соответствии с положениями пункта 2 части 3 и пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе".
Помимо указанного, Комиссия отмечает, что в силу части 13 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе" в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Комиссия установила, что в нарушение указанной нормы Федерального закона "О контрактной системе" пункт 4.4.1 проекта контракта не содержал обязательного условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки оказанных услуг в части соответствия их объема требованиям, установленным договором, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Также Комиссия отмечает следующие противоречивые сведения, содержащиеся в тексте проекта контракта.
В частности, согласно пункту 10.3 проекта контракта неотъемлемой его частью является калькуляция (Приложение N 1 к контракту).
Вместе с тем, проект контракта содержит Приложение N 1 "Калькуляция на техническое обслуживание изделий медицинского назначения" и Приложение N 2 "Калькуляция на ремонт изделий медицинского назначения", которые в пунктах 1.4 и 1.5 проекта контракта указаны следующим образом: "Перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, приведен в Приложении N 1 к настоящему контракту" и "Перечень оборудования, подлежащего ремонту, приведен в Приложении N 2 к настоящему контракту". При этом проект контракта не содержит Приложения N 3 "Калькуляция", ссылка на которое имеется в пункте 2.2 проекта контракта.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "СИМЕД" на действия единой комиссии бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и ремонт изделий медицинского назначения (извещение N 0352300057714000041).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" и его единой комиссии нарушение требований части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, статьи 67 и части 2 статьи 71 Федерального закона "О контрактной системе".
3. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе" выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" и его единой комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 апреля 2014 г. N 03-10.1/126-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2014