Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 апреля 2014 г. N 03-10.1/147-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Воронцовой В.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "СибТрейд" (далее - Заявитель, Общество) на действия БУЗОО "Городская детская клиническая больница N 3" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки "Поставка средств индивидуальной защиты (противогаз, патрон к противогазу)" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352300004114000098),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3656э от 21.04.2014), в которой указано, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"), установив в документации об электронном аукционе неправомерные требования к поставляемому товару.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3017 от 23.04.2014) Заказчиком были представлены материалы закупки (вх. N 3858 от 25.04.2014).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 14.04.2014 на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 333608 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 24.04.2014 поступило четыре заявки, все участники закупки допущены к участию в аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя Заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 и частью 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе" Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель считает, что Приложение N 1 "Заказ на поставку товара" к документации об аукционе содержит требования к поставляемым товарам, установленным не в соответствии с указанными нормами, а именно:
3.1. "Заказчиком установлено особое требование к товару, а именно: продукция должна пройти все стадии постановки на производство согласно ГОСТ РВ 15.301-2003 "Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Постановка на производство изделий. Основные положения".
Считаем данное требование незаконным, так как согласно действующему законодательству Российской Федерации закупаемые Заказчиком противогазы и патроны к ним не относятся к вооружению и военной технике, так как не предназначены для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск (сил), в нормы снабжения личного состава Вооруженных Сил РФ не включены, для нужд Вооруженный Сил РФ не закупаются (см. письмо от 14.01.2005 N 566/3/2076 руководителя УНВ РХБЗ ВС РФ С. Подушкина), следовательно могут не проходить стадии постановки на производство согласно ГОСТ РВ 15.301-2003".
Комиссия отмечает, что согласно Приказу МЧС РФ от 21.12.2005 N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" организации определяют номенклатуру, объемы средств индивидуальной защиты в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) средств индивидуальной защиты, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) средств индивидуальной защиты в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанные средства индивидуальной защиты населения (в частности противогазы) не относятся к вооружению и военной технике, находятся в свободной продаже, соответствуют ГОСТ 12.4.041-2001 "Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие" и не должны проходить стадии постановки на производство.
Исходя из изложенного, Комиссия считает данное требование Заказчика избыточным, приводящим к ограничению количества участников закупки, в связи с чем, признает данный довод жалобы обоснованным.
3.2. Комиссия считает обоснованным довод Заявителя о том, Заказчик неправомерно установил требование о комплектации поставляемого товара металлическими фильтрующе-поглощающими коробками, а также круглыми стеклами на лицевой маске.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие разрабатываются в соответствии с ГОСТ 12.4.041-2001, введенным в действие постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 N 386-ст.
Пунктом 5.3 указанного ГОСТа установлены основные показатели, характеризующие свойства фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания, при этом требования к материалам коробки данным документом не регламентированы.
Представитель Заявителя представил материалы, свидетельствующие о том, что на рынке существуют противогазы, укомплектованные фильтрующе-поглощающими коробками в корпусе из композитного материала.
Кроме того, Заявитель в жалобе указал, что противогазы со стеклами трапециевидной формы соответствуют требованиям ГОСТ 12.4.041-2001 и ГОСТ Р 12.4.189-99. Представитель Заявителя указал, что трапециевидная форма стекол превосходит по своим характеристикам стекла круглой формы, поскольку имеют меньшее ограничение поля зрения.
Комиссия согласилась с доводами Заявителя и считает, что указанные требования Заказчика необоснованны и приводят к ограничению количества участников закупки.
3.3. Комиссия считает обоснованным довод Заявителя о том, что требования к маркировке ФПК противогаза предусматривает возможность поставки исключительно противогазов типа ГП-7.
Заказчик установил следующие требования к маркировке товара: "На цилиндрической части ФПК наносится наименование изделия, условное обозначение предприятия- изготовителя, дата изготовления (квартал - римскими цифрами и две последние цифры года - арабскими цифрами), номер партии. На экране дна коробки методом штамповки изнутри выдавлено условное обозначение предприятия-изготовителя и две последние цифры года изготовления. На конусной части фильтра со стороны горловины методом штамповки изнутри наносится наименование предприятия-изготовителя побуквенно".
Согласно Методическим рекомендациям по организации создания, содержания запасов средств индивидуальной защиты населения и проведения их лабораторных испытаний, утвержденных заместителем министра МЧС России Р.Х Цаликовым 21 ноября 2006 года, данные требования по маркировке относятся только к фильтрующе - поглощающей коробке (ФПК) ГП-7к, входящей в комплектацию исключительно противогазов ГП-7 и ПДФ-2Д (ПДФ-2111) и дополнительным патронам ДПГ-3.
Маркировка всех новых образцов фильтрующе - поглощающих коробок противогазов и дополнительных патронов к ним в соответствии с требованиями указанного документа МЧС России должна производиться с помощью клеящихся этикеток, несущих маркировку и необходимую информацию. Методом выштамповки на экране наносится только дополнительная маркировка, содержания шифр предприятия - изготовителя и год изготовления.
Таким образом, несмотря на указание в наименовании закупаемого изделия слов "или эквивалент", документация об электронном аукционе не допускает поставки других изделий, отвечающих техническим требованиям Заказчика, кроме противогаза ГП-7 что приводит к ограничению количества потенциальных участников электронного аукциона.
3.4. Комиссия считает обоснованным довод Заявителя о том, что документация об аукционе содержит дополнительные требования, не предусмотренные действующим законодательством.
В Приложении N 1 "Заказ на поставку товара" к документации об аукционе содержится следующее требование:
"Партия противогазов сопровождается:
- формуляром военного представителя Минобороны России (ВП МО РФ), в котором указан комплект поставки, основные характеристики, свидетельство о приемке ВП МО РФ, заключение представителя Заказчика, гарантийные обязательства и другая информация. Формуляр заверяется печатью ВП МО РФ и печатью завода-изготовителя;
- сертификатом соответствия в системе добровольной сертификации "Военный регистр".
Как следует из жалобы Заявителя, требование о представлении указанных документов установлено неправомерно, так как закупаемая продукция не является вооружением и военной техникой и не подлежит обязательной сертификации.
Представитель Заказчика не смог обосновать правомерность требования о представлении на этапе поставки товара указанных документов, указав при этом, что "сертификация соответствия в системе "Военный регистр, также как и военная приемка, повышает гарантию качества товара".
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "СибТрейд" на действия БУЗОО "Городская детская клиническая больница N 3" при осуществлении закупки "Поставка средств индивидуальной защиты (противогаз, патрон к противогазу)" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352300004114000098).
2. Признать в действиях БУЗОО "Городская детская клиническая больница N 3" нарушение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе".
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" выдать БУЗОО "Городская детская клиническая больница N 3" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П.Шмакова |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
А.П.Алексина |
|
В.С.Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 апреля 2014 г. N 03-10.1/147-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2014