Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 апреля 2014 г. N 03-10.1/152-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе <_>,
рассмотрев жалобу ООО "ЦПП "Тендер" (далее - заявитель, Общество) на действия единой комиссии уполномоченного органа - Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее - уполномоченный орган) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению социологического исследования для нужд заказчика - Управление делами Администрации г. Омска (далее - заказчик) (извещение N 0152300011914000101) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей:
уполномоченного органа - <_>,
заказчика - <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 3805 от 24.04.2014) на действия единой комиссии уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Заявитель полагает, что единая комиссия нарушила требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе") неправомерно признав вторую часть заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе по основанию, указанному в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 15.04.2014, а именно: "_заявка участника закупки не содержит документы или копии документов, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства участника закупки (не представлен документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год), статус социально ориентированных некоммерческих организаций)".
В жалобе заявитель указывает следующее: "_Однако, указанный документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год и подтверждающий статус субъекта малого предпринимательства участника закупки (документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год - налоговая декларация, содержащая сведения о средней численности работников ООО "ЦПП "Тендер", и документ, подтверждающий подачу указанной декларации в налоговый орган) был предоставлен при подаче заявки на участие в электронном аукционе N 0152300011914000101, что подтверждается информацией, содержащейся на электронной торговой площадке http:/www.rts-tender.ru/".
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию Омского УФАС России выдать единой комиссии уполномоченного органа предписание об устранении нарушений действующего законодательства о закупках.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-2933 от 21.04.2014) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 3772 от 23.04.2014).
Из представленных материалов следует, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе" 19.03.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152300011914000101 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 250000 рублей.
25.03.2014 и 27.03.2014 на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об аукционе.
25.03.2014 и 28.03.2014 уполномоченным органом вносились изменения в извещение о проведении электронного аукциона.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 11.04.2014 поступило восемь заявок, все участники закупки допущены к участию в аукционе.
14.04.2014 состоялась процедура проведения электронного аукциона, в аукционе участвовало шесть участников, наименьшую цену контракта предложил участник закупки N 7 (46250 рублей).
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.04.2014 следует, что заявки всех участников закупки, в том числе заявителя (заявка N 5) признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
В соответствии с частью 13 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" открытый аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей уполномоченного органа, заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия признала жалобу обоснованной в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с положениями статьи 30, пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона заказчик, уполномоченный орган установили ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе" заказчик, уполномоченный орган установили в подпункте 6 пункта 4.1 документации об электронном аукционе требование о представлении участниками закупки во второй части заявки:
"документов или копии документов, подтверждающих право участника электронного аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона N 44-ФЗ:
а) для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства:
N п/п |
Наименование документа |
Примечание |
1 |
Документ, содержащий сведения об отсутствии суммарной доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц более двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, более двадцати пяти процентов. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" |
Для юридического лица |
2 |
Документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год. Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. |
Для юридического лица и физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя |
3 |
Документ, содержащий сведения о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете |
Для юридического лица и физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя |
б) в целях отнесения участника закупки к социально ориентированной некоммерческой организации для предоставления преимуществ в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ комиссия проверяет наличие в учредительных документах такого участника видов деятельности, указанных в части 2.1 статьи 2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.04.2014 заявка заявителя (заявка N 5) признана не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе на основании следующего: "Не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ (непредставление документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ и пунктом 4.1 документации об электронном аукционе: заявка участника закупки не содержит документы или копии документов, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства участника закупки (не представлен документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год), статус социально ориентированных некоммерческих организаций)".
Заявитель считает, что во второй части его заявки содержались все необходимые документы, подтверждающие право на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О контрактной системе".
В свою очередь, на заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснила, что не согласна с доводами жалобы заявителя в полном объеме, считает, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе единая комиссия действовала строго в соответствии с нормами Федерального закона "О контрактной системе" и требованиями документации об аукционе, в которой было установлено требование о предоставлении участниками закупки в качестве документа, подтверждающего принадлежность к субъектам малого предпринимательства документа содержащего сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год.
Комиссия установила, что во второй части заявки заявителя содержались в частности следующие документы:
- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (по состоянию на 01.01.2014);
- бухгалтерская (финансовая) отчетность субъектов малого предпринимательства.
Учитывая пояснения представителя уполномоченного органа, а также содержание документации об электронном аукционе и второй части заявки заявителя Комиссия признала правомерными действия единой комиссии уполномоченного органа по признанию заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 указанной статьи Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм Федерального закона "О контрактной системе", единая комиссия уполномоченного органа формально рассматривала вторую часть заявки заявителя на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, в подпункте 6 пункта 4.1 которой было установлено требование о предоставлении участниками закупки в качестве документа, подтверждающего статус субъекта малого предпринимательства, документа, содержащего сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год.
В то же время, заявителем в составе второй части заявки был представлен иной документ - сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, что формально не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в настоящее время опубликовано совместное письмо от 04.04.2014 Минэкономразвития N 7158-ЕЕ/Д28и и ФАС России N АЦ/13590/14, в котором в частности указано следующее: "_Таким образом, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация.
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрено".
При этом Комиссия обращает внимание, что позиция ФАС России является обязательной для применения территориальными органами ФАС России.
Проводя внеплановую проверку и руководствуясь позицией, изложенной в вышеуказанном совместном письме Минэкономразвития и ФАС России, Комиссия установила, что для признания заявки заявителя соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, является достаточным представленное в составе второй части заявки заявителя бухгалтерская (финансовая) отчетность субъектов малого предпринимательства.
По мнению Комиссии, из данного документа, подаваемого в налоговый орган, прямо следует, что ООО "ЦПП "Тендер" является субъектом малого предпринимательства.
Таким образом, при указанных обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях единой комиссии уполномоченного нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе", в связи с чем, жалоба заявителя о предоставлении в составе второй части его заявки документов, подтверждающих право на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О контрактной системе" признается обоснованной.
Кроме того, проанализировав вторые части заявок остальных участников закупки, Комиссия установила, что заявки участников закупки N 3 ("ГЭПИЦентр-2") и N 8 (ИП Воронов П.А.), признанные единой комиссией не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе по причине непредоставления документов, подтверждающих статус субъектов малого предпринимательства, должны быть признаны соответствующими по данному основанию, поскольку с учетом позиции Минэкономразвития, изложенной в совместном письме, заявки указанных участников закупки содержали документы, достаточные для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что в результате рассмотрения настоящей жалобы необходимо выдать единой комиссии уполномоченного органа предписание о повторном рассмотрении заявок участников закупки NN 3, 5 и 8, признав при этом заявки участников N 5 и N 8 соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "ЦПП "Тендер" на действия единой комиссии уполномоченного органа - Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению социологического исследования для нужд заказчика - Управление делами Администрации г. Омска (извещение N 0152300011914000101).
2. Признать в действиях единой комиссии Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска нарушение требований пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе".
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" выдать уполномоченному органу - Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска и его единой комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 апреля 2014 г. N 03-10.1/152-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2014