Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 апреля 2014 г. N 03-10.1/110-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе <_>:
рассмотрев жалобу Страхового открытого акционерного общества "ВСК" (далее - заявитель, Общество) на действия заказчика - Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - заказчик) при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (извещение N 0152200004414000517) (далее - запрос котировок),
в присутствии представителей:
заявителя - <_>,
заказчика - <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 2632 от 27.03.2014) на действия заказчика при проведении запроса котировок.
В жалобе заявитель указывает следующее: "_В извещении Заказчика п. 18. "Срок, место и порядок подачи заявок участников запроса котировок" определено, что прием заявок на участие в запросе котировок осуществляется с 08:30 часов 25 марта 2014 года до 10:00 часов 02 апреля 2014 года (время местное): - в электронной форме - в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью, с использованием единой информационной системы в соответствии с Федеральным законом; - в письменной форме - по адресу: 644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, дом 42, кабинет 401б в рабочие дни (понедельник-четверг с 08:30 час. до 17:45 час. (обед с 13:00 час. до 14:00 час.) пятница с 08:30 час. до 16:30 час. (обед с 13:00 час. до 14:00 час.).
25.03.2014 г. в 08:30 СОАО "ВСК" (далее - Общество) приняло участие в запросе котировок, подав заявку в виде электронного документа с использованием ЭЦП в соответствии с федеральным законодательством об электронном документообороте. (Удостоверяющий центр ООО "Е-Портал"). В виду отсутствия Единой информационной системы заявка Общества была направлена на электронную почту Заказчика указанную в извещении. При личном контакте представителю Общества Виноградову В.Г. с работником контрактной службы (каб. 401) было заявлено, что в связи с отсутствием Единой информационной системы заявки принимаются только в письменной форме".
Заявитель полагает, что такие действия заказчика нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"), поскольку считает возможным подавать заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, учитывая, что до настоящего времени единая информационная система отсутствует и действуют переходные положения, установленные статьей 112 Федерального закона "О контрактной системе".
С учетом изложенного, Общество просит Комиссию Омского УФАС России провести проверку по указанным в жалобе доводам на предмет соблюдения законодательства в сфере закупок и в случае выявления в действиях заказчика нарушений выдать ему предписание об их устранении.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-2093 от 28.03.2014) заказчиком были представлены материалы запроса котировок и возражения на доводы жалобы заявителя (вх. N 2807 от 01.04.2014).
21.03.2014 в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение N 0152200004414000517 о проведении запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 20759,40 рублей.
31.03.2014 заказчиком вносились изменения в извещение о проведении запроса котировок.
10.04.2014 в 10:00 час. установлены дата и время окончания подачи котировочных заявок.
В своих возражениях заказчик указывает на то, что не согласен с доводами жалобы заявителя в полном объеме, поясняя при этом следующее: "_До ввода единой информационной системы, в соответствии с ч. 5 ст. 112 Федерального закона информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте закупок, введение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 Положения о размещении на официальном сайте закупок информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок_, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913, частями 5.1, 5.3, 5.4 статьи 112 Федерального закона информация на официальном сайте закупок размещается в случаях и лицами, которые предусмотрены Федеральным законом, за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, в соответствии с Федеральным законом, требованиями извещения у заявителя отсутствовала возможность направить заявку на участие в запросе котировок по электронному адресу Главного управления и направленная таким образом заявка не могла быть рассмотрена Главным управлением как поступившая".
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 73 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о форме заявки на участие в запросе котировок.
Согласно части 2 статьи 77 Федерального закона "О контрактной системе" заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
При этом в силу части 4 указанной статьи заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона "О контрактной системе" в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона "О контрактной системе" предусмотрено, что в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В извещении о проведении запроса котировок N 0152200004414000517, разработанном с помощью программно-аппаратных средств официального сайта, в графе "Порядок подачи котировочных заявок" указано: "Прием заявок на участие в запросе котировок осуществляется - в электронной форме, - в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью, с использованием единой информационной системы в соответствии с Федеральным законом.; - в письменной форме - по адресу: 644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, дом 42, кабинет 401б в рабочие дни (понедельник - четверг с 08:30 час. до 17:45 час. (обед с 13:00 час. до 14:00 час.) пятница с 08:30 час. до 16:30 час. (обед с 13:00 час. до 14:00 час.). Участник запроса котировок вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае подачи заявки в письменной форме она подается Государственному заказчику в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки. Подробный порядок подачи указан в разделе 18 извещения о запросе котировок".
Аналогичную информацию о форме заявки на участие в запросе котировок, месте и порядке подачи заявок участников закупки содержит и печатная форма извещения о проведении запроса котировок, прикрепленная отдельным файлом в разделе "Документы" на официальном сайте.
Согласно части 1 статьи 78 Федерального закона "О контрактной системе" в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.
При этом частью 7 данной статьи установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Комиссия установила, что котировочная заявка Общества в форме электронного документа была подана с нарушением требований извещения N 0152200004414000517, а именно на адрес электронной почты заказчика - gsn@omskportal.ru
Вместе с тем, заявитель полагает, что до момента введения в действие единой информационной системы должны применяться правила, действовавшие до дня вступления в силу Федерального закона "О контрактной системе", позволяющие принимать заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.
Комиссия не может согласиться с указанной позицией Общества, поскольку часть 1 статьи 5 Федерального закон "О контрактной системе" предусматривает подачу заявок в форме электронного документа исключительно через единую информационную систему.
В извещении о проведении запроса котировок заказчик указал аналогичные требования к порядку подачи котировочных заявок в форме электронного документа.
Комиссия отмечает, что законодателем не установлена отсрочка вступления в силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона "О контрактной системе", отсутствие на настоящий момент функционирующей единой информационной системы не является основанием для нарушения требований указанной нормы.
Комиссия считает несостоятельной ссылку заявителя на пункт 1 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 (далее - Положение), поскольку данным пунктом установлено, что настоящее Положение устанавливает порядок размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru именно информации, подлежащей размещению в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе" в единой информационной системе в сфере закупок, которой является непосредственно сама информация о закупках (извещение о проведении закупки, документация о закупке, планы-графики, информация о контракте и т.п.).
При этом пунктом 2 Положения установлено, что информация размещается на официальном сайте в случаях и лицами, которые предусмотрены Федеральным законом, а также в сроки, устанавливаемые Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами, к которым не относятся поставщики (подрядчики, исполнители).
Учитывая вышеуказанное, принимая во внимание пояснения сторон, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушение норм Федерального закона "О контрактной системе", поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе" и требованиями извещения о проведении запроса котировок N 0152200004414000517 котировочная заявка заявителя не могла быть рассмотрена котировочной комиссией заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу Страхового открытого акционерного общества "ВСК" на действия заказчика - Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (извещение N 0152200004414000517).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 апреля 2014 г. N 03-10.1/110-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2014