Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 апреля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу СОАО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), принадлежащих Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (извещение N 0156100009314000047),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156100009314000047 Заказчиком проводился запрос котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), принадлежащих Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Котировочной комиссии.
По мнению Заявителя, котировочные заявки всех участников должны быть отклонены, так как цена, предложенная в заявках, не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 20.03.2014 г. победителем запроса котировок признано ООО "Росгосстрах" в связи с лучшим предложением о цене контракта.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении запроса котировок от 27.02.2014 г., с учетом изменений, НМЦК составляет 494 266,05 руб. Обоснование НМЦК Заказчиком приведено в Приложении N2 к извещению о проведении запроса котировок.
В извещении о проведении запроса котировок Заказчиком описаны требования к техническим характеристикам и результатам оказанных услуг, а именно:
Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в количестве 53 штук, принадлежащего Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю осуществляется в соответствии с общими требованиями (Приложение N1 к извещению о проведении запроса котировок).
Перечень автотранспортных средств, принадлежащих Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, и подлежащие страхованию - в приложении N 3 к извещению о проведении запроса котировок.
При этом цена контракта должна рассчитываться в соответствии со ст.9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закона об ОСАГО).
Следует отметить, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (части 1, 2 статьи 9 Закона об ОСАГО).
Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО определено, что установленные в соответствии с данным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 года N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
Указанным Постановлением установлено, что при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования рассчитывается с применением коэффициентов, определяемых в зависимости от обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска, в частности, от категории транспортного средства, от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, от мощности двигателя легкового автомобиля, от срока страхования, от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Следовательно, НМЦК должна соответствовать применяемым тарифным ставкам и коэффициентам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. N 739.
Кроме того, учитывая специфику закупки, требования документации о закупке, НМЦК, предложенная участниками закупки, должна быть рассчитана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. N 739 и соответствовать НМЦК.
Согласно ч.6 ст.78 Закона о закупках победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Часть 7 названной статьи содержит требование, согласно которому Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Исходя из того, что предложенная всеми участниками закупки цена контракта должна быть идентичной, поскольку только Заказчик обладает полной и достоверной информацией об объекте, а потенциальные же участники закупки, не обладая до момента заключения контракта, указанными сведениями, не вправе применять иные базовые ставки и тарифы, чем те, которые применены Заказчиком, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Котировочной комиссии, допустившей к участию в запросе котировок участников закупки: ОСАО "Ингосстрах", ООО "Росгосстрах", ООО "Страховая группа "Компаньон", ОАО "Страховое общество газовой промышленности", предложивших цену контракта, отличной от цены, указанной Заказчиком в документации о закупке, имеется нарушение ч. 6 ст. 78 Закона о закупках.
На заседании Комиссии было установлено, что НМЦК участника запроса котировок СОАО "ВСК" составляет 494 266,05 руб. и соответствует НМЦК, установленной Заказчиком.
Вместе с тем, Комиссия установила, что расчет по позиции N19: "ГАЗ-2705" в Приложении N2 к извещению о проведении запроса котировок, стоимость которой составляет 16 758, 00 руб., является неверным, и который, в свою очередь, повлек неверный расчет НМЦК Заказчиком.
Комиссией установлено, что основанием неверного расчета НМЦК Заказчиком явилось не принятие во внимание требования Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. N 739, а именно п.4 раздела II, в котором сказано, что максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базового страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициента КН, предусмотренного п. 9 раздела I настоящего Постановления, - его 5-кратный размер.
При верном расчете размер НМЦК по позиции N19 должен составлять 14 250, 00 руб., а общая НМЦК 491 758, 05 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о закупках, документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении запроса котировок, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 ч.1 ст.22 Закона о закупках начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения, в том числе тарифного метода.
В соответствии с ч.8 ст. 22 Закона о закупках тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
При указанных выше обстоятельствах в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о закупках.
Вместе с тем, в действиях Котировочной комиссии, рассматривающей, как указано выше, заявки на участие в запросе котировок на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, имеются нарушения ч.6,7 ст. 78 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу СОАО "ВСК" на действия Единой комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), принадлежащих Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (извещение N 0156100009314000047) обоснованной.
2. Признать в действиях Котировочной комиссии выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения ч.6,7 ст. 78 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о закупках.
4. Предписание Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю не выдавать в связи с тем, что предписание выдано по жалобе ОСАО "Ингосстрах" филиал в г. Перми (вх. N 03977-14 от 26.03.2014 г.).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 апреля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2014