Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой-Бат" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов: кладбище "Заборное", кладбище "Егошихинское" (извещение N 0356300007414000032),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300007414000032 МКУ "Пермблагоустройство" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту объектов: кладбище "Заборное", кладбище "Егошихинское".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрению заявки единственного участника электронного аукциона от 25.04.2014 г., заявка подателя жалобы признана не соответствующей требованиям, установленным Законом о закупках и документации о закупке, поскольку представлена недостоверная информация о наличии у участника закупки действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на дату и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В Разделе 5 документации о закупке Заказчиком установлены требования к составу второй заявки. Так, в частности, участнику закупки необходимо представить документы копию свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающего виды работ, выполненные собственными силами:
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
10.1 Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
Комиссией установлено, что в составе второй части заявки, поданной в установленные сроки, т.е. до 15.04.2014 г. включительно, ООО "Спецстрой-Бат" было представлено свидетельство СРО N 0277.05-2014-5905249297-С-151, выданное 14.03.2014 г. НП "Центр объединения строителей "СФЕРА-А" (выданное взамен ранее выданного от 28.12.2012 г. N 0277.04-2012-5905249297-С-151) (далее - свидетельство СРО), содержащее допуски, поименованные в документации о закупке.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.69 Закона о закупках, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении закупки дата и время окончания срока подачи заявок - 15.04.2014 г.
Вместе с тем, поскольку действие свидетельства СРО ООО "Спецстрой-Бат" 09.04.2014 г. было приостановлено, а возобновлено лишь 17.04.2014 г., т.е. за пределами сроков, установленных для подачи заявки, Аукционная комиссия, реализуя обязанность, предусмотренную п.1 ч.6 ст.69 Закона о закупках, составила вышеупомянутый протокол, в соответствии с которым, заявка подателя жалобы была признана не соответствующей требованиям как Закона о закупках, так и требованиям документации.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно п.1, п.2 ч.1 ст.55.1 Градостроительного кодекса основными целями саморегулируемых организаций являются: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций; повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Частью 1 ст.55.6 Градостроительного кодекса предусмотрено, что в ч.2 ст.55.6 Градостроительного кодекса установлен перечень документов, предоставляемых для приема в члены саморегулируемой организации.
Согласно ч.6 ст.55.6 Градостроительного кодекса лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Из материалов жалобы следует, что ООО "Спецстрой-Бат" является членом саморугелируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство Некоммерческое Партнерство "Центр объединения строителей "СФЕРА-А".
06.05.2014 г. Пермским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "Спецстрой-Бат" на действия МКУ "Пермблагоустройство" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта ул. Кировоградская от ул.Липатова до ул.Гальперина (извещение N 0156300008714000004). В рамках рассмотрения данной жалобы в адрес НП ЦОС "СФЕРА-А" был направлен запрос о том, приостанавливалось ли действие свидетельства СРО N 0277.05-2014-5905249297-С-151, выданное 14.03.2014 г. ООО "Спецстрой-Бат" и если приостанавливалось, то в связи с чем, на какой период и когда были сняты данные меры дисциплинарного воздействия.
Согласно ответу НП "Центр объединения строителей "СФЕРА-А" (далее - Ответ), поступившего в адрес Пермского УФАС России (вх. N 06455-14), ООО "Спецстрой-Бат" внесено в реестр членов НП ЦОС "СФЕРА-А" в соответствии с протоколом заседания Совета НП ЦОС "СФЕРА-А" N 76 от 27.10.2010 г., в соответствии с которым, данное общество имеет свидетельство СРО и действующий договор страхования от 09.04.2014 г.
В силу части 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
Согласно статье 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность за причинение вреда в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к работам, выданное этой саморегулируемой организацией.
Компенсационный фонд саморегулируемой организации формируется за счет уплачиваемых ее членами взносов, минимальный размер которых установлен частями 6 и 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
1. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;
3) наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 настоящего Кодекса.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 20320-ДБ/08 Понятие "минимальный размер компенсационного фонда" используется в статьях 55.10, 55.16 Кодекса в целях установления объема восполнения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в случае осуществления выплат из компенсационного фонда в соответствии со статьей 60 Кодекса (выплат в целях возмещения вреда и судебных издержек). В частности, данной нормой установлено, что в случае осуществления указанных выплат размер компенсационного фонда саморегулируемой организации должен быть увеличен в порядке и до размера, который определен уставом саморегулируемой организации, но не может быть меньше установленных законодательством размеров.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 55.10 Кодекса размер взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации и порядок его формирования устанавливаются общим собранием членов саморегулируемой организации. При этом размеры взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации устанавливаются в размере не ниже минимальных размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, предусмотренных пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 2 статьи 55.4, а также частями 6 и 7 статьи 55.16 Кодекса (дифференциация взносов в зависимости от стоимости работ по одному договору).
Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда саморегулируемой организации определяется с учетом фактического числа его членов и фактического размера взносов в компенсационный фонд каждого члена, установленного внутренними документами саморегулируемой организации.
Механизм восполнения компенсационного фонда должен в обязательном порядке быть установлен внутренними документами саморегулируемой организации.
Согласно п.2 ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей.
Согласно п.3 ч.2 ст. 55.17 Градостроительного кодекса в реестре членов саморегулируемой организации наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", в отношении каждого ее члена должны содержаться сведения о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Правилами саморегулирования могут, в частности, устанавливаться требования о страховании членами СРО гражданской ответственности, которая может наступить, если недостатки работ окажут влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также условия такого страхования.
В целях предоставления методической помощи СРО, ее членам и страховым организациям при страховании гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, разработаны Методические рекомендации по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, одобренные на совещании Минрегиона России (Протокол от 27.02.2010).
Согласно п. 6.3 Методических рекомендаций саморегулируемым организациям следует установить требования в отношении своих членов, в соответствии с которыми страховой взнос должен быть уплачен единовременным платежом не позднее 10 рабочих дней с момента заключения договора. Не допускается уплата страхового взноса частями, за исключением договоров страхования, заключенных на срок больше года. В этом случае допускается уплата страхового взноса ежегодными платежами.
За несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования, как это предусмотрено статьей 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении членов саморегулируемой организации применяются меры дисциплинарного воздействия. В качестве мер дисциплинарного воздействия применяются:
1) вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;
2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;
3) приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
4) прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
5) исключение из членов саморегулируемой организации.
Согласно ч.3 ст.55.15 Градостроительного кодекса приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ допускается в случае несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на шестьдесят календарных дней. В этот период член саморегулируемой организации вправе выполнять самостоятельно из числа указанных работ только работы, необходимые для устранения выявленных нарушений, и обязан уведомить об их устранении саморегулируемую организацию, которая в срок не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня уведомления обязана осуществить проверку результатов устранения выявленных нарушений и принять решение о возобновлении действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ либо об отказе в таком возобновлении с указанием причин принятия этого решения.
Комиссией установлено, что в связи с пропуском срока внесения платежей для обеспечения страхования гражданской ответственности, 09.04.2014 г. к ООО "Спецстрой-Бат" НП ЦОС "СФЕРА-А" были применены меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия Свидетельства СРО (протокол N 62 заседания Совета НП ЦОС "СФЕРА-А" от 09.04.2014 г.), о чем обществу было направлено письменное предписание N 265/2/227 от 09.04.2014 г., полученное ООО "Спецстрой-Бат" 12.04.2014 г. Из данного предписания следует, что на основании требований законодательства от имущественной ответственности членов саморегулируемой организации необходимо обеспечить непрерывность страхования гражданской ответственности в течение всего срока членства в СРО. В связи с этим ООО "Спецстрой-Бат" необходимо представить в Контрольную комиссию НП ЦОС "СФЕРА-А" договор страхования гражданской ответственности, страховой полис. Руководствуясь действующим законодательством РФ и внутренними положениями партнерства, по результатам рассмотрения дела о нарушении требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов партнерства дисциплинарной комиссией партнерства принято решение о приостановлении выданного свидетельства о допуске на 60 дней, т.е. до 08.06.2014 г.
В данном уведомлении указано, что осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, является уголовно-наказуемым деянием и подпадает под действие ст.171 УК РФ, информация о приостановлении действия свидетельства будет направлена в Национальное объединение строителей, Ростехнадзор, Инспекцию по налогам и сборам, МВД и Прокуратуру, а также по всем электронным торговым площадкам.
Согласно протоколу N 68 заседания Совета НП ЦОС "СФЕРА-А" действие свидетельства СРО ООО "Спецстрой-Бат" было восстановлено 17.04.2014 г.
В ходе рассмотрения представитель Заявителя не отрицал то обстоятельство, что страховые взносы не были уплачены в установленные сроки, в связи с чем, действие свидетельства СРО было приостановлено, более того, не отрицал, что в момент приостановления действия свидетельства СРО, ООО "Спецстрой-Бат" было не вправе выполнять работы, являющиеся предметом закупки.
Комиссия отмечает, что свидетельство СРО является исключительным, специальным разрешением, необходимым для выполнения работ, являющихся предметом контракта.
Однако, поскольку действие специального разрешения в период с 09.04.2014 г., по 17.04.2014 г. было приостановлено (временно не действовало), что лишало ООО "Спецстрой-Бат" в указанный период специальной правоспособности, которая необходима для того, чтобы данное общество было признано участником закупки, соответствующим как требованиям Закона о закупках, так и требованиям аукционной документации, в действиях Аукционной комиссии, установившей недостоверную информацию в представленном документе на дату и время окончания срока подачи заявок, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Информации, изложенная в Ответе, о том, что нарушение, повлекшее за собой применение мер дисциплинарного воздействия, было фактически устранено ООО "Спецстрой-Бат" 16.04.2014 г., опровергается материалами жалобы, поскольку, как указано выше, действие свидетельства СРО было восстановлено лишь 17.04.2014 г., и более того, подтверждает то обстоятельство, что по состоянию на 15.04.2014 г. данное общество не соответствовало требованиям, установленным Законом о закупках и требованиям, установленным Заказчиком.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спецстрой-Бат" на действия Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов: кладбище "Заборное", кладбище "Егошихинское" (извещение N 0356300007414000032) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 мая 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2014