Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 апреля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу НОУ "Учебно-методический центр "Триада" (далее - Заявитель) на действия Министерства территориального развития Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по обучению (повышению квалификации) лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений Пермского края по теме "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (извещение N 0156200001014000004),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200001014000004 Заказчиком проводился открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по обучению (повышению квалификации) лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений Пермского края по теме "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установлено следующее.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Главе 3 документации о закупке.
Так, одним из критериев является критерий "Квалификация участника конкурса", включающий следующие показатели:
2.1 Опыт работы в сфере оказания образовательных услуг по повышению квалификации в сфере закупок*,* Под опытом работы в сфере закупок понимается общая стоимость образовательных услуг по проведению курсов повышения квалификации объемом 120 академических часов по тематике контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд на общую сумму 2 500 000 рублей. (Сi1),
2.2. Уровень квалификации преподавательского состава, заявленного для непосредственного оказания услуг по предмету конкурса, * Под уровнем квалификации понимается процентное соотношение количества заявленных преподавателей, имеющих в наличии ученые степени (кандидата или доктора юридических (или экономических) наук) к общему количеству заявленных преподавателей для курсов повышения квалификации) (С2i),
2.3 Привлечение к учебному процессу в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения, * Под специалистами, имеющими опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения, понимаются специалисты из Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Министерства финансов Пермского края, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, представители электронных торговых площадок (С3i).
При этом, по показателю "Привлечение к учебному процессу в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения" установлен следующий показатель, раскрывающий содержание поименованного нестоимостного критерия:
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является привлечение участником конкурса к учебному процессу в качестве преподавателей 5 (пяти) специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения, - специалистов из Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Министерства финансов Пермского края, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, представителей электронных торговых площадок.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное привлечение участником конкурса к учебному процессу в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения.
Оценка по данному показателю осуществляется на основе представленных в заявке на участие в конкурсе документов, подтверждающих привлечение участником конкурса к учебному процессу в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения (гражданско-правовой договор или иные документы).
Если участником конкурса предложено значение равное или превышающее, установленное максимальное значение по данному показателю, такой заявке присваивается 100 баллов (НЦБmax),
при этом ,
Остальным заявкам расчет баллов производится следующим образом:
а) в случае если , - по формуле:
б) в случае если , - по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,3);
- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
- предельно необходимое заказчику значение характеристик;
- количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Привлечение к учебному процессу в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения считается не подтвержденным в случаях:
- документов, подтверждающих привлечение участником конкурса к учебному процессу в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения (гражданско-правовой договор или иные документы).
При отсутствии документов, подтверждающих привлечение участником конкурса к учебному процессу в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения, заявке на участие в конкурсе по данному показателю присваивается 0 баллов.
В соответствии с требованиями п.6 ч.2 ст. 51 Закона о закупках, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям Раздела 7 документации об открытом конкурсе, заявка должна содержать копии документов, подтверждающих привлечение к учебному процессу в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения, - специалистов из Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Министерства финансов Пермского края, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, представителей электронных торговых площадок (гражданско-правовой договор или иные документы) и др.
При этом информация предоставляется в отношении специалистов непосредственно привлекаемых в ходе выполнения Контракта.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснила, что наряду с гражданско-правовым договором, в подтверждение привлечения к учебному к учебному процессу в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения могут быть представлены, например, гарантийные письма, справки и т.п.
Вместе с тем, из требований документации об открытом конкурсе сказанное не следует, тогда как из анализа приведенных выше норм Закона о закупках следует, что порядок оценки заявок должен содержать требования к тем документам, которые должны быть представлены в составе заявки для подтверждения квалификации участника конкурса.
Во-первых, поскольку перечень документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по спорному критерию, не является исчерпывающим, и участник закупки на этапе подачи заявки не может установить, какие конкретно документы будут оцениваться Конкурсной комиссией, во-вторых, поскольку данные обстоятельства не исключают произвольное проставление членами Конкурсной комиссии баллов участникам закупки в пределах заданных значений по спорному критерию в действиях Заказчика имеется нарушение требования п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает, что содержание показателя "Привлечение к учебному процессу в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения", не является показателем, характеризующим уровень квалификации участника закупки.
Как указано выше, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Заказчик вправе установить критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пп. "г" п.27 Правил показателем нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" может быть обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика подтвердил то обстоятельство, что спорный подкритерий коррелирует с показателем, обозначенным в пп. "г" п.27 Правил.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Как указано выше, в качестве документов, которые подтверждают наличие трудовых ресурсов у участника закупки, могут быть представлены, в том числе, гарантийные письма и справки, выданные, например, Пермским УФАС России, о том, что конкретный специалист (данное следует из Раздела 7 документации о закупке) будет привлечен к учебному процессу в качестве преподавателя по установленной теме обучения.
В тоже время, документы, о которых было сказано представителем Заказчика, равно как и гражданско-правовые договоры, не могут подтверждать наличие у участника закупки трудовых ресурсов, поскольку трудовые ресурсы предполагают наличие у участников закупки трудовых отношений с лицами, сведения о которых предоставляются в составе конкурсной заявки.
В частности, справки, гарантийные письма от контролирующих органов исполнительной власти не могут являться документом, подтверждающим наличие трудовых отношений с участником закупки. Кроме того, поскольку в соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, такая справка, гарантийное письмо не могут быть выданы заранее.
Таким образом, поскольку справка, гражданско-правовой договор и т.п., не являясь, например, трудовым договором, не могут являться подтверждением наличия трудовых отношений между участником закупки и лицами, сведения о которых предоставляются в составе заявки, а также учитывая отсутствие в конкурсной документации исчерпывающего перечня документов, которые могут подтверждать квалификацию участника закупки по спорному критерию, в действиях Заказчика имеется нарушение требования п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Вместе с тем, довод Заявителя о том, что показатель спорного подкритерия ограничивает количество участников закупки, отклоняется Комиссией, поскольку, как указано выше, документы, подтверждающие квалификацию, являются предметом оценки и их отсутствие не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу НОУ "Учебно-методический центр "Триада" на действия Министерства территориального развития Пермского края при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по обучению (повышению квалификации) лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений Пермского края по теме "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (извещение N 0156200001014000004) обоснованной в части установления показателя, раскрывающего содержание нестоимостного критерия оценки с нарушением требованиям Закона о закупках.
2. Признать в действиях Министерства территориального развития Пермского края нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Министерства территориального развития Пермского края нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Выдать Министерству территориального развития Пермского края предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, допущенных Министерством территориального развития Пермского края, выдать предписание Единой комиссии.
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Министерства территориального развития Пермского края к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 апреля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2014